Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование практико-ориентированного обучения при подготовке специалистов строительной отрасли

15.03.2016 2131 3626
Ерохина Наталья Ивановна
Ерохина Наталья Ивановна, преподаватель

Кулешова Сталина Архиповна, преподаватель

Легачева Вера Андреевна
Легачева Вера Андреевна, преподаватель

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

Одним из важных направлений развития учебного процесса в формировании специалиста, его личности, общих и  профессиональных компетенций в свете ФГОС третьего поколения, является практико- ориентированное обучение. Роль практико-ориентированных подходов заключается в создании условий для интеллектуального, творческого и нравственного развития студентов. Развитие становится важнейшей составляющей образовательного процесса, меняется сам подход к процессу обучения и отношение к студенту. Приоритетным становится не преподавание, а самостоятельное приобретение знаний и, особенно, применение полученных знаний. «Главная задача преподавателя – вовлечь учащегося в учебный процесс. То, что делает учащийся, чтобы обучаться, значительно важнее того, что делает педагог, чтобы учить» (Дэвид Милтон.)

Для повышения эффективности процесса формирования профессиональных и общих компетенций студентов, обучающихся по специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, при разработке учебно-методического комплекса специальности предусмотрели следующие элементы (моменты):

- формирование у студентов мотивации и готовности к овладению профессиональной деятельностью, начиная с момента поступления в техникум (введение в специальность, классные часы, ориентирование общих дисциплин на специальность и т.д.);

- обеспечение взаимосвязи всех направлений подготовки (теоретической, методической, практической) будущих специалистов в области строительства на основе компетентностного подхода с использованием современных педагогических технологий и активных методов обучения;

- тесная взаимосвязь с работодателями при разработке междисциплинарных курсов профессиональных модулей, учет требований региональных особенностей районов строительства;

- практико- ориентированная  направленность обучения, позволяющая формировать умения и навыки, основанные на проблемных ситуация в строительных организациях города (практические занятия по профессиональным модулям ПМ01- ПМ04);

- прохождение  учебных  практик и производственной практики по профилю специальности, преддипломной практики, позволяющих получить практические навыки при овладении специальности.

Внедрение практико-ориентированного подхода в образовательный процесс преподаватели строительного цикла осуществляют через активные методы обучения, такие, как:

-деловые имитационные игры с созданием проблемности;

- решение практических профессиональных задач;

- экскурсии на строительные объекты города;

- применение метода анализа конкретных ситуаций;

- посещение строительных ярмарок и форумов с написанием отчетов;

- проведение конкурсов, и участие в олимпиадах;

- разнообразные формы самостоятельной работы студентов (выполнение творческих работ, создание презентаций, исследовательская деятельность);

- участие в научно-практических конференциях;

- выполнение курсовых и дипломных проектов.

В соответствии с требованиями ФГОС СПО, для освоения ОК и ПК, студенты выполняют расчетно- графические работы, которые по объему времени составляют от 50% до 65% от общего количества часов.

Тематика практических занятий по всем профессиональным модулям разработана с учетом межпредметных связей и составлена таким образом, чтобы студент при изучении последующих междисциплинарных курсов, смог использовать свои практические и расчетно- графические работы. Так например: при изучении ПМ01 Участие в проектировании зданий и сооружений, планы зданий, фундаментов, плит перекрытий, разрезы по зданиям и т.д. используются при выполнении практических работ по ПМ02. Реконструкция и перепланировки зданий при изучении ПМ04 выполняются на основе выполненных планов и разрезов по ПМ01. Рассчитывая сметы по теме: Проектно- сметная документация, студенты используют расчеты  и калькуляции, выполненные в ПМ02. Расчетно-графические работы по усилению конструкций основываются на конструкциях, выполненных в ПМ01 и т.д. Знания и умения проектировать в сейсмических районах строительства, даются на 4 курсе при изучении ПМ04, так как это достаточно сложные понятия, которые студенты должны применить при выполнении дипломного проекта.

