Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Воспитание гражданственности через внеурочную деятельность по математике

03.04.2011 251 1186
Поплавская Лариса Олеговна, Учитель математики

БОУ Гимназия № 12, г. Омск

Гражданственность - это одно из ведущих идейно - нравственных  качеств. Составляющими этого качества являются нравственная и правовая культура, которая выражается в чувстве собственного достоинства, внутренней свободы личности, уважения и доверия к другим гражданам, чувство уважения и любви к  Родине, гармоничном сочетании интернационального отношения.

 

Гражданственность интегрирует высокий строй души и чувств и социальную направленность личности. Хороший гражданин – это законопослушный гражданин. Интеллектуальная основа гражданственности - это интеграция правовых,  политических, нравственных, экологических, культурологических и экономических знаний.

 

Гражданственность позволяет человеку ощущать себя юридически, нравственно  и политически дееспособным.

 

Опыт гражданских действий: готовность к действию и торможению; дисциплинированность – как привычка; трудовая деятельность – ориентированная на общественно – ценные результаты, создающие возможности для самостоятельности и творчества; забота об улучшении окружающей природы и социальной среды; профессиональное, личностное самоопределение, жизненное - позволяющее действовать свободно в условиях выбора,  то есть в условиях свободы и ответственности.

 

Организация эмоциональной насыщенной деятельной жизни коллектива способствует развитию гражданственной активности каждой личности, заботы и ответственности за других. Эта деятельность должна быть построена на гуманистических и демократических принципах.

 

Предметы естественно - математического цикла имеют не очень широкие возможности для формирования духовно-нравственных качеств, но тем не менее есть факты, которые способствуют развитию патриотических и гражданских качеств учащихся. Ярким примером могут служить биографии ученых и математиков, само содержание математических задач.

 

Так с учащимися моего класса мы приняли участие  с 29.11.2010 г по 30.12.2010 г. в телекоммуникационном проекте «Великие математики» (который был запущен учителями СОШ № 51). Три команды: «Знатоки (5 человек)», «Трудоматики (5 человек)», «Реальные пацаны (5 человек)» включились в учебно-познавательную поисковую деятельность. Работа на 1  этапе была связана с библиографическими данными ученых -  математиков, которые проявили определенную гражданскую позицию,с отдельными эпизодами жизни математиков, среди которых были фамилии знакомые и незнакомые. Мы обсудили с творческой группой отдельные факты из жизни   С. Ковалевской. Я заострила их внимание на значимых моментах в ее жизни. Ребята правильно оценили ее гражданскую позицию. Учащиеся самостоятельно исследовали большой объем научной литературы,  использовали ресурсы интернета, спорили, сопоставляли разные факты из жизни великих ученых. Когда работа по отбору информации была завершена,  необходимо было этот отобранный материал оформить так, чтобы изложение его было интересным. Ребята размещали портреты ученых, указывая ответы на вопрос, обстоятельно отмечали и другие значимые эпизоды из жизни этих людей.

 

2 этап предполагал решение занимательных задач, поиском решения которых также занимались все члены команд, обсуждая и рассматривая оригинальные способы решения.

 

3 этап – содержал задание на составление интересных вопросов по математике с предложенными на них ответам.

 

4 этап – заключительный - требовал проявить максимум фантазии,  так как необходимо было написать небольшое сочинение о своем учителе математики.

 

Школа, обеспечивающая добродетельную мотивацию к тому,  чтобы дети проявляли сострадание, гордость, также должна обеспечить обучение основам гражданственности, не скучное назидание,  а поиск решений, требуемых интеллектуальных усилий. И здесь пришлось ребятам проявлять свою смекалку, изобретательность, знания, принимать решения, от которых зависела судьба каждого  этапа и проекта в целом.

 

И вот подведены итоги телекоммуникационного проекта, моим ребятам не хватило до победы совсем немного баллов, но зато какой заряд энергетики они получили в процессе работы, какие качества их характеров открылись в это время. Убеждение в том, что вместе можно творить невозможное, я думаю, ребят уже не оставит никогда. Они сдружились сильнее, чувствуя поддержку друг друга, они показали свою способность к самоуправлению, что позволяет им выстраивать свое будущее в правильном направлении. Кроме дружбы, формируются навыки культуры общения друг с другом.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*