Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение эффективной лекции на уроках истории в системе среднего профессионального образования

15.03.2016 208 281
Полякова Антонина Игоревна, преподаватель

Новокузнецкий строительный техникум

Направления развития исторического образования в России в основном обусловлено современными потребностями в образовании со стороны государства. Согласно требования ФГОС государство задаёт к системам среднего профессионального образования конкретные цели – это «воспитание и обучение специалиста, обладающего компетентностным подходом в решении профессиональных задач, а также разбирающегося в глобальных процессах современного мира» [5,c.4]. Естественно, профессиональное образование – это не статичная система, она продиктована современными реалиями общества, и тем динамична.

Приоритет современного педагогического сообщества — это способность гибко реагировать на запросы личности, потребности государства и мира в целом. В последнее время популярно говорить о педагогическом менеджменте, таким образом мы подразумеваем предоставление услуг, которые исходят от заказчика и которые отражаются в соответствии с продуктивностью работы педагога на его заработной плате. По мнению Л. Н. Вавиловой, заведующей лабораторией андрагогики ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»: «ФГОС предполагает изменение роли обучающихся с позиции обучаемых преподавателем на позицию субъекта своей образовательной деятельности» [6,c.7]. В связи с данными рычагами воздействия педагог должен создать такую педагогическую методику, которая бы соответствовала заявленным выше критериями.

Преподаватель гуманитарных дисциплин в средних профессиональных учебных заведениях, особенно технического профиля, сталкивается с ситуацией незаинтересованности студентов в предметах общеобразовательного цикла, основанием чего можно считаться неудовлетворительное обучение в школе по данным предметам. Поскольку образовательный процесс в системе СПО отличается от школьного, здесь обучающийся за учебный год обязан усвоить программу, приравненную к двум старшим ступеням среднего образования, объем учебного материала на него возлагается в два раза больше. В связи с большим объемом материала одной из популярных методик обучения является лекционная работа.

Лекция – это метод сообщения новых знаний, её отличает высокая целенаправленность и большая информативность. Лекция обладает способностью показать личностное отношение педагога к учебному материалу [1,c.52]. Великий русский историк В.О. Ключевский однажды сказал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и тех, кому преподаешь» [2,c.36]. Чем ярче педагог представит материал, в зависимости от его ораторских способностей, насколько содержателен будет его рассказ, зависит интерес со стороны аудитории.

Однако, стоит иметь ввиду, что лекция в среднем профессиональном учебном заведении на первых курсах отличается от пообных занятий уровня высшего профессионального образования, где лекция, по мнению В.А. Сластенина, «представляется экономичным способом передачи информации от преподавателя к аудитории» [3,c.205]. Прежде всего лекции по истории сугубо в традиционной форме не должны проводиться на первом курсе, это объясняется возрастными характеристиками обучающихся, не способных в течении академического часа усваивать новый материал, к тому же, научный подход при изучении какого-либо исторического события, также не возможен к применению учениками, у которых, зачастую, отсутствуют навыки системного мышления, выявления причинно-следственных связей, а также базы исторических знаний. Поэтому при работе с аудиторией педагог должен включать в лекцию: элементы беседы, контроль за ведением конспекта студентами, устную и письменную проверку освоенного материала в конце лекции. В связи с этим преподаватель в среднем профессиональном учебном заведении сталкивается с проблемой выбора наиболее качественной и продуктивной формы лекционной работы.

Одной из популярных технологий в современной дидактике является технология критического мышления через чтение и письмо. Данная технология предлагает аналог лекционной работе – Эффективную лекцию. В педагогической литературе США эта стратегия носит название «продвинутая лекция», её авторы – Р. Джонсон, Д. Джонсон и Дж. Смит. Согласно этому приему учебная лекция делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержание – рефлексия. На стадии вызова осуществляется подготовительный этап к новому материалу (технология предлагает различные методы: список известной информации, ответы на вопросы учителя, ключевые слова и т.д.), на стадии осмысления содержания идет работа с новым учебным материалом и рефлексия – это подведение итогов [4,c.65-67]. Технология предлагает различные приёмы, характерные для каждой из стадий.

Изучение истории обучающимися, которые не воспринимали может быть раньше этот предмет всерьез, должно строится из эмоционально-нравственных основаниях, история должна возбуждать душу подрастающего человека, должна воспитывать в нем чувство прекрасного, радость за прошлое и настоящее своей страны, призывать к почтению традиций своей Родины. Именно нравственность и интерес к прошлому побуждают человека к саморазвитию, плоды которого приведут человека к самореализации не только профессиональной, но и личностной.

