Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация инженерного проектирования в ГПОУ Новокузнецкий строительный техникум специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

21.03.2016 162 247
Ерохина Наталья Ивановна, преподаватель

Новокузнецкий строительный техникум

В настоящее время на метод проекта в образовании стали возлагать огромные надежды, связанные с его возможностями организовывать обучение в процессе деятельности, развивать способность применять знания, умения и навыки для решения практических, жизненно важных задач. В этом смысле проектирование (метод проекта) стало рассматриваться как средство для развития компетенций. При этом список компетенций, формируемых в процессе проектирования, как правило, уточняется, изменяется в разных образовательных программах.

Критериями  выполнения проекта являются следующие показатели:

  • актуальность темы и предполагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы;
  • объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность предлагаемых решений;
  • уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений;
  • аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
  • качество оформления: соответствие стандартным требованиям, форматированность и структура текста, качество выполненных эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий

Проектное обучение развивает:

 - исследовательские умения (умения анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдение практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять, обобщать, делать выводы);

 - умения работать в команде (происходит осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности);

-  коммуникативные умения (умение не только высказывать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую, в случае несогласия уметь конструктивно критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение, синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения).

Перейдем к понятию инженерного проектирования. Одно из его определений:

Инженерным проектированием называется вид деятельности человека по решению технических задач, который научно обоснован и учитывает потребности общества при реализации результата.

Рассмотрим  организацию обучения инженерному проектированию в образовательном профессиональном среднем учебном заведении по специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, которое является одним из важнейших составляющих подготовки выпускников к профессиональной деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте 3-го поколения для среднего профессионального образования, по которому мы в данный момент работаем, предусмотрен профессиональный модуль ПМ.01 « Участие в проектировании зданий и сооружений», который предполагает овладение обучающимися соответствующими  профессиональными компетенциями:

ПК 1.1- Подбирать строительные конструкции и разрабатывать несложные узлы и детали конструктивных элементов зданий.

ПК 1.2- Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием информационных технологий.

ПК 1.3 - Выполнять несложные расчеты и конструирование строительных конструкций.  

ПК 1.4 - Участвовать в разработке проекта производства работ

Как видим,  они являются важными этапами инженерного проектирования при решении профессиональных задач в строительной отрасли.

Наряду с профессиональными компетенциями, студент должен овладеть и общими компетенциями, а именно: ОК1-ОК10.

ОК 2 - Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 - Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4 - Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 9 - Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

В стандарте ставят перед нами достаточно сложные задачи.

Профессиональный модуль ПМ01  представляет собой интегрированную программу, которая  осуществляется со 2-го по 4 курс обучения в техникуме и включает в себя наряду с общепрофессиональными разделами, выполнение курсовых проектов. Индивидуальная работа над темой  курсового проекта предполагает 50% обязательной аудиторной  работы и 50% самостоятельной работы студента, что и формирует проектные умения, позволяющие студенту разрабатывать и реализовывать проекты самостоятельно. Эти умения уже расцениваются как профессиональные компетенции.

Продуктом проектной деятельности, а именно: курсового проекта, являются – чертежи, эскизы, расчеты, пояснительная записка, выполненные с применением информационных технологий.  

Курсовое проектирование на отделении проходит в специально оборудованном кабинете под руководством ведущего преподавателя. Преподаватель заранее (за месяц), выдает задание и тему проекта каждому студенту индивидуально. Студенты подготавливают материал самостоятельно по справочной и нормативной литературе, используя также интернет-ресурсы. Работа над курсовым проектом включает в себя выполнение расчетов , оформление текстовой части, заполнение необходимых таблиц, входящих в пояснительную записку, которая оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 Межгосударственного стандарта ЕСКД Общие требования к текстовым документам.

Одновременно с пояснительной запиской идет инженерное проектирование архитектурно-строительных чертежей здания. Курсовой проект по Архитектуре зданий включает в себя подбор строительных конструкций, их краткая характеристика в пояснительной записке; разработка и вычерчивание схем расположения фундаментов, элементов каркаса, плит перекрытия или покрытия, фасадов и разрезов, вычерчивание конструктивных узлов примыкания элементов здания. Чертежи графической части проекта выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ 21.501.2011 СПДС Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений. Вычерчивание графической части курсового проекта проходит в кабинете в учебное время вручную или на ПК с применением программы AutoCAD.

Готовый проект студент защищает перед преподавателем или перед всей группой. В неделю специальности, проводимой ежегодно в техникуме, мы проводим конкурс лучших курсовых проектов, с награждением студентов, занявших 1-3 места.

Проектируя конкретное здание, например: Цех по производству железобетонных конструкций, студент применяет полученные знания и умения по всем  дисциплинам, тем самым оправдывая тесные междисциплинарные связи в МДК.01.01, а именно: основы геодезии, инженерно-геологические исследования для строительства, строительное черчение, строительные материалы и изделия, архитектура зданий, расчет и конструирование строительных конструкций.

Обучаясь 4 года в среднем профессиональном образовательном учреждении, студент обязан выполнить четыре курсовых проекта, при  этом все проекты выполняются сквозными по одному объекту. На основе курсового проекта по архитектуре здания, преподаватель, ведущий МДК 01.02 Проект производства работ, выдает задание для проектирования технологической карты и организации строительства здания. Студент, хорошо представляя свое здание, разрабатывает схемы технологического процесса, графики производства работ, строительный генеральный план на период строительства объекта. При этом мы опять прослеживаем тесную межпредметную связь между МДК.01.01, МДК 01.02, МДК 02.01 и МДК 02.02. Студенты используют умения и навыки, полученные при изучении тем: организация технологических процессов при строительстве, технологическая документация на производство работ, геодезическое сопровождение и контроль выполнения строительно-монтажных работ, учет и контроль технологических процессов, сметное нормирование и ценообразование в строительстве. Заключительным этапом инженерного проектирования является курсовой проект по Экономике организации. Желательно, чтобы данный проект вел преподаватель со строительным образованием, потому что проект должен выявить экономическую целесообразность объекта и эффективность его строительства. Студенты при этом получают полную картину при проектировании и строительстве здания.

Современными требованиями государственного образовательного стандарта являются обязательное применение информационных технологий при проектировании. Требования работодателя к нынешним выпускникам – обязательное владение компьютерными программами AutoCAD. Поэтому одной из важнейшей составляющей в образовательном процессе является дисциплина Информационные технологии в профессиональной деятельности. Недостаточно в образовательном учреждении иметь только компьютерные классы, необходимо программное и техническое обеспечение инженерного проектирования студентов.

Рассматривая все аспекты инженерного проектирования, приходим к следующим выводам.

Применяя исследовательские умения в курсовом проекте, студенты проявляют творческий подход:

- выбирают строительные конструкции, строительные материалы, элементы отделки в соответствии с современными требованиями градостроительства;

- предлагают свои осознанные проектные решения зданий, в соответствии с требованиями, применяемыми в строительной отрасли;

- применяют в проектах рациональные методы оптимизации в технологическом проектировании;

- выполняют экономическое обоснование на основе сравнения вариантов конструктивных решений.

- овладевают первичными навыками инженерного проектирования.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*