Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий при обучении массажу лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению

14.03.2016 1153 1911
Вильданова Татьяна Викторовна
Вильданова Татьяна Викторовна, преподаватель

Кисловодский медицинский колледж Минздрава России

В последние десятилетия наблюдается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности обучающейся молодежи. Одной из причин создавшегося положения является негативное влияние современной образовательной среды на здоровье обучающегося на всех уровнях образования: учебные перегрузки, которые они испытывают, сказывается также недоучет новейших данных антропологии, возрастной физиологии, психофизиологии и других наук о человеке, формирующих естественнонаучную базу процесса физического воспитания подрастающего поколения. Поэтому в качестве одного из приоритетов российской образовательной политики на современном этапе выдвинута всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, физическом развитии и воспитании учащихся и студентов, обеспечение образовательных условий, способствующих развитию и сохранению физического, психического и нравственного здоровья нации.

Как справедливо отметил профессор Смирнов Н.К., под здоровьесберегающими образовательными технологиями, в широком смысле, можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью обучающихся. Если же здоровьесберегающие образовательные технологии связывать с решением более узкой, здоровьеохранительной задачи, то к здоровьесберегающим образовательным технологиям будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью обучающихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении.

Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье обучающихся. Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обучения привело к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. Нарастает число детей с наличием «пограничных» состояний и хронических заболеваний. Негативные тенденции усугубляются неблагоприятными социально-экологическими условиями. В связи с этим каждая профессиональная образовательная организация помимо решения педагогических задач должна соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями студентов, содействовать охране и укреплению их здоровья. Так как по специальности 34.02.02 Медицинский массаж обучаются исключительно инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья по зрению, то внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий приобретает особое значение.

Для проведения в процессе образовательной практики по специальности Медицинский массаж работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» Минздрава России разработана программа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, представляющая собой целенаправленный комплекс педагогических, психологических, профилактических, коррекционных и иных воздействий на обучаемых, неразрывно связанный с решением задач сохранения и укрепления здоровья.

Использование современных здоровьесберегающих образовательных технологий при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению станет фактором достижения нового качества образования в том случае, если будет обеспечены:

- рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;

- рациональная организация двигательной активности обучающихся, включающая предусмотренные программой занятия по физической культуре, а также спортивно-массовую работу;

- система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

- дифференцированная и индивидуальная система образования, вариативность образовательных программ;

- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Новые подходы в организации образования диктуются не только необходимостью преодоления недостатков существующей системы образования, но и стремлением способствовать выработке положительной мотивации на ведение здорового образа жизни. Задача применения здоровьесберегающих технологий в обучении массажу состоит в том, чтобы обеспечить развитие (саморазвитие) обучающихся, побудить их к ведению здорового образа жизни.

Замечено, чем больше творчества в процессе обучения, в профессиональной деятельности, вообще в жизни, тем выше образованность человека, крепче его здоровье, счастливее его жизнь. Применение здоровьесберегающих технологий должно обеспечивать создание такой предметно-информационной образовательной среды, в рамках которой происходит формирование у обучающихся на всем протяжении обучения основных компонентов здоровья, а так же овладение знаниями, умениями и профессиональным опытом.

Мы уверены в том, что чтобы студенты стали высококлассными специалистами в области массажа, необходимо процесс обучения сделать творческим. Мудрая китайская пословица гласит: «Скажите мне – я забуду, покажите мне – я запомню, вовлеките меня – я пойму». Ценность занятия определяется активностью студентов, их самостоятельной работой. Для этого используются активные методы обучения, модульная система обучения, решение ситуационных задач, тестовый контроль, составление и решение кроссвордов, самостоятельное изучение отдельных тем, самостоятельное выполнение наглядных пособий, составление алгоритмов.

