Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Инновационные методы оценки

16.03.2016 368 485
Миляева Маргарита Николаевна
Миляева Маргарита Николаевна, преподаватель

Тульский областной медицинский колледж

Недостаточно только получить знания,

надо найти им приложение.

Недостаточно только желать, надо делать.

И.В. Гете

Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача каждого преподавателя СПО.

Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы, особенно в области оценивания общих и профессиональных компетенций обучающихся, должна включать в себя использование разнообразных технологий преподавания и инновационных методов педагогического контроля в процессе подготовки будущего квалифицированного специалиста. Перспективными с этой точки зрения являются: технология как портфолио, кейс-метод, метод проектов и стандартизированные тесты.

Технология портфолио

Создание портфолио студента – одна из главных составляющих в учебном процессе в соответствии с ФГОС СПО. Портфолио - это заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях. Это визитная карточка студента, которая дает общее представление о нем. Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы обучающихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности.

Портфолио является не только современным эффективным методом педагогического контроля, но и самооценивания результатов образовательной деятельности студентом, а так же способствует приобретению опыта деловой конкуренции, обоснованному планированию и реализации самообразования для развития общих и профессиональных компетенций, выработке умения объективно оценивать уровень своих достижений, позитивному и конструктивному отношению к сторонней критике, повышению конкурентоспособности будущего специалиста.

Портфолио дополняет основные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать не только уровень сформированности общих и профессиональных компетенций студента, но и уровень его всесторонней самореализации в образовательной среде.

Портфолио создается в течение всего периода обучения в колледже, а в дальнейшем оно может служить основой для составления резюме выпускника при трудоустройстве, продолжении образования, а также стать основой для портфолио специалиста. Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что является важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.

Цель формирования портфолио – мониторинг результатов освоения профессиональных модулей, фиксация индивидуальных достижений и определение готовности студента к определенному виду профессиональной деятельности.

Основные задачи формирования портфолио студента:

  • контроль и управление процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений, практического опыта и процессом освоения общих и профессиональных компетенций, определенных  ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки;
  • оценка студентами, педагогическими работниками, работодателями результатов готовности к будущей профессиональной деятельности;
  • формирование и поддержка учебной мотивации студентов;
  • освоение методов самоанализа и самооценки профессионального становления и планирование перспектив профессионального развития.

Портфолио студента содержит следующие разделы:

  1. раздел документов, в котором представлены сертификаты, дипломы, грамоты конкурсов, соревнований, олимпиад, официально признанные на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне; документы об участии в грантах, сертификаты о прохождении тестирования и др.
  2. раздел работ – это комплект различных исследовательских, проектных и других работ обучающегося: сестринские карты наблюдений за пациентом, дневники моноторинга практических навыков студента, рефераты, модели, макеты, приборы и др.
  3. раздел отзывов, которое включает отзывы на творческие и исследовательские работы, проекты, участие в конференциях, характеристики с практики. Важной составляющей данного раздела является самооценка студента, его рефлексия собственной деятельности.

Оценка портфолио студента

Выбор портфолио как формы экзамена (квалификационного) целесообразен для видов деятельности высоких квалификационных уровней, когда в процедуре комплексного практического задания за ограниченное время (одномоментно) сложно оценить все необходимые проявления компетенций студента, когда создание проекта по профессиональному модулю нецелесообразно или невозможно выполнение всех требований, предъявляемых к нему.

Непосредственно процедура экзамена (квалификационного) сводится либо к оцениванию портфолио членами экзаменационной комиссии, либо к публичной защите портфолио студентом.

До начала работы над портфолио студенты должны знать все показатели и критерии его оценки. Оценка производится не только путем сопоставления установленных требований с набором документов, подтверждающих достижения студента, но и сравниваются прошлые и настоящие результаты работы студента. Он сравнивается только с самим собой. Оценивать содержание портфолио следует по разделам его структуры по показателям (за каждый показатель при его наличии ставятся баллы).

Портфолио на «отлично» характеризуется всесторонностью, объективностью и логичностью представленных материалов, высоким уровнем оценок всех видов работ. Содержание портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе студента, систематичности ведения портфолио, высоком уровне самооценки, творческом отношении к профессии. В оформлении и презентации портфолио ярко проявляются оригинальность и творчество.

В ходе публичной защиты портфолио студент должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности.

Значение портфолио

Для студента:

1.повышает мотивацию к учебной деятельности;

2.развивает профессионально необходимые качества – аккуратность, последовательность, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, ответственность, трудолюбие, работу на результат. Имеет воспитательное и развивающее значение.

3.это фундамент будущего профессионального мастерства, который найдет свое отражение в «Портфолио специалиста».