Благодаря тому, что дала отечественная история и культура, и насколько педагог способен представить это обучающимся зависит уровень воспитанности и гражданственности современного поколения.

Педагог в построении эффективной лекции на уроках истории должен побуждать к изучению истории также и по средствам наглядности. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает созданию образа определенной исторической эпохи, способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию учебного материала. При изучении определенной темы необходимо, по возможности, показывать связи истории и культуры, истории и обычного человека, истории и технологии и т.д.

Подобный подход к построению лекционной работы мы представляем по теме: «Человек как носитель культуры своего народа». Урок, предназначенный для II курса СПО.

Цель – рассмотреть основания современной культуры и её исторические причины.

Задачи:

  1. Образовательная:

а) познакомиться с содержанием понятий: «массовая культура», «вестернизация», «постмодернизм», «перформанс»;

б) определить достижения и проблемы культуры России в конце XX – начале XXI вв.

  1. Развивающая:

а) способствовать формированию аналитических навыков работы с учебным материалом;

б) продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи (историческая действительность – развитие культуры).

  1. Воспитательная: способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к миру, чувства патриотизма, нравственности, эстетического идеала.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: «эффективная лекция».

На стадии «вызова»:

  1. Видеофрагмент клипа В. Цоя на композицию «Перемен».
  2. Вопросы учителя и совместная формулировка целей урока.
  3. Анализ фотоматериалов и проверка на остаточные знания по пройденным темам.

На стадии «содержание материала»:

  1. Заполнение бортового журнала «Влияние перемен на развитие российской культуры» (Предположения – Новая информация).
  2. Лекция учителя о видах искусства 1990-х годов с опорой на слайды, с изображением картин, фотографий. Конспектирование материала учениками.

На стадии «рефлексии»:

  1. Проблемные вопросы учителя аудитории: «Кто он современный человек, каковы его ценности?», «Российское общество чего лишилось и что приобрело?». Просмотр фрагмента фильма «Брат» и «Брат 2», просмотр социального ролика первого канала «Дима, помаши рукой маме».
  2. Анализ бортового журнала по новому материалу.
  3. В качестве итоговой рефлексии предлагается задание по написанию эссе «Социальный и культурный портрет советского и современного молодого человека». Это задание выступает также и в роли домашнего задания.

Деление лекционного материала на три блока: стадию вызова, усвоения материала и рефлексию, дало возможность активизировать внимание учащихся при работе с большим теоретическим материалом.  Учащиеся с интересом принимали участие в обсуждении учебного материала, а применение наглядного материала (видеоролики, слайды, фотографии) побудили обучающихся к созданию образа определенной исторической эпохи.

При изучении учениками данной темы я постаралась показать связи истории и культуры, истории и обычного человека, истории и технологии, по средством лекции и видео хроники.

Домашнее задание носило творческий характер: 1. Написать эссе «Социальный и культурный портрет советского и современного молодого человека». 2. Подбор и сравнительная характеристика фотоматериалов советского периода и периода 2000-х годов, с целью показать, как менялся менталитет русского человека.

Резюмируя, проведенный урок, хотелось бы сказать следующее: с точки зрения организационной части урок был успешен, потому что удалось реализовать планируемые задачи. По ходу лекционного занятия наблюдалась высокая степень активности обучающихся, студенты с интересом принимали участие в обсуждении проблемных вопросов, в анализе современных элементов культуры (живопись, кино, музыка). Деление урока на три стадии видится уместным в образовательном процессе, поскольку каждой стадии сопутствует определенный прием обучения, позволяющий активизировать работу студентов с образовательным материалом.

Недостатки в том, что учащиеся не обладали иногда достаточным знанием для сопоставления новой темы с ранее изученным материалом. Следует отметить также слабую базу знаний у обучающихся о культурных памятниках, стилях изобразительного искусства, направлениях современной культуры.

 Литература

  1. Осмоловская И.М. Словесные методы обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 172 с.
  2. Ключевский В.О. Письма, дневники, афоризмы и мысли об истории. - М: Изд-во "Наука", 1968. – 153 с.
  3. Педагогика профессионального образования: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2006. – 368 c.
  4. Развитие критического мышления на уроке /С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
  5. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем /Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. – 192с.
  6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения: методическое пособие / Л. Н. Вавилова, М.А. Гуляева – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012. – 243 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*