Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности обучения и воспитания: (визуалы, аудиалы, кинестетики)

11.03.2016 230 291
Астанина Людмила Давыдовна
Астанина Людмила Давыдовна, педагог-психолог

Мариинский политехнический техникум

Образовательный процесс для студента представляет собой  восприятие и усвоение    предложенной информации.  От того, какой канал ведущий, зависит освоение многих важных навыков.

Однако возникает вопрос, почему одни схватывают эту информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений. Дело в том, что каждый подросток отличается индивидуальными особенностями восприятия, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей.       

Так, в зависимости от типа восприятия, все люди делятся на 3 основных категории:
-визуалы
-аудиалы
-кинестетики.

Визуалы - люди, воспринимающие большую  часть  информации с помощью зрения. Для визуала ведущим является образ.

Аудиалы - те, кто в основном получает  информацию   через слуховой канал. Для аудиала  ведущим является  звук.

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения  (обоняние,   осязание и др.) и с помощью  движений. Для кинестетика - чувство (тактильное прежде всего).

Визуалов много. Их целых тридцать пять процентов. Визуалов любят читатели и продюссеры сериалов. Визуал - художник, если не истинный, то в душе - точно! Визуалы хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. Хорошо планируют свое творчество.

Аудиалы. Чистых аудиалов всего процентов пять - это данные по России. С чем это связано? С особенностями функционирования слухового анализатора. Аудиалы говоруны и слушатели.

Аудиалу важно звучание фразы, гармония звука, кинестетику важен внутренний монолог героя, хотя кинестетику интересны и ощущения.

Кинестетиков тоже много - тридцать пять процентов.

Важным в литературном произведении с точки зрения кинестетика является сюжет. Описания, диалоги им не нужны. Еще они предпочитают сперва ввязаться в драку, а потом посмотреть, что будет дальше.

Почему важно знать, к какой категории относится студент?

Кроме того, представители разных групп восприятия отличаются и некоторыми чертами поведения, уровнедисциплины, внимательности.

При общении студент-визуал часто смотрит вверх; взгляд аудиала направлен по средней линии;кинестетик же преимущественно смотрит вниз, как бы под ноги.

На переменах визуалы часто остаютсявгруппе, в то время как большинство одногруппников выходят в коридор. Предпочтут спокойную обстановку, лишенную какого-либо шума и подвижности.

Аудиалы используют перемены как возможность  поговорить, иногда даже немного пошуметь; Для кинестетиков самым предпочтительнымвремяпровождением является движение.    

В январе 2016 года в техникуме было проведено исследование по теме:«Особенности восприятия первокурсников».

Тест на определение типа восприятия (визуала, аудиала, кинестетика).

  1. Каким образом вы предпочли бы узнать, как работает компьютер?

            а) посмотрев учебный фильм;

            б) прослушав объяснение; 

            в) разобрав компьютер и самостоятельно попытавшись понять, что там к чему.

2.Что бы вы предпочли почитать для развлечения?

   а) книгу о путешествиях с множеством иллюстраций

   б) детектив с множеством диалогов;

   в) книгу с задачами, загадками и головоломками.

  1. Если вы не уверены, как пишется слово, что вы скорее всего сделаете?

           а) напишите, чтобы посмотреть;

           б) произнесёте его;

           в) напишите, обращая внимание на свои ощущения, те ли они.

  1. Если вы были на вечеринке, что вы скорее будете вспоминать

          на следующий день?

           а) лица тех, кто там был, но не их имена;

           б) имена, но не лица;

           в) то, что вы там говорили и делали.

  1. Как вы скорее всего будете готовиться к контрольной работе?

          а) читать свои конспекты, заголовки книг, рассматривать схемы и иллюстрации;

          б) попросите кого-нибудь задавать вам вопросы или сами будете повторять всё про себя;

          в) записывать то, что надо знать, на карточках и рисовать схемы.

  1. Когда вы видите слово со-ба-ка, что вы делаете первым делом?

          а) представляете собаку;

          б) мысленно произносите слово «собака»;

          в) представляете, что можно делать с собакой – гладить её, играть.

  1. Что вам больше всего мешает, когда вы пытаетесь сосредоточиться?

           а) зрительные отвлекающие моменты;

           б) шум;

           в) другие ощущения вроде голода, тесной обуви или тревоги.

  1. Как вы предпочитаете справляться с трудностями?

           а) составить список, определить этапы и вычёркивать то, что сделано;

           б) сделать несколько звонков по телефону, чтобы посоветоваться со  специалистами и друзьями;

           в) представить проблему в уме и пройти по всем возможным этапам её решения. 

  1. Что вы скорее всего будете делать, стоя в очереди за билетами в кино?

           а) рассматривать плакаты и объявления;

           б) беседовать  с теми, кто стоит поблизости;

           в) притопывать ногой или ходить туда-сюда.