Таким образом, студенты с каждым изучаемым профессиональным модулем понимают важность и нужность полученных предыдущих знаний и умений, и пропущенные ими практические занятия им приходится восполнять самостоятельно. В конце процесса обучения у студента накапливается определенный портфолио, который он использует при выполнении выпускной квалификационной работы.

Преемственность в освоении профессиональной программы  соблюдается и при выполнении курсовых проектов, т.е. рабочий план составлен таким образом  чтобы,    учебный материал освоенный студентами специальности  и выполненные курсовые проекты являлись  бы основой  для выполнения  последующих курсовых проектов, а не были бы отдельными абстрактными продуктами.

Темы заданий для курсового проектирования, предлагаемые студентам, подбираются как с учетом современного уровня строительства в регионе, так и с учетом перспективы прохождения производственной практики студентами на базовых предприятиях города и области. Для разработки тематики курсового проектирования, преподаватели принимают участие в семинарах, строительных форумах  с участием представителей строительной отрасли города и региона, посещают и организуют экскурсии на базовые предприятия, проводят круглые столы и конференции с приглашением ведущих специалистов города и региона в области строительства.

При выполнении курсовых проектов также проводится и соблюдается преподавателями преемственность выполнения курсовых проектов, т. е. по сути,  за время обучения студент выполняет комплексный курсовой проект, выполняемый в течение освоения  профессионального модуля «Участие в проектировании зданий и сооружений».

При освоении профессионального модуля «Участие в проектировании зданий и сооружений» студенты выполняют курсовые проекты и курсовые работы на темы «Архитектура гражданских зданий» и  «Архитектура промышленных зданий».  На основе курсового проекта «Архитектура промышленных зданий» выполняются: расчетно-графические работы и курсовой проект на тему «Проект производства работ по строительству здания»,  курсовая работа по дисциплине «Экономика организации», курсовая работа на тему «Расчет  и конструирование строительных конструкций».

На основе курсовой работы на тему «Архитектура гражданских зданий» выполняются расчетно-графические работы выполняемые студентами при освоении учебного материала по профессиональному модулю ПМ 04 Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов.

Оценивание выполненных курсовых проектов происходит в несколько этапов:

-  во время защиты проекта,   после его выполнения перед руководителем проекта;

- во время презентации проекта, как части, комплексного курсового проекта  перед экспертной комиссией с участием представителей работодателя.

Презентация комплексного курсового проекта    является одним из этапов  экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю «Участие в проектировании зданий и сооружений» .

Такой сценарий курсового проектирования  предусматривает хорошо продуманную деятельность его участников на всех этапах проектирования,  с определением функций каждого  участника,  установления четких требований  к содержанию и оформлению  конечного продукта.  И что особенно ценно, так это то,  что кроме  систематической внешней оценки проекта, на каждом из этапов выполнения комплексного курсового проекта идет  поэтапное  обсуждение ранее полученных результатов, а также внутренняя оценка результатов деятельности самим студентом.

Одно из требований,  предъявляемых к презентации проекта – оценка своей деятельности самим студентом,  а также изложение выводов  и предложений по  использованию  результатов проекта в реальных условиях строительства. 

Практико-ориентированная подготовка обучающихся основывается на выполнении обучающимися, в рамках освоения ОПОП,  учебной и производственной практик.  Общее количество часов, отведенных на практическое образование составляет  1008 часов.

Профессиональный модуль

Количество часов практики по видам практики

Учебная

Производственная  (по профилю специальности)

 Производственная практика (преддипломная)

Приобретение рабочей професии

Приобретение практического опыта по видам деятельности

ПМ 01

Геодезическая  -72 часа

 

36

 

ПМ 02

-

360

36

 

ПМ 03

-

 

36

 

ПМ 04

-

 

36

 

ПМ 05

Учебная по профессии маляр - 288

 

 

 

Производственная практика (преддипломная)

 

 

 

4х36=144

Итого

360

360

144

144

учебная и производственная (864 часа) , Всего: с учетом производственной (преддипломной ) -1008    часов.