Труд массажиста связан с большими физическими нагрузками и затратой энергии, кроме того, известно, что любая патология, которая привела человека к инвалидности, независимо от вызвавшей ее причины, непременно отражается на двигательной функции, поэтому особенно важно при организации самостоятельной работы предусмотреть задания, направленные на здоровьесбережение студентов. В рамках реализации программы по внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий в учебный процесс, в колледж была разработана система заданий для самостоятельной работы студентов, направленных на выполнение упражнений, совершенствующих мышечное чувство, с целью экономии нервно-мышечной энергии при формировании специфических двигательных умений, соответствующих трудовой деятельности массажиста. Чтобы добиться точности и ловкости движений пальцев, увеличения силы мышц, студенту рекомендуется ежедневно заниматься гимнастикой, самомассажем, закаливанием организма, вести здоровый образ жизни. Мы считаем проведение таких самостоятельных занятий целесообразным еще и потому, что это входит в программу не только социальной, но и медицинской реабилитации инвалидов.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в обучении массажу лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривает вариативность образовательных программ и учет общедидактических принципов при организации образовательного процесса. Анализ отечественной и зарубежной литературы по вопросам обучения слепых и слабовидящих показывает, что общедидактические принципы построения учебно-воспитательного процесса и организация обучения должны быть связаны со специфическими тифлопедагогическими принципами и приемами. Например, при реализации принципа связи педагогического процесса с жизнью и практикой, в процессе обучения по любой доступной для человека с ограниченными возможностями здоровья по зрению специальности среднего профессионального образования, у обучающихся необходимо формировать установку, что слепой специалист должен работать полноценно, наравне со зрячим, являющуюся одним из принципов тифлопедагогики, согласно которому при работе с данным контингентом обучающихся необходимо формировать у них установку о том, что нельзя требовать «никаких льгот и скидок на слепоту». Обучающихся необходимо ориентировать на достижение всех необходимых результатов освоения профессиональной образовательной программы, поскольку при трудоустройстве на открытом рынке труда работодателями к слепым и слабовидящим будут предъявляться такие же требования в отношении производительности и качества работы, как и к зрячим, занятым в той же профессии. При выборе того или иного метода обучения и объема учебного материала, нельзя его упрощать и отходить от принципа научности, оправдывая это ментальными нарушениями у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению.

При обучении незрячих традиционные методы (словесные, наглядные, практические) имеют свою специфику. Очевидно, что информация, структурируя процесс обучения через его компоненты – деятельность обучающего и деятельность обучаемого, является связующим звеном преподавателя и обучающегося. В связи с этим процесс передачи-восприятия информации через все источники (звук, изображением, мышечное усилие) должен быть доступным для слепого и слабовидящего студента.

Предоставление информации в звуках (аудиальные методы) обеспечивает передачу и фиксацию информации по аудиальному каналу являются ведущими при обучении незрячих студентов. К этой форме методов предоставления информации относятся все виды бесед, объяснений, лекций. Кроме того, современные аудиальные средства позволяют формировать и пространственные представления у незрячих. При устном объяснении учебного материла слепому обучающемуся, преподаватель должен учитывать, что есть понятия, не доступные для осмысления слепорожденными, например,: свет, цвет, видимая красота, однако, если человек потерял зрение хотя бы через несколько лет после рождения, то он будет иметь представление об этих явлениях. При помощи аудиальных методов предоставления учебной информации, слепые и слабовидящие получают новые знания и представления об окружающем мире, поскольку реальный мир, окружающий незрячего, запечатлевается в его сознании в форме словесных выражений.

Способ предоставления информации в форме аудиоматериалов имеет преимущества, не требуя, как правило, от пользователя специальной подготовки. Также этот источник информации можно использовать как отдельно, так и совместно с другими, например, рельефно-точечный документ и аудиокомментарии к тексту или «говорящая» книга с приложением в виде тактильных иллюстраций. Звуковая информация может быть как предварительно записанной на тот или иной носитель, так и воспроизводиться с помощью синтезатора речи.

По нашему мнению, применение аудиальных методов в формировании положительной мотивации к обучению и развитию здоровьесберегающего пространства достигнет своей цели только при создании ситуации заинтересованности студента к изучению нового учебного материала. На наш взгляд, при проведении теоретических занятий, возможно, применять нестандартный подход, который можно определить как «метод сказок Шехерезады», когда день за днем мастерство преподавателя (рассказчика) разжигает любопытство слушателя (обучающегося), и создает все новые и новые предпосылки к бесконечно долгому общению.

