Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНедостаточно только получить знания,
надо найти им приложение.
Недостаточно только желать, надо делать.
И.В. Гете
Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача каждого преподавателя СПО.
Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы, особенно в области оценивания общих и профессиональных компетенций обучающихся, должна включать в себя использование разнообразных технологий преподавания и инновационных методов педагогического контроля в процессе подготовки будущего квалифицированного специалиста. Перспективными с этой точки зрения являются: технология как портфолио, кейс-метод, метод проектов и стандартизированные тесты.
Технология портфолио
Создание портфолио студента – одна из главных составляющих в учебном процессе в соответствии с ФГОС СПО. Портфолио - это заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях. Это визитная карточка студента, которая дает общее представление о нем. Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы обучающихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности.
Портфолио является не только современным эффективным методом педагогического контроля, но и самооценивания результатов образовательной деятельности студентом, а так же способствует приобретению опыта деловой конкуренции, обоснованному планированию и реализации самообразования для развития общих и профессиональных компетенций, выработке умения объективно оценивать уровень своих достижений, позитивному и конструктивному отношению к сторонней критике, повышению конкурентоспособности будущего специалиста.
Портфолио дополняет основные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать не только уровень сформированности общих и профессиональных компетенций студента, но и уровень его всесторонней самореализации в образовательной среде.
Портфолио создается в течение всего периода обучения в колледже, а в дальнейшем оно может служить основой для составления резюме выпускника при трудоустройстве, продолжении образования, а также стать основой для портфолио специалиста. Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что является важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.
Цель формирования портфолио – мониторинг результатов освоения профессиональных модулей, фиксация индивидуальных достижений и определение готовности студента к определенному виду профессиональной деятельности.
Основные задачи формирования портфолио студента:
Портфолио студента содержит следующие разделы:
Оценка портфолио студента
Выбор портфолио как формы экзамена (квалификационного) целесообразен для видов деятельности высоких квалификационных уровней, когда в процедуре комплексного практического задания за ограниченное время (одномоментно) сложно оценить все необходимые проявления компетенций студента, когда создание проекта по профессиональному модулю нецелесообразно или невозможно выполнение всех требований, предъявляемых к нему.
Непосредственно процедура экзамена (квалификационного) сводится либо к оцениванию портфолио членами экзаменационной комиссии, либо к публичной защите портфолио студентом.
До начала работы над портфолио студенты должны знать все показатели и критерии его оценки. Оценка производится не только путем сопоставления установленных требований с набором документов, подтверждающих достижения студента, но и сравниваются прошлые и настоящие результаты работы студента. Он сравнивается только с самим собой. Оценивать содержание портфолио следует по разделам его структуры по показателям (за каждый показатель при его наличии ставятся баллы).
Портфолио на «отлично» характеризуется всесторонностью, объективностью и логичностью представленных материалов, высоким уровнем оценок всех видов работ. Содержание портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе студента, систематичности ведения портфолио, высоком уровне самооценки, творческом отношении к профессии. В оформлении и презентации портфолио ярко проявляются оригинальность и творчество.
В ходе публичной защиты портфолио студент должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности.
Значение портфолио
Для студента:
1.повышает мотивацию к учебной деятельности;
2.развивает профессионально необходимые качества – аккуратность, последовательность, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, ответственность, трудолюбие, работу на результат. Имеет воспитательное и развивающее значение.
3.это фундамент будущего профессионального мастерства, который найдет свое отражение в «Портфолио специалиста».
Для преподавателя:
1.является объективной, всесторонней, накопительной, стимулирующей системой оценивания деятельности студента;
2.организация работы студентов с портфолио – развитие инновационной деятельности преподавателя, совершенствование его профессионального мастерства.
Метод проектов
Мною данный метод используется во внеаудиторной кружковой деятельности и при подготовке студентов к ВКР.
Французское слово «projet» переводится как «намерение, которое будет осуществлено в будущем».
Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация.
Целью метода проектов является развитие самостоятельной, творческой активности студентов. Творческая практическая деятельность обучаемых направлена на создание конечного продукта.
Проектная технология представляет собой развитие идеи проблемного обучения, так как оно основывается на решении учебных проблем, при этом деятельность студентов имеет характер проектирования, подразумевающий получение конкретного практического результата, обладающего объективной или субъективной новизной, имеющей практическую значимость.
Для студентов проект представляет собой социально значимую задачу, связанную с будущей профессиональной деятельностью, предполагающую достаточно длительный период решения (до семестра) и большой объем работы, которая ведется самостоятельно (индивидуально или в группе), но с консультативным руководством преподавателя, с обязательным творческим отчетом (презентацией).
