Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Флейта травесо

23.03.2016 157 228
Трушаков Владислав Валерьевич
Трушаков Владислав Валерьевич, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Флейта травесо - барочный инструмент, в разные времена и в разных местах известный как Querflöte, Flauto traverso, Flûte traversiere, Flûte alemande, German Flute. Тем не менее, инструмент имеет французское происхождение, появление которого датируется началом восьмидесятых годов XVII века. Он пришёл на смену цилиндрической флейте с шестью грифными отверстиями, находившей в основном ансамблевое применение. Отличиями нового инструмента стали: коническая форма резонатора (на смену цилиндрической)  и dis-ный клапан, закрывающий новое седьмое отверстие. Эти изменения привели к формированию блистательной традиции виртуозной игры, сделавшей флейту-траверсо одним из самых популярных сольных инструментов своего времени.

Нововведения в конструкцию поперечной флейты внесла семья Оттетеров. Жак Мартин Оттетер разделил инструмент на три части: головку, тело (с дырочками, которые закрывались непосредственно пальцами) и колено (на котором, как правило, располагался один клапан, иногда больше). Впоследствии большинство поперечных флейт XVIII века состояли из четырёх частей — тело инструмента было поделено пополам. Оттетер также изменил сверление инструмента на коническое, чтобы улучшить интонацию между октавами.

Старофранцузская флейта, с которой начинается история инструмента, представляет собой трехсегментный инструмент. Верхней части, или головке, соответствует цилиндрическая часть резонатора, закрытого сверху пробкой, рядом с которой находиться  амбушурное отверстие. Головка снабжалась надевающимся сверху капом. Барель- деталь соединяющая головку со средним сегмонтом или середником, ему соответствует коническая часть резонатора, снабженного шестью грифными отверстиями. Нижний сегмент или фус, несет на себе отвертие с клапаном, и в качестве элемента декора, завершает ансамбль капа и барея.

Трехсегментная флейта доминирует до 30х годов XVIII века, хотя, в начале 20х появляется четырехсегментный вариант инструмента. Главной особенностью четырех сегментного инструмента, является разделение старофранцузского средника на два самостоятельных сегмента. Потребность в этом вызвана множественностью стандартов абсолютной высоты строя, присущий XVIII веку.

В последних десятилетиях XVIII века на некоторых инструментах становится возможным брать c1 (до первой октавы) с помощью удлинённого колена и двух дополнительных клапанов. Важные нововведения в конструкцию поперечной флейты того времени внесли флейтисты: Иоганн Иоахим Кванц и Иоганн Георг Тромлиц. Кванц внес множество улучшений для флейты траверсо. Среди нововведений были дополнительные кольца, удлинявшие или укорачивающие инструмент - с их помощью можно было по разному подстраивать инструмент - камертонное "ля" в то время имело большой разброс, и могло сильно отличаться даже в соседних городах. Кванц также прибавил к инструменту дополнительный клапан ми-бемоль, который отличался по строю от клапана ре-диез - Кванц был приверженцем нетемперированного строя инструмента.

В начале XVIII века поперечная флейта была всё ещё достаточно новым и не таким распространённым инструментом, как например блок-флейта. Поперечную флейту начали использовать при французском дворе в конце XVII века, в основном в составе оперного оркестра (первое употребление в опере Люлли «Исида» 1667), и прошло определённое время, пока поперечная флейта приобрела бóльшую популярность. В начале XVIII века в Германии, Англии, Италии появлялось всё больше исполнителей на духовых инструментах, вначале в основном гобоистов, затем и флейтистов, но репертуара, написанного композиторами этих стран специально для поперечной флейты, было чрезвычайно мало. С 1700 года во Франции печатались сборники сюит и пьес для флейты соло и с аккомпанементом басо континуо композиторов Жака Отеттера, Мишеля де ля Барра, Мишель де Монтеклера и других. Начиная с 1725 года появились сонаты и трио-сонаты, и другие произведения для флейты французских композиторов Жозефа Буамортье, Мишеля Блаве, Жан-Мари Леклера и других. Представители итальянского барочного стиля этого периода, такие как Арканжелло Корелли, Франческо Верачини, Пьетро Локателли, Джованни Платти, писали сонаты, где поперечная флейта могла быть заменена скрипкой или блок-флейтой. В 1728 году Антонио Вивальди стал первым композитором, опубликовавшим концерты для поперечной флейты, за ним последовали и другие композиторы — Г. Ф. Телеман, Д. Тартини, а позже Пьер-Габриэль Бюффардэн, Мишель Блаве, Андре Гретри, К. Ф. Э. Бах.

Важным центром развития флейтовой школы того времени стал Берлин, где при дворе Фридриха II, который сам был флейтистом и незаурядным композитором, поперечная флейта приобрела особенное значение. Благодаря неугасающему интересу монарха к его любимому инструменту, появились на свет многие произведения для поперечной флейты Иоахима Кванца (придворного композитора и педагога Фридриха), К. Ф. Э. Баха (придворного клавесиниста), Франца и его сына Фридриха Бенды, Карла Фридриха Фаша и другие.

Среди шедевров репертуара эпохи барокко — Партита ля минор для флейты соло и сонаты для флейты и баса И. С. Баха, 12 фантазий для флейты соло Г. Ф. Телемана, Соната для флейты соло ля минор К. Ф. Э. Баха.