Способы предоставления информации в виде изображения доступны для восприятия студентами с частично сохраненной функцией зрительного анализатора. К этой группе относятся демонстрации натуральных объектов и изобразительных пособий, а также методы, предполагающие работу со всеми видами печатной или письменной информации. Достижению цели обеспечения доступности слепым и слабовидящим обучающимся визуальной информации способствует применение тифлокомментирования – лаконичного описания предмета, пространства или действия, которые непонятны слепому или слабовидящему без специальных словесных пояснений. Тифлокомментирование подразумевает использование не только звукового тифлокомментария (например, просмотра учебного видеофильма), но и письменного, печатного (например, описание для слепых иллюстрации, графика, чертежа, географической карты и т.д.). Сложность применения тифлокомментирования в образовательных учреждениях профессионального образования обусловлена чрезвычайно малым количеством подготовленных в России тифлокомментаторов и высокой стоимости создания тифлокомментария.

Для слепых и слабовидящих студентов доступными для восприятия являются кинестетические формы предоставления информации, когда передача и восприятие информации организованы с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела. Несмотря на то, что возможность применения данной формы передачи информации в профессиональном образовании слепых и слабовидящих обучающихся не описаны, она широко применяется в практике работы при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению при подготовке музыкантов, актеров, спортсменов, массажистов. Для слепого осязание является главным фактором познания окружающего мира, так как посредством этого органа чувств человек получает основную информацию о форме, структуре поверхности, температурных признаков предметов и их пространственном положении.

С помощью осязания слепой может получить представление и об изображении, если перевести его в рельефный (тифлографический) вид. Проектирование и изготовление пособий для обучения слепых рельефному рисованию, рельефному черчению и другим учебным дисциплинам является задачей тифлографики. Применение тифлографических изображений способствует развитию образно-эмоционального мышления у незрячих, поскольку, тифлографические учебные пособия обеспечивают визуализацию тактильных восприятий и представлений.

Одним из способов применения кинестетических методов в учебном процессе, можно считать самостоятельное изготовление (из пластилина, глины, папье-маше, дерева и других материалов) наглядных пособий. Использование такого приема при обучении массажу лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению способствовует развитию пространственного представления слепых и слабовидящих обучающихся, формированию у них трудовых навыков, повышению интереса к изучаемого учебному материалу, а также позволяет пополнить материально-техническую базу образовательной организации наглядными пособиями по изучаемым профессиональным модулям, доступными для восприятия данной категорией обучающихся.

Наибольшая эффективность усвоения информации достигается при сочетании различных каналов передачи и восприятия информации (полимодальные формы предоставления информации), поскольку обучающийся с ограниченными возможностями здоровья по зрению формирует представление об окружающем пространстве с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем, в связи с чем ведущими при обучении слепых и слабовидящих являются аудиально-кинестетические методы.

У слепых и слабовидящих обучающихся применяемые методы обучения должны формировать способности самостоятельно искать нужную информацию, вычленять проблемы и находить пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач, направленных на вовлечение обучающихся в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знания. Этому способствует применение современных информационных технологий и ресурсов сети Интернет, позволяющих:

- организовывать совместную исследовательскую деятельность обучающихся, преподавателей, и представителей профессионального сообщества;

- оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников совместных проектов вопросам, темам, расширяя таким образом кругозор, повышая культурный уровень обучающихся;

- формировать коммуникативные навыки;

- формировать умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью информационных технологий.

Опыт обучения слепых и слабовидящих студентов показывает, что информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой обучающийся, несмотря на зрительную депривацию, был бы равноправным участником образовательной деятельности.

В основе формирования здоровьесберегающего пространства при обучении массажу лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению лежит рационально составленное расписание, учитывающее требования методического, организационного характера, вытекающие из физиологических возможностей человека. Известно, что в конце семестра в связи с развитием стойкого утомления активность студентов на занятиях снижается из-за развивающегося процесса охранительного торможения. Учитывая данную физиологическую реакцию, во второй половине семестра должно быть снижено количество теоретических занятий и увеличено количество практических занятий, так как практическая деятельность активизирует обучающихся, что не приводит к снижению интереса к процессу обучения. Для снижения утомляемости в течение учебного дня в расписании необходимо чередовать различные по характеру и сложности занятия.

