Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социальное партнерство в профессиональной подготовке специалистов среднего звена

15.03.2016 152 187
Евдокимов  Владимир Васильевич
Евдокимов Владимир Васильевич, старший мастер

Урюпинский агропромышленный техникум

В  современных условиях РФ, когда государство ушло в сторону от  проблемы подготовки конкретных категорий специалистов, отдав на откуп  территориям  решение  этих  вопросов, подготовка кадров является весьма актуальной задачей. У каждого субъекта России имеется своя специфика в подготовке соответствующих  специалистов, вместе с тем существуют и  определенные  проблемы, обусловленные различными факторами.   

Рассматривая демографическую  ситуацию в Волгоградской области  и  наличие трудовых ресурсов можно заметить следующее. За последние годы (2008-2015) численность всего населения сократилась на 65,7 тыс. чел. в том числе сельского населения на 38,4 тыс. чел (это численность населения примерно двух средних сельскохозяйственных районов). За указанный период в общей численности населения доля сельского населения уменьшилась с 24,3 до 23,5% [5].

Рассматривая за период 2007-2014гг среднегодовую численность занятых в экономике, отмечаем  снижение на 28 тыс. чел.  Если посмотреть на количество учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы,  то за тот же период оно уменьшилось на 33 тыс. чел.

Принимая во внимание ситуацию, когда недостающие кадры  можно было бы привлекать за счет возможной миграции,  за те же годы отмечаем отрицательный прирост, причем ежегодный. Анализируя  динамику миграционного процесса, приходим к выводу, что  Волгоградская область является не привлекательной по ряду причин для определенных категорий трудящихся уже более десятка лет. В такой ситуации единственным и естественным, на наш взгляд, выходом является подготовка специалистов в региональных учебных заведениях, в которых  численность обучающихся  уменьшается, что очевидно является объективным фактором.

Для области проблематичным выглядит подготовка специалистов среднего звена различного профиля. В указанный ранее период (2007-2014гг.) принималось  на обучение в государственные муниципальные профессиональные образовательные организации по программам подготовки специалистов среднего звена от 15,7 тыс.чел в 2007г.  до 11,5 тыс.чел в 2014 г. с ежегодной  динамикой снижения.  Количество выпускников из этих учебных заведений в тот же период времени также изменялось –  от 13,6 тыс. чел в 2007г. до 8,9 тыс. чел в 2014 году, что составляет в пересчете на 10 тыс. чел  населения соответственно 52 и 35 человек, т.е. произошло снижение на 33% за 7 лет [5].

Многие выпускники после окончания  профессионального образовательного учреждения работают не по специальности  по целому ряду причин, одна из которых ошибочный выбор профессии и учебного заведения, которое было выбрано, в первую очередь, при помощи родителей, а затем уже профессиональной пропаганды и агитации. Очевидно, что такая подготовка специалистов не будет эффективной для экономики региона или конкретной отрасли производства. Необходимы  профессиональное просвещение и эффективная подготовка учащихся к осознанному выбору профессии, предполагающие информирование школьников о наиболее массовых профессиях, способах и условиях овладения ими, а также потребность региона в тех или иных профессиях [4].

По мнению ряда авторов [1,3] в настоящее время при подготовке специалистов среднего звена существует ряд проблем, требующих усовершенствования кадровых, методических, информационных, материально-технических, нормативно-правовых и финансовых составляющих профессионального обучения. Осознавая, что профессиональная карьера специалиста начинает формироваться в стенах образовательного учреждения, техникум видит свою задачу в том, чтобы за счет развития системы социального партнерства в полной мере создать условия для самореализации всех участников образовательного процесса (учащиеся, родители, педагоги, работодатели), которые  заинтересованы в качественном образовании, но имеют свои конкретные интересы. При  этом их подходы к оценке результатов обучения обычно различаются [2].

В последние годы в техникуме осуществляется практика участия работодателей в управлении образовательным процессом и в оценке качества профессионального образования. Взаимодействие с работодателями позволяет адаптировать учебные программы к требованиям экономики региона. Многие работодатели активно участвуют как в формировании заказа на подготовку нужного им профиля и квалификации, так и в оценке подготовки выпускников.

Мы понимаем, что формирование системы социального партнерства как условие повышения качества профессионального обучения весьма длительный и сложный процесс, который  зависит от целого комплекса причин, но он позволяет повысить качество профессионального образования, максимально приблизив квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям современного рынка труда.