Поэтому с помощью этого метода я решаю вопрос формирования и оценивания профессиональных компетенций, так как темы ВКР связаны с будущей профессией, например для медсестер «Особенности работы медицинской сестры по уходу за пациентами с бронхиальной астмой», «Профессиональная деятельность медицинской сестры процедурного кабинета»; для фельдшеров «Особенности оказания неотложной медицинской помощи при коматозных состояниях» и др.
Во внеаудиторной кружковой работе наибольший интерес у студентов вызывает выполнение проектов, тематика которых связана с профилактикой заболеваний и санитарно-гигиеническим образованием населения, например «Отношение населения к здоровому образу жизни», «Аллергены вокруг нас», «Скажи нет алкоголизму».
Основной тезис современного понимания метода проектов студентом: «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить»
В процессе проектной деятельности у студентов формируются следующие компетенции:
Использование данного метода позволяет формировать и оценивать сформированность у студентов следующих навыков:
Кейс-метод
Кейс-метод или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Метод конкретных ситуаций рассматривается как инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Сущность кейс – технологии заключается в том, что студенту предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой не только отражает какую – либо практическую проблему, связанную с будущей профессиональной деятельностью, но и актуализирует определённый комплекс знаний, необходимый при разрешении данной проблемы. Основная задача кейса при изучении профессионального модуля 04, 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию при решении клинической ситуационной задачи. При этом его назначение сводится к закреплению имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков при выявлении удовлетворенности потребностей, определению проблем пациента и осуществлению сестринского процесса.
Классификация кейсов:
- иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
- учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
- учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;
- прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.
Педагог становится организатором процесса поиска решений. Его задача – пробуждать интерес студентов, стимулировать их активность, направлять процесс обсуждения, поощрять предложения, поддерживать уверенность студентов в себе и их ответственность за процесс собственного обучения.
Роль студента – принять на себя ответственность за процесс собственного обучения, готовиться к обсуждению, выражать идеи, мысли, выдвигать предложения. При этой технологии студенты вынуждены добывать знания, а не получать в готовом виде.
Кейсы решают на аудиторном занятии коллегиально и с ролевым разыгрыванием ситуации или внеаудиторно самостоятельно с письменным отчётом.
В результате освоения кейса у студента оцениваются следующие умения, навыки и компетенции:
- аналитические и прогностические: классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, выявлять проблемы, ставить цели, разрабатывать план действий, ориентированных на результат;
- практические: пользоваться на практике знаниями по теории и моделям сестринского дела, принимать решения в условиях неопределенности;
- коммуникативные: общаться с пациентами и медперсоналом, вести дискуссию, убеждать окружающих, отстаивать свою точку зрения, а также приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки;
Методически грамотное использование кейс-метода позволяет обучающимся приобретать новые знания, обогащаться практическим опытом, прогнозировать и планировать свою деятельность. Он направлен на развитие общего, интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя, а также дает возможность студентам осваивать новую информацию, методы сбора данных, их анализа, умение работать с методической документацией, умение соотносить теоретические и практические знания. Студенты приобретают опыт принятия решений, действий в новой ситуации, в разрешении проблем, приобретают умения и навыки самостоятельного умственного труда и развивают творческое мышление.
Стандартизированный тест
Стандартизированный тест направлен на определение не только ЗУНов, но и компетенций, а потому не является полностью закрытым (не предполагает только выбор правильных вариантов ответа), а включает в себя творческое задание (в тестах по медицине – ситуационная задача). Стандартизированные тесты с творческим заданием могут проводиться на всех этапах обучения, то есть служить и для промежуточного, и итогового контроля. На практических занятиях по ПМ 04, 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» целесообразно использовать стандартизированные тесты следующих уровней сложности:
Ситуационные тесты
Требуют не произвести реальное действие, а сымитировать его.
Простейшая форма – метод инцидента. Испытуемым излагается проблемная ситуация, связанная с их будущей профессиональной деятельностью и предлагается принять быстрое решение. Время решения задачи резко ограничено, при оценке учитывается не только правильность ответа, но и быстрота реакции, которая имеет важное значение в реальной ситуации.
Более сложная форма – анализ конкретной ситуации. Испытуемым предлагается обширная информация о конкретной ситуации. Требуется провести анализ ситуации, при этом испытуемый должен учитывать, что часть информации – лишняя, но есть возможность добыть дополнительную информацию (воспользовавшись справочником или задав вопрос). После анализа принимается мотивированное решение.
Работа может проводиться как в группе, так и индивидуально.
Выводы:
Список использованных источников
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.