Для преподавателя:

1.является объективной, всесторонней, накопительной, стимулирующей системой оценивания деятельности студента;

2.организация работы студентов с портфолио – развитие инновационной деятельности преподавателя, совершенствование его профессионального мастерства.

Метод проектов

Мною данный метод используется во внеаудиторной кружковой деятельности и при подготовке студентов к ВКР.

Французское слово «projet» переводится как «намерение, которое будет осуществлено в будущем».

Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация.

Целью метода проектов является развитие самостоятельной, творческой активности студентов. Творческая практическая деятельность обучаемых направлена на создание конечного продукта.

Проектная технология представляет собой развитие идеи проблемного обучения, так как оно основывается на решении учебных проблем, при этом деятельность студентов имеет характер проектирования, подразумевающий получение конкретного практического результата, обладающего объективной или субъективной новизной, имеющей практическую значимость.

Для студентов проект представляет собой социально значимую задачу, связанную с будущей профессиональной деятельностью, предполагающую достаточно длительный период решения (до семестра) и большой объем работы, которая ведется самостоятельно (индивидуально или в группе), но с консультативным руководством преподавателя, с обязательным творческим отчетом (презентацией).

 Поэтому с помощью этого метода я решаю вопрос формирования и оценивания профессиональных компетенций, так как темы ВКР связаны с будущей профессией, например для медсестер «Особенности работы медицинской сестры по уходу за пациентами с бронхиальной астмой», «Профессиональная деятельность медицинской сестры процедурного кабинета»; для фельдшеров «Особенности оказания неотложной медицинской помощи при коматозных состояниях» и др.

 Во внеаудиторной кружковой работе наибольший интерес у студентов вызывает выполнение проектов, тематика которых связана с профилактикой заболеваний и санитарно-гигиеническим образованием населения, например «Отношение населения к здоровому образу жизни», «Аллергены вокруг нас», «Скажи нет алкоголизму».

Основной тезис современного понимания метода проектов студентом: «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить»

 В процессе проектной деятельности у студентов формируются следующие компетенции:

  • рефлексивные умения;
  • поисковые (исследовательские) умения;
  • умения и навыки работы в сотрудничестве;
  • коммуникативные умения;
  • презентационные умения и навыки.

 Использование данного метода позволяет формировать и оценивать сформированность у студентов следующих навыков:

  • обоснования актуальности темы проектной работы;
  • выбора нужного и достоверного материала;
  • глубокой проработанности и осмысления материала;
  • выявления практической значимости работы;
  • формулирования обоснованных выводов;
  • качественного оформления.

Кейс-метод

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Метод конкретных ситуаций рассматривается как инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Сущность кейс – технологии заключается в том, что студенту предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой не только отражает какую – либо практическую проблему, связанную с будущей профессиональной деятельностью, но и актуализирует определённый комплекс знаний, необходимый при разрешении данной проблемы. Основная задача кейса при изучении профессионального модуля 04, 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию при решении клинической ситуационной задачи. При этом его назначение сводится к закреплению имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков при выявлении удовлетворенности потребностей, определению проблем пациента и осуществлению сестринского процесса.

Классификация кейсов:

- иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

- учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

- учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

- прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

Педагог становится организатором процесса поиска решений. Его задача – пробуждать интерес студентов, стимулировать их активность, направлять процесс обсуждения, поощрять предложения, поддерживать уверенность студентов в себе и их ответственность за процесс собственного обучения.

Роль студента – принять на себя ответственность за процесс собственного обучения, готовиться к обсуждению, выражать идеи, мысли, выдвигать предложения. При этой технологии студенты вынуждены добывать знания, а не получать в готовом виде.

Кейсы решают на аудиторном занятии коллегиально и с ролевым разыгрыванием ситуации или внеаудиторно самостоятельно с письменным отчётом.

В результате освоения кейса у студента оцениваются следующие умения, навыки и компетенции:

- аналитические и прогностические: классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, выявлять проблемы, ставить цели, разрабатывать план действий, ориентированных на результат;

- практические: пользоваться на практике знаниями по теории и моделям сестринского дела, принимать решения в условиях неопределенности;

- коммуникативные: общаться с пациентами и медперсоналом, вести дискуссию, убеждать окружающих, отстаивать свою точку зрения, а также приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки;

Методически грамотное использование кейс-метода позволяет обучающимся приобретать новые знания, обогащаться практическим опытом, прогнозировать и планировать свою деятельность. Он направлен на развитие общего, интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя, а также дает возможность студентам осваивать новую информацию, методы сбора данных, их анализа, умение работать с методической документацией, умение соотносить теоретические и практические знания. Студенты приобретают опыт принятия решений, действий в новой ситуации, в разрешении проблем, приобретают умения и навыки самостоятельного умственного труда и развивают творческое мышление.

