Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Управление качеством подготовки рабочих кадров через интеграцию профессионального образования и бизнеса

06.04.2016 94 112
Пасько Лариса Васильевна
Пасько Лариса Васильевна, заместитель директора по УМР, преподаватель русского языка и литературы

Шульга Марина Игоревна
Шульга Марина Игоревна, заведующий отделением, преподаватель

Алымова Марина Анатольевна
Алымова Марина Анатольевна, и.о.заместителя директора по УПР

Тарко-Салинский профессиональный колледж

В основе управления любой системой, в том числе системой воспроизводства трудовых ресурсов, лежит категория эффективности, основная концептуальная формула которой представляется как достижение производственной цели с минимальной затратой средств. Исходя из этой формулы, под эффективностью деятельности колледжа по воспроизводству трудовых ресурсов понимается степень удовлетворения текущих или перспективных потребностей работодателей, предприятий и организаций, отраслей экономики в подготовке специалистов необходимого уровня квалификации и профиля в заданной номенклатуре профессий, посредством имеющегося и постоянно развиваемого научно-технического, учебно-педагогического и инженерно-производственного потенциала при рациональном использовании педагогических, материальных и финансовых ресурсов.

С введением стандартов третьего поколения подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных к компетентной, ответственной и эффективной деятельности по своей профессии невозможна без внедрения инновационных технологий, которые в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения. Задачи обеспечения инновационного развития экономики и формирования общества, основанного на знаниях, требуют изучения взаимодействия между различными институтами в сферах образования и производства. Одним решением этих задач будет совместное использование потенциала образовательных и производственных организаций во взаимных интересах, то есть, интеграция образования и бизнеса.

В настоящее время интеграцию образования и бизнеса необходимо рассматривать как один из важнейших приоритетов, направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов, соответствующих потребностям рынка труда в условиях инновационной экономики.

При этом эффективное взаимодействие организаций профессионального образования с отдельными работодателями и рынком труда в целом требует развития комплексногостратегического партнерства сторон, целью которого является объединение финансовых, кадровых, материально-технических и иных ресурсов для взаимовыгодного сотрудничества.

В связи с этим коллектив Тарко-Салинского профессионального колледжа на протяжениинескольких лет работает в направлении совершенствования качества образования и содержания образовательных услуг с учетом потребностей рынка труда и работодателей.

Целью работы является мониторинг качества образовательной деятельности, который включает в себя такие объекты контроля, как содержание профессионального образования, условия образовательного процесса, качествообучения, рынок труда, мониторинг воспитательной среды и социальной адаптации выпускников.

Управленческая деятельность в колледже осуществляется в три этапа:

  • мотивационно-организационный, на котором реализуются функции мотивации, планирования и организации;
  • координационно-деятельностный, основанный на выполнении функций организаций и координаций;
  • контрольно-аналитический, предполагающий осуществление контроля оценки и анализа выполненных действий и принятия решений по результатам анализа.

При организации образовательного процесса в нашем колледжеприменяются различные технологии.

Так, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов по  направлению Техника и технология наземного транспорта применяются инновационные технологии, которые являются личностно ориентированными, что способствует развитию креативных способностей обучающихся.Суть обучения состоит в организации учебной  деятельности, при которой  все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания.

Сегодня в колледже признание получила концепция обучения при подготовке по направлению Электро- и теплотехника, которая проходит в три этапа: теоретический, экспериментальный, практический и мотивирует студентов к активной самостоятельной учебно-познавательно-развивающей деятельности.

Методика подготовки квалифицированных рабочих и специалистов по направлению Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия выстраивается по принципу дуального обучения, представляющая собой целостную модельс комплексом взаимосвязанных мер. Реализация элементов дуальной системы обучения в колледже осуществляется в тесном взаимодействии с ведущей компанией ООО «Нова Энергетические Услуги» в таких совместных мероприятиях, как организация профориентационной работы; обучение новым видам производственной профессиональной деятельности; подготовка студентов к конкурсу профессионального мастерства и т.д.

