Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Практико-ориентированное обучение через формирование модели профессиональной деятельности специалиста

01.04.2016 2337 4313
Дементьева Нина Евгеньевна
Дементьева Нина Евгеньевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Сегодня, одной из проблем выпускников, является недостаточная профессиональная компетентность и конкурентоспособность. Будущий специалист не всегда может самостоятельно принимать решения в сложных обстоятельствах и ситуациях неопределенности, не всегда готов брать на себя ответственность,  и зачастую не умеет предвидеть возможные последствия своих решений для производства, других людей и себя лично. Большинство ребят, которые приходят в техникум на обучение по профессии «Повар, кондитер», недостаточно понимают сущность и социальную значимость будущей профессии,  плохо умеют организовывать собственную деятельность, анализировать ситуации, затрудняются делать верные выводы, недостаточно владеют коммуникационными навыками, не умеют осуществлять поиск информации.

Актуальность.

На современном этапе только квалифицированный, разносторонне  развитый молодой специалист, полностью подготовленный к полноценной продуктивной работе на отведенном ему месте в производственной системе, востребован на рынке труда.

Сегодня в работниках чрезвычайно ценятся ответственность за принимаемые решения, адаптивность к новым технологиям и условиям производства, исполнительность, уравновешенность, умение работать в команде, умение переобучаться и самообучаться в соответствие с рыночными запросами.

Один из способов решения проблемы недостаточной компетентности  выпускников – это практико-ориентированный подход в обучении  рабочих,  в т. ч. по профессии «Повар, кондитер»

Цель реализации концепции видится через формирование у обучающихся, будущих поваров, кондитеров,  полной готовности к профессиональной деятельности, создание ее динамической модели. Модульная программа подготовки рабочих  профессий в соответствие с ФГОС нацеливает образовательные организации на реализацию требований к освоению профессиональных и общих компетенций. При этом, по моему убеждению,  хорошо развитые общие компетенции, обусловливают успех в овладении профессиональными компетенциями.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- воспитание самодостаточной личности, уверенной в себе;

- развитие способностей к творчеству, самореализации;

- формирование конкурентоспособного, профессионально мобильного специалиста;

- подготовка обучающихся к жизненной карьере.

 Реализации данной педагогической концепции и задач поставленных ею, осуществляется в несколько этапов:

  1. Повышение мотивации обучающихся к профессиональному обучению.
  2. Овладение основами профессиональной деятельности.
  3. Достижение состояния деятельности, при котором обучающийся способен не только решать, но и ставить перед собой типовые учебные задачи.
  4. Приобретение обучающимися готовности к профессиональной деятельности, овладение способностью к дальнейшему саморазвитию.

Содержание каждого этапа реализации педагогической концепции:

  1. Повышение мотивации обучающихся к профессиональному обучению.

Мотивации в обучении принадлежит ведущая роль. Основными функциями мотивации являются:

-побуждение к действию,

-направление деятельности,

- контроль и поддержка поведения.

Высокая отдача от обучающихся возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате, и будут  положительно относится к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей, то есть тогда, когда они имеют высокий уровень мотивации. Преподавателю, желающему воздействовать на мотивацию, в этой работе необходимо сделать пять шагов для того, чтобы добиться желаемого результата:

Шаг 1. Оценка потребностей обучающихся, определяющих их поведение, отношение к учебе и другим занятиям.

Шаг 2. Определение тех факторов, которые влияют на мотивацию обучающихся, определяя их отношение к учебе, степень заинтересованности в конечных результатах и готовность работать с полной отдачей.

Шаг 3. Выработка таких мер воздействия, построение такой мотивирующей рабочей среды, которая способствует высокой заинтересованности в конечных результатах, позитивному отношению к учебе и выполняемой работе.

Шаг 4. Воздействие на мотивацию с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Шаг 5. Оценка эффективности выбранных мер воздействия и их корректировка в случае необходимости.

Одним из эффективных направлений в развитии мотивации обучающихся,  является формирование у них чувства движения вперед в познании приобретаемой профессии.

Мотивация к обучению всегда будет достаточно высокой, если обучающийся будет видеть перед собой поставленные конкретные цели на сравнительно небольших этапах деятельности. Каждая достигнутая цель является окончанием и началом нового этапа, т.е. постоянным приближением к достижению главной цели – получению обучаемым необходимой квалификации.

Повышению уровня мотивации способствуют:

- Встречи с практическими работниками;

- Встречи с выпускниками, адаптированными в производстве;

- Экскурсии на производство;

- Декады по профессии;

- Конкурсы профессионального мастерства;

- Выставки достижений в области профессии;

- Посещение занятий кружка и т.д.

  1. Овладение основами профессиональной деятельности.

На следующем этапе для успешного овладения основами профессиональной деятельности, знаниями и умениями, обучающемуся необходимо овладеть навыками усвоения теоретических и практических профессиональных знаний и умений, принять основные ценности профессии и цели профессионального обучения.  Реализация этапа осуществляется через проведение практических и лабораторных занятий с элементами деловой игры; имитационных игр, интегрированных занятий, уроков – конкурсов,  выездных занятий, проводимые на ведущих предприятиях,  участием обучающихся в работе предметных кружков;  привлечением практических работников к проведению учебных занятий (мастер-классы); проведение учебной практик, формирующих и закрепляющих профессиональные навыки.

  1. Достижение состояния деятельности, при котором обучающийся способен не только решать, но и ставить перед собой типовые учебные и/или творческие задачи.

На данном этапе важен правильный выбор и оптимальное сочетание технологий,  методов и форм обучения. Наиболее эффективными считаю:

- проблемное обучение;

- проектное обучение;

- интерактивное обучение;

- интегрированные занятия;

- модульное обучение;

- анализ производственных ситуаций;

- решение ситуационных задач;

- производственная практика;

- участие в конкурсах, олимпиадах;

- участие в научных – конференциях.

  1. Приобретение обучающимися готовности к профессиональной деятельности, овладении способностью к дальнейшему саморазвитию.

На завершающем этапе выпускник овладел деятельностью на таком уровне, что способен к дальнейшему саморазвитию, т. е. может полноценно решать ситуации, возникающие в конкретной производственной области, быстро и эффективно перестраивать свою деятельность в соответствие с новыми задачами.

Качественно  выполненная письменная квалификационная работа,  по реальной тематике предприятия,  с последующей защитой, является  результатом подтверждения  освоенных компетенций, как профессиональных, так и общих.

Таким образом, результатом освоения профессии должен быть не заданный минимум ЗУНов, а набор компетенций выпускника, который готов к выполнению определенных деятельностных функций. Такой выпускник готов к  дальнейшему развитию и карьерному росту в своей профессии.

Литература

  1. Мирсаетова Н. Условия формирования успешности в будущей профессиональной деятельности: статья/Н Мирсаетова //Среднее профессиональное образование. – 2011. №3. – с.61
  2. Северов В. Г. Тенденции и проблемы развития профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса / В.Г. Северов // Профессиональное образование. Столица. – 2010. – № 6. – С. 47-54.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*