  1. Вы пришли в музей. Что вы сделаете для начала?

           а) осмотритесь, чтобы найти схему выставок;

           б) спросите у служащего, где какие выставки;

           в) начнёте с первой выставки, какая приглянется, а дальше – как получится.

  1. Если вы разозлитесь, что скорее всего станете делать?

           а) мимикой покажите своё недовольство; 

           б) кричать;

           в) топать ногами и хлопать дверьми.

  1. Если вы обрадуетесь, что скорее всего сделаете?

               а) сделаете обрадованное лицо;

               б) закричите от радости;

               в)  запрыгаете от радости.

  1. Какой кружок вы предпочтёте?

               а) художественный;

               б) музыкальный;

               в) спортивный.

  1. Что вы делаете, когда слушаете музыку?

                а) мечтаете (представляете разные картины);

                б) подпеваете себе под нос;

                в) двигаетесь под музыку, притопывая ногой.

  1. Как бы вы поведали историю о каком-нибудь случае?

                а) написали;

                б) рассказали;

                в) разыграли.

Подсчитайте число «а», «б», «в»: «а»______; «б»______; «в»______

  • Если у вас больше всего «а», вы больше всего полагаетесь на зрительное восприятие. Вы учитесь глазами.
  • Если у вас больше «б», вы в учёбе больше полагаетесь на слуховое восприятие. Вы учитесь ушами.
  • Если у вас больше всего «в», вы в учёбе больше всего полагаетесь на кинестетическое восприятие. Вы учитесь в движении и руками.
  • Если вы обвели все буквы примерно одинаковое число раз, вы в учёбе зависите от нескольких способов восприятия.

Количество испытуемых 129 студентов первого курса.

По результатам тестирования были получены следующие данные:

Группа ТА-15:

Визуалы - 40%; Аудиалы - 35%; Кинестетики - 15%; несколько видов восприятия – 10%.

Группа ТЭ-15:

Визуалы - 53%; Аудиалы - 21%; Кинестетики – 16%; несколько видов восприятия – 10%.

Группа ТД-15:

Визуалы - 55%; Аудиалы - 18%; Кинестетики - 18%; несколько видов восприятия - 9%

Группа ТЛ-15:

Визуалы – 58%; Аудиалы – 21%; Кинестетики – 21%.

Группа ТВ-15:

Визуалы – 7%; Аудиалы – 60%; Кинестетики – 33%.

Группа ТП-15:

Визуалы – 53%; Аудиалы – 47%.

Группа ПК-15:

Визуалы - 54%; Аудиалы - 30%; Кинестетики - 8%; несколько видов восприятия - 8%.

Группа ТР-15:

Визуалы – 35%; Аудиалы – 41%; Кинестетики – 24%.

Итого:

Из 129 студентов 1 курса преобладание Визуалов, это составляет 44% (57 студентов); Аудиалы 34% (44 студента); Кинестетики 17% (22 первокурсника); несколько способов восприятия 5% (6 студентов).

Рекомендации преподавателям первого курса:

- Визуалу иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать.

- Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;

- Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

- с Визуалом использовать слова, описывающие цвет, размер, форму,; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия.

- с Аудиалом использовать вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи со скоростью, характерной для этого типа восприятия;

- с Кинестетиком использовать жесты, прикосновения,  помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания.Да и замечание произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":

- Визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;

- Аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";

- Кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

Разумеется, любой человек в своей жизни, а в нашем случае студент, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать.

Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Список литературы:

  1. Адлер, Дж. Непрерывность традиции визуальной поэзии. Типология исистематика фигурных стихов.
  2. Вознесенский, А. «Аксиома самоиска». – М.,1990, с.156.
  3. Вознесенский, А. Потребность в колоколах стала индивидуальной.//Новая газета. - 27.10.2003, с.7-11.
  4. Гобова Е.С. Понимать детей дело интересное. - М.: А+, 1997.
  5. Гадамер, Х.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991, с.237.
  6. Гаспаров, М. Литературный энциклопедический словарь//Под общ.ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. Редколл.: Л. Г. Андреев, Н.И. Балашов, А. Г. Бочаров и др.). - М.: Сов. Энциклопедия. – 1987,с.466.
  7. Дуганов, Р.В. Велимир Хлебников: Природа творчества. – М.:Сов.писатель, 1990, с.156.
  8. Зелинский, Ф. Вильгельм Вундт и психология языка: жесты и звуки. Изжизни идей; том II, изд. 3-е. СПб., 1911, с.165.
  9. Казарин, Ю.В. Филологический анализ поэтического текста: Учебникдля вузов. – М., 2004, с.378.
  10. Крученых, А. Декларация слова как такового. - М., 1913, с.129.
  11. Курий, С. Поэтические диковинки - II: визуальная поэзия.// Хай вей.Культура. - 1 октября 2006. – с.134.
  12. Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996, с.376.
  13. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия,1988.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*