Как показывает опыт, при организации учебного процесса в профессиональных образовательных организациях по различным специальностям, продолжительность одного практического занятия по расписанию может составлять 2, 4 или 6 аудиторных часов. На наш взгляд, представляется важным учет особенностей работоспособности студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению при определении продолжительности практических занятий, особенно по массажу, так как они требуют значительного физического и психического напряжения, поскольку во время их проведения формируются профессионально значимые умения.

Данные проведенных исследований диагностики внимания и памяти лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению позволяют сделать вывод, что в расписании занятий по специальности «Медицинский массаж» объем времени, отведенный на практическое занятие по массажу, должен составлять два учебных часа.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению (как и любой другой категории обучающихся), в отдельных случаях, может иметь место снижение активности обучающихся в учебном процессе, вызванное их неумением оценивать и соотносить свои возможности с образовательными требованиями, снижением интереса к будущей профессиональной деятельности, что в конечном итоге отрицательно сказывается на уровне их физического и психического здоровья и профессиональной подготовки. Для предупреждения данных негативных тенденций, на наш взгляд, важным элементом, при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в системе медицинского среднего профессионального образования, является организация сопровождения профессионального выбора, направленного на:

  • формирование и поддержание на протяжении всего периода обучения положительной мотивации и стойкого интереса к будущей профессиональной деятельности;
  • ознакомление с возможностями продолжения профессионального образования и карьерного роста;
  • развитие личностных качеств, необходимых для профессиональной деятельности медицинской сестры/медицинского брата по массажу.

Для развития положительной мотивации, необходимо с первых дней обучения «погружать» студентов в профессиональную деятельность. Достижению данной цели способствует проведение экскурсий в лечебно-профилактические учреждения различного профиля, знакомство с организацией работы, оснащением кабинетов массажа; организация встреч студентов с успешно работающими массажистами, приезжающими на курсы повышения квалификации; приглашение тематических пациентов на практические занятия по массажу; регулярное проведение профессиональных викторин, олимпиад, фестивалей и конкурсов. Кроме того, для формирования и развития у студентов, обучающихся по специальности «Медицинский массаж» профессионально значимых качеств (наблюдательности, эмоциональной уравновешенности, памяти, умения слушать, общительности, чувства ответственности и т. д.), развития самопознания и коррекции самооценки студентов, целесообразно, в течение всего периода обучения, проведение тренинга личностного и профессионального развития.

Практические занятия по массажу способствуют выработке практических умений, обеспечивающих, в свою очередь, формирование профессиональных компетенций. При обучении медицинскому массажу лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению, применяемые методы обучения должны способствовать формированию специфических двигательных стереотипов, необходимых для практики массажных техник. При освоении приемов массажа нужно руководствоваться важнейшими правилами: длительность и систематичность занятий; активность процесса нарабатываемых навыков; целенаправленность формирования специфических навыков на поведенческом уровне. В связи с этим организация проведения практических занятий по массажу имеет свои особенности: студенты работают парами («массажист» и «пациент»), преподаватель показывает технику массажных приемов каждому работающему студенту, причем, в ходе занятия это производится многократно до получения желаемого результата, затем пары меняются ролями, и весь процесс вновь повторяется. Применение метода работы парами, когда в течение каждого занятия каждый обучающийся находится не только в роли массажиста, но и пациента, способствует, кроме повышения качества образования, и укреплению здоровья обучающихся, так как в течение всего периода обучения студенты систематически получают курсы процедур массажа.

При составлении программы подготовки специалистов среднего звена по специальности Медицинский массаж предусмотрено увеличение количества часов на занятия по дисциплине «Физическая культура» - в течение всего периода обучения выделено еженедельно 4 часа аудиторных занятий, что является составным элементом реализуемой в колледже программы здоровьесбережения студентов. За счет увеличения количества аудиторных часов, в программу по физической культуре включены многие виды упражнений, имеющие специфическую коррекционную направленность на формирование навыков пространственной ориентировки и коррекции движений лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению.

Многолетний опыт применения здоровьесберегающих образовательных технологий при обучении массажу лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» Минздрава России показывает, что уровень здоровья обучающихся при поступлении в колледж и после трех лет обучения повышается, что позволяет сделать вывод об их эффективности и целесообразности.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*