Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Введение в образовательный процесс современных методов и технологий на уроках экономического цикла, для подготовки конкурентоспособного специалиста

25.03.2016 165 228
Зубарева Любовь Викторовна
Зубарева Любовь Викторовна, преподаватель

Кузоватовский технологический техникум

Содержание

Введение

1.Профессионально-ориентированная технология обучения
2.Технология уровневой дифференциации
3.Проблемное обучение
4.Исследовательские методы в обучении
5.Игровые технологии
6.Тестовые технологии
7.Зачетная система
8.Групповая технология
9.Информационно-коммуникационные технологии
10.Здоровьесберегающие технологии
Заключение
Список литературы

Введение

Дальнейшая реализация экономических реформ, освоение новых управленческих технологий, подъем народного хозяйства в России в огромной степени зависят от уровня профессионализма и деловой квалификации кадров. Для решения этой проблемы  требуется активизация поиска новых моделей, подходов в преподавании  различных дисциплин, а так же  в частности  предметов экономического цикла.

Сегодня время диктует, чтобы выпускники среднего профессионального учебного заведения были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого  необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Работая  в  училище преподавателем  экономических дисциплин на протяжении ряда лет,  постоянно ставила и ставлю перед собой задачу, как вызвать  у обучающихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.
Обучающиеся, поступающие в учебное образовательное заведение, как правило, имеют слабую подготовку, а зачастую и полное отсутствие интереса к предмету. И для того что бы  добиться прочных знаний по экономическим предметам  применяю различные инновационные технологии.

Какие же знания, умения и  навыки должен приобрести обучающийся изучив предметы экономического цикла? Предметы: «Экономика», «Менеджмент», «Статистика», «Маркетинг» и др.  должны и обязаны вооружить студента методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках   обучающиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы.

Как преподаватель, я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать обучающихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. Включаю  в изучение предмета  теоретические вопросы, которые обучающиеся используют при прохождении   практики  на предприятиях, в дальнейшей  трудовой  деятельности и повседневной жизни.

1. Профессионально-ориентированная технология обучения

В связи с тем, что    наш технологический техникум  даёт следующие профессии:  «Повар, кондитер». «Автомеханик», «Мастер молочной продукции», специальности: «Технология продукции общественного питания», «Механизация сельского хозяйства», « Социальная работа», то и программы  по предметам экономического цикла, разработанные мною на основании ФГОС-профильные  имеют актуальность, так как  разработаны с учётом и  специфики  каждой профессии и специальности.
Целью программ предметов экономического цикла является то, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать  развитию интереса у обучающихся  к выбранной профессии. 
В процессе изучения экономических предметов  теоретические  вопросы   закрепляются   при помощи лабораторных работ, которые обучающиеся используют в дальнейшей  хозяйственной деятельности при прохождении  практики   на  предприятиях   Кузоватовского района.

2.Технология уровневой дифференциации.
С первых занятий   выявляю индивидуальные способности  обучающихся  для того чтобы в дальнейшем  дифференцированно подойти к  каждому из них. 
Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разно уровневые задания облегчают организацию урока.  Студенты постоянно заняты посильным трудом. У меня как у преподавателя  появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. 
 При изучении и проверке изученного материала использую, разработанные с учётом индивидуальных способностей обучающихся, карточки-задания разного уровня сложности, а так же  лабораторные работы, контрольные работы, тестовые проверочные работы.

3. Проблемное обучение
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности обучающихся, позволяет мне нацелить студентов на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. 
У обучающихся сразу же появляется желание проявить свои способности в решении данной проблемы, где естественно появляется несколько вариантов. Каждый из вариантов предложенных обучающимися, коллективно рассматривается. Моя роль как преподавателя в этом случае сводится к тому, чтобы в процессе разрешения проблемной ситуации направить студентов  на правильное решение вопроса, объяснить,  если была предложена неверная  версия решения -   почему она не верна.
Создание  проблемных ситуаций  на уроке способствует  активной деятельности  обучающихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. 
Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять обучающихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей которые им пригодятся в дальнейшей трудовой жизни.

4. Исследовательские методы в обучении
При изучении предметов экономического цикла важную роль играет и исследовательский метод, который позволяет  обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого обучающегося. Обучающиеся  используя уже приобретённые знания и навыки, методы расчёта различных показателей,  занимаются созданием  бизнес - проектов    малого предприятия, разрабатывают   так, что бы их можно было осуществить. В своей преподавательской деятельности  практикую такой вид исследовательского метода как написание реферата, а  для того чтобы обучающийся не просто нашёл необходимый текст  ответа на поставленный  мною вопрос привязываю его к конкретному реальному объекту.

5. Игровые технологии
Учебная игра по предметам экономического цикла  - это способ достижения всех задач обучения и, следовательно, для нее характерны определенные требования:
-наличие четко поставленной цели и соответствующего педагогического результата;
-установка на необходимость мыслительного  усилия;
-строгая дозировка игровых моментов;
-возможность выбора конкретных действий каждым обучающимся, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме деятельности.