Во времена Моцарта флейта траверсо с одним клапаном всё ещё являлась наиболее распространённой конструкцией этого инструмента. Во второй половине XVIII века в стиле пост-барокко и раннего классицизма для флейты писали Иоганн Христиан Бах, Игнац Плейель, Франсуа Девьен, Иоганн Стамиц, Леопольд Хофман, Франц Хофмайстер. К шедеврам этого периода относятся произведения В. А.Моцарта, который написал для флейты Концерты соль и ре мажор, концерт для флейты и арфы до мажор, 4 квартета и несколько ранних сонат, а также Серенада для флейты, скрипки и альта Людвига Бетховена.

В XIX веке к конструкции флейты траверсо прибавляли всё больше клапанов, так как музыка для инструмента становилась всё виртуознее и дополнительные клапаны облегчали исполнение трудных пассажей. Существовало большое количество вариантов клапанов. Во Франции наиболее популярна была поперечная флейта с 5 клапанами, в Англии — с 7 или 8 клапанами, в Германии, Австрии и Италии существовало наибольшее количество различных систем одновременно, где число клапанов могло доходить до 14 штук и более, а системы назывались именами их изобретателей: «Мейер», «флейта Шведлера», «система Циглера» и другие. Существовали даже системы клапанов, специально сделанные для того, чтобы облегчить определённый пассаж. В первой половине XIX века существовали флейты т. н. венского типа, до звука соль малой октавы.

Не смотря на то, что флейта траверсо  являлась  технически подвижным инструментом  в эпоху барокко,  в настоящее время   значительно уступает   современной поперечной флейте (флейта Бема) в техническом и звуковом отношении. Поэтому исполнение  на флейте траверсо  подвижных музыкальных произведений вызывает  больше трудностей,  чем на современной поперечной. Основной проблемой исполнения на флейте траверсо являются «вилочные» аппликатуры на нотах f, gis, b, c, что не только  мешало исполнителю технически, но и ухудшало тембр инструмента на этих нотах. Поэтому в гаммах G-dur, a-moll, F-dur, d-moll флейта траверсо в нижнем регистре звучит хуже чем других гаммах. В третей октаве «вилочные» аппликатуры употребляются практически на всех нотах. Что бы  избежать неудобных тональностей музыканты иногда использовали  инструменты в других строях. Исполнение на флейте траверсо затруднено еще и акустическими особенностями инструмента: он был не темперирован, это особенно сильно было заметно при исполнении произведения с сопровождением, потому как полутон на флейте траверсо не 100гц. Однако это не мешало исполнителям эпохи барокко с легкостью исполнять произведения, вызывающие у их современных коллег не малые затруднения. Дело тут не только в пальцевой технике, но и в умении стилистически  верно исполнять музыку. Основным достоинством флейты траверсо является неповторимый тембр, который в сочетании с галантностью, присущей музыке эпохи барокко, производит на слушателей неизгладимое впечатление.

Флейтист Теобальд Бём придал поперечной флейте современный вид. Его нововведения отличались от многочисленных других тем, что он поставил во главу угла акустические исследования и объективные параметры звука, а не удобство исполнителя. Флейта системы Бёма не сразу нашла отклик среди исполнителей — для того чтобы перейти на новую систему нужно было полностью переучивать аппликатуру и не все были готовы на такую жертву. Многие критиковали и звук инструмента. Во Франции инструмент приобрёл популярность быстрее других стран, в основном из-за того, что профессор Парижской Консерватории Луи Дорюс стал преданным её популяризатором и преподавал на ней в консерватории. В Германии и Австрии система Бёма не приживалась очень долго. Флейтисты горячо отстаивали свои пристрастия к той или иной системе, возникали многочисленные дискуссии и споры о недостатках и преимуществах. Сторонники  «старой флейты» говорили о том, что «новая флейта» уничтожила всю свойственную флейте траверсо красоту звучания. В известной мере это справедливо. Флейта Бема действительно  сильно отличалась от тона старых флейт.  Ее звук более полный,  сочный,  резкий и в основном очень походит на «принципал» органа. Противники бемской флейты ставят ей в упрек отсутствие характерных черт  «флейтового тона».

Возрождение традиций исполнения на флейте траверсо началось во второй половине XX века. Всевозростающий интерес к старинной музыке и аутентичному исполнению привели к возрождению флейты траверсо. Морфологическое и акустическое изучение борочных инструментов обеспечило успех изготовления копий. Появилась аудитория, отличающая аутентизм от поверхостных подрожаний. Появилась целая плеяда популярных аутентичных исполнителей: Барт Кёйкен, Франс Брюгген, Стивен Престон.

В совестком союзе заинтерисовались проблематикой аутентичного исполнения еще в 1970х годах в Ленинградской консерватории(Владимир Федетов). На даннаый момент ведется обучение исполнителей на флейте траверсо в Московской консерватории(Факультет исторического и современного исполнительского искусства) и в Санкт-петербургсой консерватории. 

Список литературы

1.Качмарчик В. П. «Немецкое флейтовое искусство XVIII—XIX вв.»— Донецк, 2008 ISBN 978-966-7271-44-2

2.Ливанова Т. Н., «История западноевропейской музыки до 1789 года (XVII век)», учебник в 2-х тт. Т. 1. М., 1983 г

3.Тризно Б. Флейта. — М.: Музыка, 1964

4.Усов Ю. «История зарубежного исполнительства на духовых инструментах». — М., 1989 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*