Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Контроль физического состояния студентов во время проведения занятия по лыжной подготовке. Дозировка нагрузки и самоконтроль.

22.03.2016 127 183
Собка Елена Николаевна
Собка Елена Николаевна, преподаватель физического воспитания

Златоустовский индустриальный колледж им. П.П. Аносова

Лыжный спорт в России (особенно в районах со снежной зимой) –  один из самых доступных и массовых видов спорта. Передвижение на лыжах вовлекает в работу большие группы мышц, оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма: сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную систему.

В процессе занятий и соревнований по лыжному спорту воспитываются и морально-волевые качества: преодоление трудностей, настойчивость, смелость, дисциплинированность, коллективизм.

Проведение уроков физической культуры на свежем воздухе, правильное распределение нагрузки и контроль над самочувствием, является основополагающим; платформой для здорового образа жизни, активности и отказа от вредных привычек подрастающего поколения.

Лыжная подготовка – обязательный минимум занятий по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях различного профиля, в Вооруженных силах страны.

Физическая нагрузка при занятиях на лыжах относительно легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Длительная мышечная работа на чистом воздухе в условиях низких температур способствует закаливанию организма, значительно повышая его  сопротивляемость к различным заболеваниям. Это позволяет рекомендовать лыжную подготовку как средство физического воспитания для людей любого возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

На уроках по лыжной подготовке студенты осваивают программный материал, выполняют контрольные упражнения, совершенствуют технику прохождения поворотов, подъемов и т.д. Не забывая об общей задаче  повышение работоспособности –  на уроке ставится и достигается  конкретная цель: дать посильную нагрузку на определенные группы мышц, сердечно -  сосудистую систему и ЦНС.  И чтобы нагрузка была адекватной  для каждого занимающегося (объем, интенсивность) необходим контроль над их самочувствием во время занятий.

Преподаватель заранее должен обучить студентов методике самоконтроля (измерение ЧСС) до занятий, во время проведения и после окончания занятия. Осознание студентами, что предстоит делать, на что обращать внимание, умение четко и правильно сосчитать ЧСС (обычно за 10секунд)  является предпосылкой для активности занимающихся; соответственно плотность урока значительно возрастает. На занятиях с каждой конкретной группой занимающихся ( в зависимости от физической подготовленности, пола, возраста) должно быть определенное распределение нагрузки, так называемой физиологической кривой нагрузки урока. При занятиях с начинающими и слабо подготовленными занимающихся, наиболее рациональна такая кривая урока, которая повышается постепенно, причем лучше,  если она идет волнообразно. Это способствует восстановлению работоспособности организма лыжника, немного отдыхающего при снижении нагрузки.

В учебно-тренировочном уроке кривая нагрузки максимально повышается  во второй половине  основной части урока.

Физиологическая кривая определяется на основе  пульсовых данных. Хотя это показатель не дает  полного представления о реакции организма на физическую нагрузку, все  же он служит некоторым практическим и объективным критерием для преподавателя  при дозировании физических упражнений. Во всех типах уроков  в первой части  нагрузка должна повышаться постепенно.

 Есть три вида нагрузки: аэробная, аэробно - анаэробная(смешанная) и анаэробная .

1. Аэробная тренировка проходит без кислородного «голода», т.е. кислорода поступающего в организм при дыхании хватает полностью. (ЧСС 140- 156 +_  2 удара в минуту).

2. При смешанной (аэробно - анаэробной) нагрузке кислорода уже не хватает, образуется небольшой кислородный долг. (ЧСС 160- 180 ударов в минуту) .

3. При анаэробной нагрузке образуется большой кислородный долг и как следствие, в мышцах накапливается молочная кислота. Спортсмен дышит как загнанная лошадь, пульс 180 ударов в минуту и выше, ноги и тело наливаются тяжестью.

Аэробные, смешанные и анаэробные нагрузки – важные составляющие  учебно-тренировочного процесса,  которые в свою очередь разделены по зонам в соответствии с пульсовыми показателями студентов при выполнении  определенных упражнений.

Но прежде всего, стоит сразу сказать, что в связи с индивидуальными показателями каждого студента, могут достаточно серьезно измениться и пульсовые характеристики. Поэтому, если для одного человека выполнение конкретного  упражнения с определенной динамикой и нагрузкой будет происходить в аэробной зоне, то показатель ЧСС другого, может  довольно серьезно отличаться.