В последние годы наблюдается тенденция стремления колледжа установить взаимодействие с социальными партнерами и работодателями.

На сегодняшний день Тарко-Салинский профессиональный колледж имеет ряд соглашений и договоров о сотрудничестве:

  • с предприятиями топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства Пуровского района;
  • с центром занятости населения;
  • с ВУЗами;
  • со школами г. Тарко-Сале и Пуровского района;
  • сектором малого и среднего предпринимательства города, района и округа.

Важным направлением взаимодействия с социальными партнерами в области содержания образования является их привлечение к разработке учебно-программной документации по образовательным программам подготовки:

  • основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, рабочие программы профессиональных модулей и практик, программы государственной итоговой аттестации, фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации разрабатываются и утверждаются колледжем после предварительного положительного заключения работодателей;
  • работодатели, являющиеся потребителями кадров по отношению к колледжу, и их ведущие специалисты участвуют в осуществлении контроля качества подготовки выпускников путем участия в работе государственных экзаменационных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации выпускников, олимпиад профессионального мастерства, а также в процессе рецензирования выпускных квалификационныхпрактических работ и дипломных работ.

Для материальной поддержки студентов, достигших высоких результатов в учебной, общественной, исследовательской, творческой деятельности, успевающих в изучении дисциплин на «хорошо» и «отлично» учреждены именные стипендии: ООО «Проектно-строительное бюро», Филиал «Газпромбанк» (Открытое акционерного общества) в г. Новый Уренгой, Тюменская область.

 C 2005 года в Тарко-Салинском профессиональном колледже стали внедряться элементы ремесленного образования, направленного на повышение качества подготовки выпускников, а также изменение структуры и содержания подготовки рабочих. В ходе реализации проекта по подготовке профессионалов, способных адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, быть компетентными, конкурентоспособными и мобильными, изучены теоретические и практические наработки по проблеме подготовки работников для малых и средних ремесленных предприятий, что особенно важно для развивающегося северного города Тарко-Сале и Пуровского района.

Уникальность реализуемой практики заключается в том, что в результате подготовки формируется профессионально компетентный, квалифицированный рабочий в сфере малого бизнеса, способный не только работать, но и самостоятельно организовать свою деятельность.

Практика получила свое развитие, трансформируясь в стажировочную площадку регионального уровня по реализации компетентностного подхода в ремесленном образовании.

Для формирования предпринимательской компетенции студентов включены инновационные компоненты «Основы предпринимательства», «Экономика организации», «Основы деловой культуры» в учебную программу за счет вариативной ее части, и ориентированы на специфику предпринимательства в сфере ремесленничества.

Студенты проходят стажировки на малых предприятиях, изучая организацию предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, получая по его завершению сертификат, выдаваемый колледжем совместно с частными предприятиями. Также темы по ведению малого бизнеса и правилам делового этикета были включены в рабочие программы производственной практики.

С целью формирования рабочей молодежи практиконаправленного типа  колледж идет по пути расширения сферы присутствия инструментов реализации инновационной модели  движения WorldSkillsRussiaв профессиональном образовании. Идя в ногу со временем, одним из первых в округе, Тарко-Салинский профессиональный колледж сразу же  влился в это движение  и в ноябре 2012 года представил команду колледжа на I Открытом чемпионате Москвы по рабочим профессиям в рамках движения  WSR. Несмотря на то, что результаты участия непризовые, педагогический коллектив счел своей задачей вести подготовку обучающихся к конкурсным мероприятиям, в частности в рабочих программах по учебной и производственной практике ввести дополнительные модули.

В апреле 2014 года колледж представил участника на Открытом чемпионате WorldSkillsRussiaTyumen — 2014 и в 2015 году III Региональный чемпионат Свердловской области Worldskillsи региональный чемпионат рабочих профессий по стандартам WorldSkillsRussia в г. Ноябрьск.

