Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль междисциплинарных связей в подготовке специалистов среднего медицинского звена

04.04.2016 185 227
Мещерякова Светлана Николаевна
Мещерякова Светлана Николаевна, преподаватель

Краснова Татьяна Степановна
Краснова Татьяна Степановна, преподаватель

Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной

Уже невозможно представить современную жизнь без мобильных телефонов, компьютеров, планшетов, Интернета, навигаторов. А ведь еще совсем недавно все это было малодоступно. Но  жизнь не стоит на месте,  инновации активно внедряются не только в нашу обыденную жизнь, но и в учебный процесс. Термин «инновация» означает новое, передовое, прогрессивное. Инновации активно внедряются во многие сферы современной жизни.              

Современный педагог в своей работе уже не может обойтись без использования инновационных технологий. Использование инновационных технологий становится особенно актуально на фоне модернизации образования. Что же стимулирует педагогов на все более активное использование инновационных технологий? Ответ на этот вопрос обусловлен в первую очередь конечным итогом учебного процесса, т.е. теми знаниями, умениями, опытом и компетенциями,  которые должен получить студент.

«Анатомия и физиология человека» по праву считается важнейшей дисциплиной в медицинском колледже, это  фундамент,  на котором базируются  все клинические дисциплинам. Именно поэтому качественное преподавание  анатомии и физиологии человека важно для подготовки компетентных специалистов. Вместе с тем, анатомия и физиология считается одной  из самых сложных по уровню освоения дисциплин. В этой ситуации на помощь преподавателю приходят инновационные информационные технологии.

При подготовке будущих медицинских работников, наряду со знаниями анатомии, большое значение имеет изучение латинского языка. С самых первых шагов в медицинской науке студент встречает специальные понятия на латинском языке. Латинский язык открывает путь студентам к сознательному усвоению и грамотному употреблению профессионального языка, способствует формированию терминологически грамотного специалиста.

Информатика как учебная дисциплина имеет также  важное  значение для преподавателей и студентов, т.к. компьютерная безграмотность в современном обществе недопустима. Применение современных компьютерных технологий и программного обеспечения позволяет автоматизировать трудоёмкие операции во всех сферах жизнедеятельности человека. Внедрение ЭВМ в самые различные сферы деятельности повышает требование к специалистам. Необходимость  информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовало возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

В новой образовательной ситуации меняются цели и задачи в подготовке специалистов – акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетенций, происходит переориентация обучения на личностно-ориентированный подход.

Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности студентов в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.  При данном обучении формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность студентов.

В современных условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого студента в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в процессе собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика». Поэтому интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов.

Традиционное обучение нацелено на передачу обучающимся как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать. Задача обучающихся – как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам.

В новой образовательной ситуации меняются цели и задачи в подготовке специалистов – акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетенций, происходит переориентация обучения на личностно-ориентированный подход. “Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи”, – писал еще И.Г.Песталоцци. “Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает”. (Георг Зиммель). Преподаватель должен лишь направлять действия студента, помогать ему не потеряться в безбрежном мире информации, предоставляя ему самому конструировать свои знания”.

Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности студентов в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.  При таком обучении формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность студентов. В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого  студента в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика».

Перестройка системы образования предъявляет новые требования к личности педагога, методам и технике преподавания. Формируется новая ситуация взаимодействия преподавателя и аудитории во всех видах учебно-познавательной деятельности. В связи с этим возникла насущная потребность в разработке и использовании в учебном процессе новых форм и методов активного контекстного обучения (анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, мозговая атака, разыгрывание ролей, учебно-деловые игры и др.) и в совершенствовании, активизации, видоизменении  традиционных форм учебных занятий.  Поэтому интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов. К интерактивным методам могут быть отнесены различные виды лекций, дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые и «деловые» игры, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д.                   

Для проведения интегрированного занятия  выбран один из таких активных методов обучения – урок-конкурс с использованием современных педагогических инноваций (разработка заданий с использованием  интерактивной доски, интегрированных заданий, поиск информации на Интернет-ресурсах и т.д.).

Данный метод позволил объединить три очень важные дисциплины «Анатомия и физиология человека», «Латинский язык с основами медицинской терминологии», «Информатика». 

Цель урока-конкурса: формирование взаимосвязи морфофункциональной характеристики систем человека, анатомической латинской терминологии  и информационных коммуникационных технологий.

Междисциплинарный урок и  игровая форма занятия способствуют комплексному и более глубокому изучению материала, включают в активную работу всех  студентов, развивают их мыслительную деятельность, способность к анализу, обобщению и принятию самостоятельных решений, создают наилучшие  условия для демонстрации студентами своих знаний, умений,  лучшего  закрепления полученных знаний.

Использование инновационных технологий позволяет на современном уровне, в доступной и наглядной форме не только качественно и эффективно излагать новый материал, но и своевременно контролировать уровень его усвоения студентами.

Элементы игры создают атмосферу состязательности, непринужденности и сотрудничества, развивают коммуникативные способности и культуру общения, способствуют  развитию интереса к учебным дисциплинам.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Визуальные средства обучения способствуют развитию  у студентов творческой активности,  мотивации к эффективному  усвоению  материала на уроках.

Из технических средств наглядного обучения, помогающих эффективному взаимодействию  преподавателя и студентов, широко используется интерактивная доска. Интерактивная доска соответствует тому способу восприятия информации, ко­торым отличается новое поколение  молодёжи,  у которого гораздо выше по­требность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуля­ции.

Любые мыслительные операции основываются на визу­альном восприятии предметов. Интерак­тивная доска помогает визуально отображать процесс мышления. Тактильное управление объектами по поверхности доски облегчает восприятие новой информации. Существует связь между визуальным и тактильным восприятием и моторикой. "Контактное зрение" позволяет видеть лучше: предмет, до которого дотрагиваемся, лучше воспринимается и визуально.

Для урока-конкурса составлены задания на применение «ознакомление», «применение», «оценка», «анализ», «синтез».

Командная форма уроков-конкурсов воспитывает у студентов умение работать в коллективе, договариваться, искать и согласовывать общее решение. При этом вырабатываются самостоятельность мышления, умение отстаивать свое мнение, убеждать всех в своей правоте. Такие конкурсы помогают проявлению способностей слабоуспевающих студентов, которые ощущают поддержку более подготовленных членов своей команды, что часто заставляет их поверить в свои силы. Такой возможности у слабых  студентов почти не бывает при традиционных формах опроса, когда каждый сам за себя. Важно только, чтобы эти  студенты на равных принимали участие в коллективном поиске ответа, не были иждивенцами, пассивно ожидающими результата, который создадут для них другие.

Надеемся, что такая нестандартная форма занятия поможет  студентам  лучше  понять и осмыслить  взаимосвязь анатомии, физиологии, латинского языка и информатики, рассмотреть их в комплексе, что будет способствовать  лучшему пониманию и усвоению учебного  материала.

Кроме того, мы надеемся, что игровая форма занятия позволит каждому студенту активно включиться в обсуждаемые командой вопросы и задания, продемонстрировать уровень своих знаний, высказать свои суждения и проявить индивидуальные коммуникативные и интеллектуальные способности. 

Список литературы:

  1. Гладилина Г.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов при организации самостоятельной работы http://jdanova-ren.narod.ru/obob/gladilina.htm
  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006
  3. Кириченко И.П. Теории и методы обучения. М., 2004
  4. http://mami.ru/science/aai77/scientific/article/s14/s14_36.pdf



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*