Используя игровые формы, методы и приемы на уроках экономического цикла, решаются следующие задачи:
а) повышается  интереса обучающихся  к изучению  предмета;
б) создается  положительная мотивация в обучении;
в) активизируется  мыслительная деятельность;
г) развиваются высшие психические функции;
д) повышается  коммуникативная   направленность уроков и вовлечение  обучающихся  в активную деятельность; 
е) предоставляется  возможность для самореализации каждому обучающемуся;
ж) создаются  условия для  развития обучающихся  и их самосовершенствования.

У молодых людей наблюдается стремление к взрослости. Обучающимся  техникума  интересно  на  экономических уроках то, что требует самостоятельного обдумывания, 
Игры  обучающего характера по экономическим предметам  способствует созданию психологической готовности  обучающихся  общению,  тренировке в выборе нужного материала. Игры помогают сделать однообразную деятельность более интересной. Обучающие игры предоставляют  возможность студентам проявить реакцию в общении, самостоятельность в решении задач, мобилизуют  внутренние резервы, тренируют обучающихся в творческом использовании речевых навыков.

Пробуждение  устойчивого  интереса  ведет к повышению познавательной активности, мыслительной деятельности, а это в свою очередь влияет на процессы самовыражения и самореализации личности обучающегося, способствуя созданию положительной концепции.

6.Тестовые технологии
Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания предметов экономического цикла. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.  Тестовые задания составляю с учетом  специфики изучаемого материала, профессии, познавательных возможностей, уровня готовности обучающихся. Поэтому мною для каждой группы составлены тесты, направленные на формирование умений и навыков обучающихся, на закрепление знаний. Тестовая технология помогает при контроле знаний обучающихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у студентов логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения  с учетом их уровня познавательных способностей.

7. Зачетная система
Одна из форм подведения итогов по каждой теме это  контрольные работы, которые проводятся с целью проверки усвоения обучающимися  изученной темы.

8. Групповая технология

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом обучающийся может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Если это взаимопроверка, то практикуется такой способ как  обмен работами,  в основном  это тестовые работы, где обучающиеся при помощи правильного варианта ответа, выведенного на экран преподавателем, проводят  проверку задания у товарищей.

Этот  способ позволяет преподавателю за короткое  время оценить выполненные работы  всех обучающихся, а самим обучающимся это даёт возможность ещё раз  повторить изученный материал. У обучающихся при этом  развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, исправить, что создает комфортную обстановку.

9. Информационно-коммуникационные технологии
На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место на уроках экономического цикла. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам.
Использование ИКТ на уроках экономического цикла  мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; Замечено, что обучающиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные обучающиеся с огромным желанием включаются в работу.

10. Здоровье сберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой   и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю  организацию учебного труда.

Заключение

Использование  новых инновационных технологий и методов  на уроках экономического цикла включающих в себя элементы такие как; специфика  разработки программ, дифференцированный подход,  проблемные ситуации  на уроке, исследовательская, применение игры, тесты, зачётная система даёт положительные результаты, так как позволяет   подготовить  разносторонних, эрудированных,  выпускников , владеющих умениями и навыками а так же являющихся  конкурентоспособными   на рынке труда специалистами , которые могут в реальной жизни использовать знания  полученные на экономических  уроках.   Выпускники технологического техникума в будущем   находят своё признание, создавая свои   малые предприятия, занимаются любимой  работой  по выбранной профессии, специальности. Я считаю, что  изучение предметов экономического цикла в образовательных учреждениях , с использованием инновационных технологий и методов,  имеет большое значение для экономической и социальной сферы Ульяновской  области.

 Список литературы

  1. Федеральные государственные образовательные  стандарты ,начального профессионального образования, нового поколения.
  2. Абчук В.А. Азбука маркетинга - СПб: Издательство «Союз», 2005.-270с.
  3. Амблер Т.А. Практический маркетинг/Пер. с англ. Под общей ред. Ю.Н.Каптуревского.-СПб: Издательство «Питер», 2006.-400с
  4. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: Проспект, 2007
  5.  Гомола  А.И. Экономика:Учебник –М: Издательский центр «Академия»2011.336с
  6. Иванов Г.Г. Экономика торговли: Учебное пособие–М: Издательский центр «Академия»2010.144с
  7. Ковнир В.Н.: История экономики  Учебное пособие–М: «Логос»2010.472с 
  8. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2007.453с
  9. Назарова Н.В: Организация и экономические  основы  фермерского хозяйства» Учебное пособие:  М:-2002.206с.
  10. Осипова Ю.М.: Основы предпринимательского дела .Учебное пособиеМ-2007.210с.
  11. Огарков А.А.  Управление организацией: Учебник. – М.: Эксмо, 2006.189с.
  12. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства :Учебник.-М: «Дело и сервис»2009.368с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*