Общепринятой аэробной нагрузкой считается нагрузка, которая  осуществляется  в пределах 140 - 160 уд/ мин. Тренировка в данной области полностью обеспечивается  необходимым количеством кислорода или,  другими словами , студенты  могут  обеспечить свой организм  кислородом, который необходим  для выполнения  упражнения.

Выполнение упражнений в зоне аэробной нагрузки не приводит к накоплению кислородной задолженности и появлению молочной кислоты в мышцах.

Следующая зона -  смешанная, находится на границе аэробной и анаэробной нагрузок. Так как  это очень тонкая грань, то требуется  доскональное изучение возможностей  студента. Нагрузка в этом случае осуществляется при пульсовых  показателях 160 - 180 уд/мин. В данной статье ее рассматривать не будем, также, как и анаэробную нагрузку.

Аэробные упражнения ( нагрузки) можно  сравнительно легко выполнять в течение длительного времени, они  обладают ярко выраженным общеукрепляющим эффектом, улучшают работу сердца и кровообращения, развивают легкие и дают  равномерную нагрузку на всю  опорно-двигательную систему, что характерно для лыжных занятий.

Анализ состояния физической подготовленности студентов  позволяет преподавателю грамотно управлять процессом , осуществлять дифференцированный подход к физическому воспитанию, выявлять  допущенные неточности в выборе средств и методов, своевременно вносить коррективы.

Систематический контроль дает представление о развитии работоспособности, фиксирует достигнутые результаты, определяет максимальные возможности занимающихся, а также определяет допустимый объем и интенсивность упражнений для каждого студента.

Задачи, которые предстоит решать преподавателю по физическому воспитанию требуют  больших усилий во времени, с учетом меняющегося контингента студентов, изнашивания материальной базы. Для осуществления контроля над физической подготовленностью студентов в помощь педагогу можно использовать индивидуальные карты оценивания физической подготовленности на каждого студента. Индивидуальная карта (бланк) весьма упрощен, но в работе удобен, и выглядит следующим образом:

Индивидуальная карта оценивания физической подготовленности

 

Ф.И.О. студента, год рождения, группа

1.

Дата, год поступления

 01.09.2015 год

2.

Медицинская справка

Имеется, выдана (кем) от какого числа

3.

Каким видом спорта

занимается, разряд

Занимался или занимается, разряд

 

ЧСС

 

 

Дата

Проведения занятия

№ урока

Тема

 

До нагрузки

Во время нагрузки

После нагрузки

Для заметок

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные карты заполняются и сохраняются с момента поступления студента в колледж и до конца учебы. Карта удобна при составлении отчетных документов в течение учебного года.

В заключении предлагаю ознакомиться с фотографиями урока по лыжной подготовке, который проходил  в образовательном учреждении ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж  им. П.П.Аносова» г.Златоуст, Челябинской области.

Дата. 21.01.2016 года. Урок № 53-54 по лыжной подготовке.  Группа 115 СВ (кадеты). Число обучающихся по списку 25 чел. Присутствовало 22 чел. Занятие проходило  в парковой зоне, в 5-7 мин  ходьбы от  колледжа.

№ 1.Построение группы, объяснение задач урока.          №2. Разминка 12 минут.

 №3. Измерение студентами ЧСС после разминки.  №4. Закрепление навыков одновременного

                                                                                               бесшажного хода.

№5. Закрепление навыков одновременного        №6. Измерение ЧСС во время занятия

бесшажного хода и спуска с горы                           (3Х 20 мин – в аэробной зоне).

Литература:

  1. Атрановский М.А. «Лыжный спорт» учебное  пособие. М, изд-во «Физкультура и спорт»,1966 г.
  2. Братцев А.А., Скворцов А.Е. Методические советы по физической подготовке. Изд-во МО СССР, 1969 г.
  3. «Врачебные наблюдения за  спортсменами в процессе тренировки». М., изд-во «Физкультура и спорт», 1963 г.
  4. Коган В.З., Мартыненко А.В. Здоровый образ жизни: проблемы формирования. М.: Ин-т молодежи, 1992 г.
  5. Колтановкий А.П. Методические рекомендации для физкультурно-оздоровительных занятий. Изд-во ЦС ВДСО «Трудовые резервы», 1987 г.
  6. Приказ Министерства спорта РФ № 1045 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения…» от 19.11.2015 г.
  7. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. Учебник для студентов СПО; 10-е издание. М.,«Академия», 2010г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*