В настоящее время очевидно, что для  подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих меняющимся требованиям работодателей необходимы, по-видимому, более эффективные образовательные процессы, базовая оснастка, педагогические кадры и новые технологии обучения. В определенной степени этому способствуют  сложившиеся между Урюпинским агропромышленным техникумом и предприятиями города и районов северо-запада Волгоградской области партнерские отношения, которые позволяют организовывать процесс производственного обучения и производственной практики на рабочих местах этих предприятий по профессиям и специальностям, которым обучают в техникуме, усиливая качество производственного обучения обучающихся и подготовки специалистов. При этом используется не только опыт мастеров производственного обучения, но и специалистов предприятия-партнера.

Работа в конкретных производственных условиях позволяет сделать самооценку  студенту-практиканту и лучше узнать свою будущую профессию.   Наряду с этим, постоянное участие  обучающихся техникума в различных профессиональных конкурсах позволяет увидеть себя со стороны и продемонстрировать перед независимыми  экспертами. Такие выпускники быстро адаптируются в реальной обстановке, трудоустраиваются и успешно устраивают карьеру.

Социальными партнерами техникума являются общеобразовательные школы, промышленные, ремонтные, сельскохозяйственные предприятия, КФХ и индивидуальные предприниматели, сеть парикмахерских, Булочно-кондитерский комбинат и др.Мы понимаем, что формирование системы социального партнерства как условие повышения качества профессионального  образования сложный и возможно длительный процесс, который зависит от целого ряда субъективных и объективных факторов, присутствующих в конкретном регионе.

В современных условиях все еще широко распространена практика  решения кадровых проблем по устоявшимся схемам, как правило, без участия системы профессионального образования. Накопленный опыт работы техникума и взаимоотношения сложившиеся с работодателями-партнерами, свидетельствует, что в системе профессионального обучения в настоящее время существуют объективные возможности для апробации механизмов сотрудничества в различных секторах региональной экономики. Выполненный нами предварительный объем работы в этом направлении показывает, что необходимо решить еще целый ряд проблем, касающийся самого педагогического коллектива техникума, взаимоотношений социального партнерства, формирования и сохранности контингента, модернизации материально-технической базы. Решение этих вопросов во многом определяется социально-экономическими реалиями государства, ориентированного на развитие. В сфере образования государство должно выполнять следующие функции: определять порядок финансирования образования, стимулировать подготовку специалистов по приоритетным специальностям, а регион, в частности, исходя из особенностей демографической ситуации, финансовых ресурсов Волгоградской области, планировать подготовку специалистов, необходимых на периферии.

В последние годы в техникуме наблюдается практика заказа полготовки различного профиля специалистов. Многие руководители понимают, что  необходимо уже сейчас заботиться о подготовке будущей смены, так как в реальности в современных условиях ощущается кадровый дефицит, который сложно компенсировать за счет привлеченных специалистов извне. Подготовку и просмотр потенциальных работников большинство  руководителей начинает во время прохождения производственной практики, впоследствии приглашая проявивших наилучшим образом практикантов к себе в хозяйство или  предприятие на постоянную работу.

По нашему мнению, такую практику взаимоотношений следует только приветствовать и всячески содействовать ее более широкому применению во взаимоотношениях с социальными партнерами. Нами на ближайшую перспективу будут продолжены маркетинговые исследования с целью выяснения требований к предоставляемым техникумом образовательным услугам со стороны социальных партнеров,  в рамках модернизации профессионального образования в соответствии с ФГОС нового поколения.  

Планируя перспективы развития техникума на ближайшие годы, заботясь о структуре будущих образовательных программ, о новых качествах наших выпускников,  мы надеемся, что  они станут компетентными высокопрофессиональными специалистами в различных секторах экономики, а  социальное партнерство  изменит сложившиеся традиции в подборе кадров и обеспечит выпуск из стен техникума специалистов различного профиля, востребованных  в различных отраслях производства и не только на региональном рынке труда.

Список литературы:

  1. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии/Cб.ст. по материалам ХХХVмеждунар. науч.-практ.конф.№12(35).Часть II.Новосибирск: Изд. «СибАК»,2013.-126с.
  2. Попович А.Э Роль профильного обучения в профессиональном самоопределении старшеклассников. Среднее профессиональное образование. 2011, №3,
  3. Сергеева Т.А Механизмы государственно-общественного управления образовательным учреждением: методические рекомендации. М.: Профессионал,2011.-67с. 2011, №3, с3-6.
  4. Шапкина С.А Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. научн. конф. - Уфа: 2013.с.101-105
  5. http://volgastat.gks.ru



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*