Представленные подходы управления качеством подготовки рабочих кадровзначительно способствовали росту ключевых показателей деятельности колледжа.

Выпуск в 2014 году составил 53 обучающихся, 2015 г. – 90 обучающихся, 2016 г. – 89 обучающихся.

Доля обучающихся прошедших практику в условиях предприятия 2014г. –83%, 2015г.- 97,5 %, в 2016 году планируется до 100%.

 Доля выпускников, трудоустроившихся после завершения обучения, составляет за 2014-2016 г.г. - 100%.

Доля выпускников, трудоустроившихся по полученной профессии в течение одного года после выпуска,  в 2014 г. составила 63%, 2015 г. – 70%, прогноз 2016 г. – 74%.

Доля мастеров производственного обучения и преподавателей профессионального цикла, прошедших стажировку на предприятиях и организаций 2011-2015г.г. составила 100%.

Удельный вес педагогических работников, имеющих первую и высшую категории к общей численности педагогических работников, в 2015 году  составил 65,5%.

Все основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в колледже, успешно прошли процедуру аккредитации в 2016 г.

В современных условиях создание системы подготовки кадров для инновационных предприятий в колледже должно осуществляться в двух направлениях.

Первое направление – колледж осуществляет образовательную деятельность в тесном сотрудничестве с предприятиями. При этом работодатель принимает активное участие в формировании профессиональных компетенций студентов, совместно с предприятиями разрабатываются инновационные образовательные траектории развития студентов, системы профессиональной адаптации и наставничества выпускников. Специфика данной траектории заключается в практическом наполнении учебного процесса, то есть организация учебного процесса на базе работодателя, внедрение элементов дуальной системы по всем направлениям подготовки, организация практик студентам, стажировок как студентам так и мастерам производственного обучения и преподавателям, выполнение выпускных квалификационных практических работ по заказу работодателя и т.д. Это позволит выпускнику получить не только фундаментальное образование, но и сформировать дополнительные профессиональные и общекультурные компетенции, адаптивность к инновациям, способность к творчеству, навыкам проектной работы.

Второе направление заключается в подготовке специалистов не только для конкретных предприятий, но и способных самостоятельно организовать предприятие. Это – создание «новых работодателей».

Таким образом, главным результатом деятельности колледжа в области подготовки кадров является креативная личность, способная к саморазвитию, к творческому, исследовательскому подходу ко всем процессам и явлениям современности. Интегрированное сочетание знаний, умений и компетенций должны позволить выпускнику выполнять профессиональную деятельность в современной трудовой среде и адаптироваться в условиях инновационной экономики.

 Литература:

  1. Рожнова Е.Н. Сопряжение образовательного процесса и управленческой деятельности. Журнал «Профессиональное образование» № 6, 2015г. стр.16-19.
  1. ГайнеевЭ.Р. Дуальное обучение ориентируется на личность. Журнал «Профессиональное образование» № 11, 2015г. стр.20-22.
  1. Темченко Е.П. Повышение качества образования через интеграцию профессионального образования и бизнес. Сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции 1-2 октября 2014 года г. Чебоксары стр. 268-270.
  1. Алымова М.А. Модель дуального обучения в ГБПОУ ЯНАО «Тарко-Салинский профессиональный колледж» Сборник статей «Материалы VIII международной научно-практической конференции 27 апреля 2015г.» стр. 31-33.
  1. Алымова М.А., Пасько Л.В. Практика «Методическое сопровождение внедрения ФГОС в ГБПОУ ЯНАО «Тарко-Салинский профессиональный колледж» www.tspc89.ru
  1. Миронченко Г.И. Организация управления профессиональным колледжем в новых условиях хозяйствования www.dissercat.com
  1. Ефанов А.В., Шульга М.И. Становление системы подготовки ремесленников-предпринимателей в Тарко-Салинском профессиональном колледже// Актуальные проблемы развития профессионального образования: Материалы Всероссийской студенческой науч.- практ. конф., Нижний Новгород, 2015.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*