Стандартизированный тест

Стандартизированный тест направлен на определение не только ЗУНов, но и компетенций, а потому не является полностью закрытым (не предполагает только выбор правильных вариантов ответа), а включает в себя творческое задание (в тестах по медицине – ситуационная задача). Стандартизированные тесты с творческим заданием могут проводиться на всех этапах обучения, то есть служить и для промежуточного, и итогового контроля. На практических занятиях по ПМ 04, 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» целесообразно использовать стандартизированные тесты следующих уровней сложности:

  • первый уровень (знакомство) - тесты по узнаванию, т.е. отождествлению объекта и его обозначения (задания на опознание, различение или классификацию объектов, явлений и понятий).
  • второй уровень (репродукция) - тесты-подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза, или другой какой-либо существенный элемент текста, и конструктивные тесты, в которых в отличие от теста-подстановки не содержится никакой помощи даже в виде намеков и требуется дать определение какому-либо понятию, указать случай действия какой-либо закономерности и т.д. В качестве тестов второго уровня могут использоваться и типовые задачи, условия которых позволяют «с места» применять известную разрешающую их процедуру (правило, формулу, алгоритм) и получать необходимый ответ на поставленный в задаче вопрос.
  • третьему уровню соответствуют задания, содержащие продуктивную деятельность, в процессе которой необходимо использовать знания-умения. Тестами третьего уровня могут стать нетиповые задачи на применение знаний в реальной практической деятельности. Условия задачи формулируются близкими к тем, которые имели место в реальной жизненной обстановке.
  • тесты четвертого уровня – это проблемы, решение которых есть творческая деятельность, сопровождающаяся получением объективно новой информации. Тестами четвертого уровня выявляется умение учащихся ориентироваться и принимать решения в новых, проблемных ситуациях.

Ситуационные тесты

Требуют не произвести реальное действие, а сымитировать его.

Простейшая форма – метод инцидента. Испытуемым излагается проблемная ситуация, связанная с их будущей профессиональной деятельностью и предлагается принять быстрое решение. Время решения задачи резко ограничено, при оценке учитывается не только правильность ответа, но и быстрота реакции, которая имеет важное значение в реальной ситуации.

Более сложная форма – анализ конкретной ситуации. Испытуемым предлагается обширная информация о конкретной ситуации. Требуется провести анализ ситуации, при этом испытуемый должен учитывать, что часть информации – лишняя, но есть возможность добыть дополнительную информацию (воспользовавшись справочником или задав вопрос). После анализа принимается мотивированное решение.

Работа может проводиться как в группе, так и индивидуально.

Выводы:

  1. работа над материалами портфолио помогает студенту в его профессиональном самоопределении, личностном росте и самовыражении;
  2. при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед преподавателем. Основной тезис современного понимания метода проектов: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму. Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить»;
  3. кейс-метод позволяет оценивать аналитические, прогностические, практические и коммуникативные умения студентов. Способствует формированию у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике; развитию теоретического и практического мышления в профессиональной сфере; формированию познавательной, профессиональной мотивации; приобретению проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе принятию индивидуальных и коллективных решений;
  4. реализация педагогического контроля с использованием стандартизированных тестов и с учетом уровневой дифференциации направлена на овладение студентами учебным материалом на разных уровнях, но не ниже обязательного, с учетом их способностей и интересов; а также позволяет оценить не только сформированность ЗУНов, но и компетенций;

Список использованных источников

  1. Педагогические традиции и современная инновационная образовательная практика. Материалы педагогических чтений медицинских колледжей Краснодарского края (г. Краснодар, 10 января 2013 г.) / Отв. за выпуск Т.Р. Табатадзе – Краснодар, 2013.- 262 с.
  2. Аникушина Е.А., Бобина О.С., Дмитриева А.О., Егорова О.Н., Калянова Т.А., Мамонтова М.Ю., Старцева С.П., Фомин В.С. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения: Методическое пособие. – Томск: В-Спектр, 2010. – 212 с.
  3. Дорошенко В.Н. «Опыт реализации новых образовательных стандартов в практике профессионального образования в колледже» - СПО, 04.03.2014г.
  4. Серозудинова Г.В. «Методическое сопровождение деятельности преподавателя в СПО», Эл. справочник «Информио» - СПО, 15.01.2014г.
  5. Сборник материалов педагогического совета колледжа «Организационно-педагогические условия повышения качества образовательных услуг. Инновационная деятельность преподавателей как фактор повышения качества профессионального образования», Волгоград, 2014, 46 с.
  6. Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»: курс на 36 часов. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 96 с.
  7. Журнал «Сестринское дело» №8 2015 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*