Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение активных и интерактивных форм обучения на примере изучения «Медицины катастроф» с целью формирования профессиональных компетенций будущей медицинской сестры

31.03.2016 1094 1 1886
Димитрюк Людмила Анатольевна
Димитрюк Людмила Анатольевна, преподаватель

Медицинский колледж им.В.М.Бехтерева

Требования жизни к профессии медицинская сестра предъявляются,с точки зрения, практического применения, полученных в колледже, знаний. Нацеленность на результат – основное требование современности. ПМ 03 «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях» предполагает получение студентом практических навыков, которые могут оказаться полезными в любой момент жизни.

Особенность профессиональной деятельности медицинского работника заключается в многообразии и вне зависимости от складывающейся экстремальной ситуации, специалист должен уметь использовать весь свой багаж знаний таким образом, чтобы сохранить свою жизнь и спасти чужие.

Медсестра должна вырабатывать у себя способность быстро ориентироваться в обстановке, планировать свои действия и уметь правильно проводить необходимые элементарные реанимационные мероприятия с использованием подручных средств, уметь работать в бригаде, безукоризненно выполнять назначения старшего в бригаде, будь то, врач, фельдшер или старшая медсестра, уметь контролировать собственное психоэмоциональное состояние.

Предметный модуль объединяет и систематизирует знания о закономерностях возникновения и развития разнообразных форм патологии, практические навыки и умения защиты от вредных и поражающих факторов, оказания медицинской помощи пострадавшим по принципу само- и взаимопомощи, лечения и ухода за пострадавшими, владениями технологиями профилактической медицины.

Таким образом, особое значение приобретает подготовка профессионально-компетентностного медицинского специалиста среднего звена. Что это значит? Это значит, что медицинскому персоналу, оказывающему помощь пострадавшим в катастрофах, требуются не только профессиональная квалификация и владение принципами медицинской сортировки, но и высокая функциональная готовность, ответственность, знание правовых норм, организаторские способности, умение работать в команде, а порой и незаурядное мужество. Для минимизации санитарных потерь во время ЧС необходимо приобретение уверенных базовых знаний (подчеркну – уверенных) и улучшение уровня подготовки среднего медицинского персонала на всех этапах образовательного процесса.

За последние годы в мире отчетливо наметилась тенденция к увеличению количества ЧС различного характера и к утяжелению их последствий;и наша задача научить студентов не теряться в сложных жизненных ситуациях, а уметь вовремя вспомнить и применить полученные им когда-то практические навыки, т.е. использовать свои профессиональные компетенции. Под профессиональными компетенциями понимается интегративный социально-личностно-поведенческий феномен, содержащий в себе различные компоненты. Озвучим ПК ПМ 03:

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при ЧС.

ПК.3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях ЧС.

Все мы знаем, что для формирования навыка необходимо упражнение повторить 21 раз как минимум. К сожалению, у нас такой временной возможности нет. Количество часов, отведенных на изучение дисциплины «Медицина катастроф» отводится все меньше и меньше, а темы остаются все те же, а чрезвычайные ситуации в жизни происходят все чаще и чаще.

«Медицина катастроф» имеет множество точек пересечения с другими предметами, какие-то темы могут дублироваться, как например, кровотечения, комбинированные травмы, ожоги и отморожения, какие-то чисто специфические и не встречаются нигде, кроме как в данной дисциплине, примером тому являются темы: радиационные поражения, медицинская сортировка, лечебно-эвакуационное обеспечение и т.д. И тогда возникает вопрос: как оптимизировать учебное время на практических доклинических занятиях таким образом, чтобы отвести большую часть на отработку манипуляций и обучение навыкам логического мышления в нестандартных ситуациях, когда нет единого алгоритма выполнения, а есть необходимость выделить ведущий синдром и в соответствии с этим выполнить ряд неотложных мероприятий и спасти жизнь пострадавшему?

Чтобы найти возможность на практике отработать навыки реанимационного пособия, чтобы детально изучить особенности медицинского сопровождения и роль среднего медперсонала в ликвидации последствий ЧС необходимо использовать комплексный подход к образовательному процессу, с применением, как инновационных, так и уже давно известных и широко применяемых, традиционных педагогических методик образования.

Наша задача сделать так, чтобы студент захотел учиться, и чтобы ему стало интересно учиться, думать самому, а не спрашивать у Яндекса или Гугла, что делать в том или ином случае.Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведений.

К сожалению, часто в педагогической деятельности мы сталкиваемся с тем, что сложно соединить теорию и практику в единое целое. Теоретические знания редко вписываются в реальность нашей жизни. Сложность преподавания «Медицины катастроф» заключается в том, что к счастью, мы не сталкиваемся с ЧС на каждом шагу, и поэтому знания могут даже не закрепляться в голове студента, как что-то «чего в моей жизни никогда не произойдет», и это, в принципе, нормальная, психологами объясненная реакция защиты от негативной информации.

Как же тогда закрепить знания и научить студентов правильно действовать в экстремальных ситуациях, когда так необходимо быстро реагировать и уметь оказать адекватную первую медицинскую помощь в минимально короткие сроки?

В этом случае на помощь приходят интерактивные формы обучения, позволяющие:

- пробудить у обучающихся интерес;

- поощрить активное участие каждого в учебном процессе;

- обратиться к чувствам каждого обучающегося;

- эффективно усвоить студентом учебный материал;

- осуществить обратную связь;

- сформировать у обучающихся мнения и отношения к дисциплине;

- сформировать жизненные навыки;

- изменить поведение.