Учебная геодезическая практика проходит на геодезическом полигоне  - 72 часа, а производственный опыт выполнения геодезических работ на строящихся объектах приобретается обучающимися во время производственной практики при освоении  ПМ 02 Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов.  

Первичные умения и навыки по профессиям  маляр,  мастер сухого строительства ,    приобретаются обучающимися   во время  учебной практики при освоении профессионального модуля  ПМ 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих. должностям служащих , а во время производственной практики по профилю специальности, при освоении профессионального модуля ПМ 02, обучающиеся приобретают не только рекомендованные профессии рабочих (каменщик, маляр, облицовщик-плиточник, плотник, штукатур), но и профессии бетонщика, монтажника и др.

В формировании  профессиональных компетенций выпускника наиболее значимую роль играет практическая деятельность, в условиях базовых  организаций на  производственной практике.

Освоение профессиональных компетенций при изучении модулей продолжается на производственной недельной  практике, во время которой студенты выполняют производственные задания, соответствующие требованиям ФГОС в плане практического опыта.  

Программы практик составляются руководителями практик и согласовываются со специалистами базовых предприятий таким образом, чтобы обеспечивалось формирование у обучающихся умений, навыков, практического опыта и их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к другому.

В период прохождения практики обучающиеся ведут дневники практики, а по результатам практики ими составляется отчет, который утверждается руководителем по практике от базовой организации.

При составлении отчета практикант выполняет индивидуальное задание выданное руководителем практики  и направленное на изучение передовых технологий  применяемых при строительстве объектов базовыми предприятиями.

Руководители по практике от техникума предлагают в качестве приложения к дневнику практики оформлять графические, аудио-, фото-, видеоматериалы,  подтверждающие практический опыт, полученный на практике. Далее эти материалы используются как иллюстративные, при выступлении практикантов на ежегодной студенческой практической конференции по итогам практики.  В своих выступлениях студенты-практиканты не только дают характеристику предприятий,  но и  дают оценку собственной деятельности во время практики, с точки зрения целей и задач практики, освоенных компетенций .

Программа преддипломной практики, как завершающего этапа практического обучения, направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, дальнейшее формирование  общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы  - дипломного проекта.

Одной из позиций практико-ориентированного подхода в образовательный процесс, осуществляемый через активные методы обучения, является выполнение курсовых и дипломных проектов. При выполнении данных проектов выявляется степень усвоения и осознанности усвоения знаний по всем разделам. Студенты учатся анализировать, выделять главное, формировать понимание важности вопроса и профессиональной ответственности, работать в команде.

После окончания теоретических курсов, выполнения расчетно-графических работ, прохождения учебных и производственных практик студенты приступают к выполнению дипломных проектов. При выполнения дипломного проекта студенты выполняют архитектурно-конструктивную часть проекта, где необходимы знания, полученные в ПМ01 ПМ02 ПМ04. Используются приобретенные знания

  1. По архитектуре зданий – при выполнении планов, фасадов, разрезов зданий, а так же схем расположения фундамента, каркаса, плит покрытий и перекрытий, узлов при проектировании зданий в сейсмических районах.
  2. По генеральному плану и геодезии – при вычерчивании генерального плана
  3. По расчету и конструированию строительных конструкций – при расчете и вычерчивании опалубочных и арматурных чертежей.
  4. По организации технологических процессов – при выполнении технологических карт и построении календарного плана.
  5. По сметному нормированию и ценообразованию в строительстве – при выполнении локальных смет.

Защита дипломных проектов позволяет наиболее полно и с большим эффектом контролировать знания студентов, приобретенные на практических уроках и на уроках курсового проектирования. С целью максимальной эффективностью усвоения материала основное время дипломирования отдается в соответствии с ФГОС третьего поколения.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*