Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование общих и профессиональных компетенций будущего специалиста через использование средств ИКТ

17.03.2016 267 352
Бэнчилэ Алла Васильевна
Бэнчилэ Алла Васильевна, педагог-психолог

Тарко-Салинский профессиональный колледж

В статье рассматривается вопрос эффективного использования электронных источников информации на различных этапах учебных занятий с целью формирования общих и профессиональных компетенций студентов СПО

На сегодняшний день запросы работодателей к уровню подготовки будущих специалистов складываются под влиянием постоянно изменяющейся ситуации на рынке труда. Современный конкурентоспособный выпускник ССУЗа, по мнению работодателей, должен обладать не только набором профессиональных качеств, но и некоторыми личностными качествами, способствующими их успешной профессиональной деятельности.

Анализ требований ФГОС СПО позволил выбрать наиболее значимые общекультурные компетенции студентов-программистов: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях; умение использовать нормативные и правовые документы в своей деятельности; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства. Отсюда вытекают профессионально значимые личностные качества студентов: системное мышление, коммуникабельность, стрессоустойчивость, внимательность, самостоятельность.

В подготовке компетентного специалиста важную роль, несомненно, играет использование современных образовательных технологий, в частности, информационно-коммуникационных технологий.

Сегодня эффективность использования средств ИКТ в образовательном процессе очевидна.  Образовательный электронный ресурс с сопровождающей учебно-методической документацией – это каче­ственно новое средство обучения, уникальные возможности которого принципиально отличают его от всех известных ра­нее средств обучения.

Необходимость использования конкретного программного средства в образовательном учреждении среднего профессионального образования объясняется  следующими причинами:

  • дефицитом качественных источников учебного материала;
  • возможностью представления в мультимедийной форме информационных материалов (таблиц, графиков, видеофрагментов, звукозаписей и др.);
  • необходимостью работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов с целью их исследования в интерактивном режиме;
  • необходимостью объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.

Реализация компьютерной поддержки процесса обучения является процедурой, органически взаимосвязанной с разработкой системы обучения для каждого учебного курса. При этом последовательно решаются следующие задачи:

  • определение необходимости применения компьютера;
  • определение степени компьютеризации учебного процесса;
  • определение перечня функций, возлагаемых на компьютер;
  • разработка компьютерного пособия в соответствии с информационно-методическими рекомендациями преподавателей-предметников и методистов.

Составными частями учебно-информационного компьютерного обучения являются:

  • электронные учебники и пособия;
  • электронные справочники и энциклопедии;
  • мультимедийные презентации;
  • Интернет-ресурсы;
  • лекционный материал в электронном виде;
  • контролирующие и тестирующие программы и др.

При конструировании учебного занятия с использованием программных средств учебного назначения определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов: формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний; формирование умений; контроль усвоения и т.д. Далее в соответствии с  методическим назначением необходимых образовательных электронных ресурсов выбираются обучающие, информационно-поисковые, демонстрационные, моделирующие, контролирующие, учебно-игровые программные средства. Затем следует подготовка требуемого аппаратного и программного обеспечения (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства).

Из опыта использования электронных образовательных ресурсов.

На каждом ПК в кабинете информатики и ВТ в системной папке Мои документы/Студент размещены следующие информационные ресурсы: электронные учебники, лекции, мультимедийные презентации, материалы контроля, ярлык для запуска тестирующей программы.

  1. При изучении нового материала широко используются электронные учебники и пособия профессиональных разработчиков: иллюстрированные самоучители по операционной системе Windows, пакету прикладных программ MS Office, компьютерной графике, сетевым технологиям, защите информации и др.

Электронный учебник часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он:

  • обеспечивает практически мгновенную обратную связь;
  • помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен;
  • существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;
  • наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий), позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.

К недостаткам электронного учебника можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.

Для формирования умения осуществлять рациональный отбор учебного материала организуется работа с первоисточниками с последующим составлением краткого конспекта в соответствии с предлагаемым планом.

  1. Электронные презентации используются в основном с целью наглядного представления учебного материала (геометрические построения, «Математика»), отслеживания динамики процесса (использование встроенных функций в MSExсel, «Информационные технологии»).
  2. Использование сетевых и мультимедийных технологий на учебной дисциплине «Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации» позволяет формировать навыки рационального и эффективного поиска необходимых информационных ресурсов с последующим их представлением для всей аудитории (знакомство с настольными издательскими системами, программами конвертирования данных, электронными переводчиками и словарями).
  3. Кроме того, Интернет-ресурсы эффективно используются при организации самостоятельной работы студентов, выполнении самопроверки, что позволяет реализовать межпредметные связи, повысить интенсивность учебного занятия, обеспечить работу студентов в индивидуальном режиме. Например, на дисциплине «Элементы высшей математики» программы-«решатели» дают возможность проверить результат вычислений, а также проследить последовательность действий при решении задачи.
  4. При изучении интерфейса новой программы, освоении технологии выполнения трудоемких операций организуется коллективная работа с использованием проекционного оборудования. В частности, при построении поверхностей («Математика»), изучении многоуровневых вложений («Информационные технологии», электронные таблицы).
  5. Стремительное развитие ИКТ вызывает необходимость прогнозирования дальнейшего развития и внедрения средств ИКТ в сферу образования, как на этапе обучения, закрепления, так и контроля уровня сформированности общих компетенций, знаний, умений, практического опыта обучающегося.

Таким образом,  использование программных средств учебного назначения положительно влияет на развитие личности обучаемого,  обеспечивает повышение эффективности и качества процесса обучения,  углубление межпредметных связей за счет реализации возможностей электронных образовательных ресурсов и использования современных средств обработки информации, способствует качественной подготовке компетентного специалиста.

Библиографический список

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2012.-178с.
  2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 2011.-253с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*