В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». Именно в этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

При организации интерактивного обучения мы стараемся соблюдать следующие правила:

  1. В работу должны быть вовлечены все участники.
  2. Необходимо позаботиться о психологической подготовке участников. В этом случае используются разминки, например, граф-диктанты.
  3. Ограничение количества участников (не более 25). В нашем случае это бригада, где максимальное количество участников составляет 10 человек.
  4. Достаточное для работы помещение, чтобы была возможность работать в больших и малых группах. Кабинет такую возможность предоставляет, где есть зона учебная и игровая.
  5. Четкое закрепление процедур и регламента. Об этом договариваются в самом начале и стараются не нарушать его. Например, все участники проявляют терпимость к любой точке зрения, уважают право каждого на свободу слова, уважают его достоинство. На проведение спасательных работ командой отводится 7 мин., после чего спасательные мероприятия останавливаются.
  6. Необходимо с вниманием отнестись к делению участников на малые группы. Первоначально его строят на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

В нашем колледже на практических занятиях мы используем различные интерактивные формы обучения: и просмотр и обсуждение видеофильмов, и имитации повреждений, и решение ситуационных задач, осваиваем метод проектов, дистанционное обучение. Во внеаудиторное время активно работаем в формате КИЗ «ПМП», задачей которого является подготовка команды колледжа для участия в Х Чемпионате Красного Креста.

Использование имитационных игр мотивирует студентов, обеспечивает простую, непосредственную и быструю обратную связь относительно последствий их действий. Если хорошо организовать и провести подобную игру, то о ней будут вспоминать даже тогда, когда все остальное уже будет забыто. Большим подспорьем в этих играх является то, что студенты уже обладают определенным уровнем знаний по целому ряду клинических дисциплин. Все-таки это выпускной курс JТакая игра способствует формированию логического мышления, навыка адекватного реагирования в условиях неопределенности, которыми сопровождаются любые ЧС, формирует навыки командной работы. Студенты ориентированы на принятие быстрого и правильного решения, от которого зависит жизнь и здоровье пострадавших. Вырабатывается целостность восприятия масштабов ЧС, рациональное распределение сил и средств на оказание ПМП пораженным различной степени тяжести. Здесь как бы стирается граница между обучением и реальностью.

Следующая педагогическая технология – метод проектов. Этот метод заслуживает отдельного внимания, т.к. позволяет пробудить у студентов интерес к «Медицине катастроф», как к интегрированной дисциплине, связующей: психологию, реанимацию, хирургию, начальную военную подготовку и т.д. Благодаря работе над проектом у студентов появилась возможность увидеть значимость изучаемой дисциплины, их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни, в профессиональной деятельности.

Для этого были предложены ситуации, взятые из реальной жизни, знакомые студентам по сообщениям СМИ в разные годы произошедшие в мире. Для решения проблем, им необходимо было приложить полученные ранее знания, приобрести самостоятельно новые знания из разных областей, применить их, и самостоятельно в совместных усилиях решить проблему, при этом необходимо было получить реальный и ощутимый результат.

По факту работы в проектной деятельности была выявлена необходимость использования данного метода в рамках предмета с целью:

- формирования масштабного видения ситуации,

- развития у студентов клинического мышления,

- развития эмпатии к пострадавшим и их родственникам,

- выработки видения в пострадавшем человека, а не безликое создание,

- формирования навыка анализировать и синтезировать, получаемую информацию и умения практически её применять,

- формирования навыка командной работы,

- сохранения своей индивидуальности и умения находить компромиссы при работе с равноправными членами команды,

- достижения эффективности проводимых реанимационных мероприятий и т.д.

Планируется использовать данный метод и в будущем более масштабно с целью создания таких проектов, которые стали бы более «осязаемыми» и имели бы конкретный результат, готовый к использованию и в колледже, и в школах, и может быть даже в ЛПУ.

Таким образом, это значит, что изучение «Медицины катастроф» с использованием интерактивных форм обучения не только расширяет кругозор студента, но и научает его анализировать причинно-следственные связи, оценивать и сопоставлять большой комплекс условий и факторов, способных повлиять на жизнедеятельность отдельно взятого человека и населения в целом в условиях ЧС.

ПМ 03 даёт широкий простор в плане используемых педагогических подходов и для познавательной активности студентов, поскольку интегрирует достижения целого ряда других гуманитарных, естественнонаучных и клинических дисциплин.

Получение высокого качества подготовки специалиста, ориентированного на достижение результата, конкурентоспособного, стремящегося к саморазвитию, адаптирующегося в изменяющейся ситуации возможно при использовании различных подходов в организации педагогического процесса.




Назад к списку

Комментарии
Здравствуйте Людмила Анатольевна!
Статья интересная, особенно впечатляет аргументация – полная и убедительная. К китайской притче могу добавить азербайджанскую пословицу, которая часто приводится педагогами училища в описанной ситуации: «Сколько не говори «халва» во рту сладко не становится».
Хочется поделиться своими соображениями относительно методов активного и интерактивного обучения, используемых Вами на занятиях. Метод проектов, являющийся чуть ли не основным методом активного обучения в общем образовании (см.стандарты общего образования), как показывает практика обучения студентов в училище, им уже несколько «приелся» и особого интереса не вызывает. А вот перспективными, на мой взгляд, являются дискуссия, «круглый стол», «мозговой штурм», метод анализа конкретных ситуаций (МКС) и т.п. При использовании названных методов у студентов не только формируются установки на действия в конкретных экстремальных ситуациях, закрепляемые в дальнейшем в ролевых (имитационных) играх, но и развивается креативность, т.е. способность находить нестандартные, принципиально новые решения. Помимо прочего именно креативность мышления членов общества обеспечивает его развитие.
С уважением

Исакова Майя Исматовна
методист,
ГБПОУ "Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*