Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование и развитие навыков чтения с листа

10.03.2016 3353 6192
Анашкин Игорь Владимирович
Анашкин Игорь Владимирович, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Умение читать с листа — необходимое качество всякого музыканта, исполнителя, концертмейстера, музыковеда. При умелой читке, значительно облегчается прохождение музыкально-теоретических предметов. Этого же умения требует разбор пьес по специальности. Это же умение важно для музыковеда при его подготовке к очередной лекции и ознакомлении с нужным материалом по его теме; для концертмейстера  и в классных занятиях с вокалистами, инструменталистами и, тем более на эстраде, когда концертмейстер впервые встречается с новым для него музыкальным произведением; Для руководителя музыкального кружка, работающего с  инструменталистами, вокалистами, исполнителями на народных инструментах.

Очень важно, чтобы это умение формировалось с самого начала обучения. На необходимость формировать у учащихся навыки читать с листа с первых же шагов обучения указывает, в частности, и известный современный венгерский прогрессивный деятель музыкальной культуры, педагог и методист в области обучения  игре на фортепиано Йожеф Гат. В своём труде «Техника фортепианной игры», созданном в результате двадцатилетней творческой работы. Он прямо указывает, что в задачи начального обучения должно входить чтение нот « до такой степени, что  бы разбор двухголосных пьес не представлял никакой трудности, даже  в самом начале обучения игре на инструменте». Надо учесть при  этом, что чтение нот — не изолированный урок, требующий специальной затраты времени. Можно организовать занятия таким образом, чтобы ученик, на ряду с другими навыками необходимыми духовику, народнику, струннику и т. д., приобретал и навык игры по нотам. Если ученик в детской музыкальной школе ( ДМШ ) не достаточно приобщился к чтению нот,  не умеет обращаться с нотным текстом, то в музыкальном колледже и консерватории, а тем более в оркестре он будет чувствовать профессиональную неполноценность.

Практическое значение умений и навыков чтения нот с листа, как важнейшего средство широкого музыкального развития, неизменно подчёркивалось и подчёркивается во всех программно-методических материалах, в высказываниях педагогов и в научно-методических трудах.

Первоначальный этап формирования навыка чтения с листа — разбор нотного текста, то есть медленное, точное извлечение отдельных звуков мелодии, записанной нотами , с соблюдением дополнительных знаков текста.  Не пропускается ни один штрих, ни одно указание в отношении динамики, нюансов и т. д. Произведение проигрывается в темпе, позволяющем сосредоточить внимание на важных листа; при необходимости  текста вычленяются какие- то  детали и воспроизводятся повторно. При таком способе разбора, допускающем замедленное проигрывание, возможны остановки в конце построений мелодических фраз, предложений, а также возвращение к одному и тому же технически трудному месту, обдумывание проигранного. Это способ значительно отличается от чтения с листа, при котором требуется максимальная мобилизация внимания, памяти, сосредоточенности, а в техническом отношении — навыков быстрой двигательной реакции, координированности игрового аппарата.

Процесс чтения с листа — процесс сложный. Сложность его заключается в комплексности воздействующих раздражителей, с одной стороны, и взаимосвязанности различных действий в процесс чтения -  с другой. Внутренне « услышать» воспринимаемый нами зрительно нотный текст, а услышанное перевести в соответствующие игровые движения — такова взаимосвязь зрительного, слухового и двигательного факторов, определяющая успешность процесса чтения нот  с листа. Основой успешности его являются музыкально-слуховые представления, взаимосвязанные  с музыкально-двигательными, непосредственно опирающимися на навыки и умения игры на фортепиано.

Музыкально-слуховые представления, возникающие при чтении нот с листа, вызывают к жизни именно те двигательные представления, которые нужны для воплощения на инструменте скрытого в нотном тексте «мира звуков», выражающих художественные образы произведения. Связь слухового восприятия музыки  с воспроизведением её обуславливается тем, что двигательные ощущения участвуют уже в самом восприятии. Тесная связь любых восприятий движениями, вызывающими двигательные ощущения, имеет важное значение для точности и тонкости восприятия. Это положение психологии объясняет нам ту связь, которая устанавливается между восприятием нотного текста и непосредственным воспроизведением его в процессе исполнения. Прочность этих связей и определяет успешность чтения с листа. Для этого необходимо систематически развивать и совершенствовать навыки игры ученика на инструменте, с одной стороны, а с другой — последовательно формировать музыкально-слуховые представления.

Исходным в  чтении с листа является восприятие нотного текста, при котором играющий старается охватить общие контуры сочинения, обращая внимание на самое существенное; некоторые детали могут оставаться в не поля зрения: «темп может быть приблизительный» (Игумнов), «ноты фальшивые» (Гринберг), и не все «прочитано,  как следует» (Нейгауз), но основное уже эмоционально воспринято и понято.

Важно приучать ученика предварительно просматривать новый текст глазами, мысленно прослушивая его. Это даёт возможность представить себе характер пьесы, способствует развитию внутреннего слуха. Не менее важно во время исполнения зрительно охватывать как можно больший отрезок нотного текста. В своей работе « Психология овладения навыком чтения» Т. Г. Егоров указывает на это обстоятельство, несколько  углубляя его смысл. Оно заключается в там, что для техники чтения действительно важно забегание глазами вперёд, но для понимания прочитанного необходимо возвращение к восприятию ранее прочитанного, так как ранее прочитанное подсказывает, о чем будет идти речь дальше. Прочитывание «вперёд» непосредственно связано с так называемой смысловой догадкой, то есть с умением не только охватить зрением тот или иной кусок текста, но и догадаться по отдельным элементам о содержании и осмыслить его взаимосвязь с предыдущим и последующим. 

Умение смотреть вперёд и слышать внутренним слухом предыдущий такт — залог успеха в овладении игрой с листа. Ученики владеющие такой техникой чтения, уже при первом знакомстве с произведением стараются передать возможно более точно характер музыки.

 При чтении с листа выполняется несколько операций: чтение нот, выполнение необходимых движений руками, нажимание педали, контролирование и регулирование звучания в процессе игры, оперирование слуховыми представлениями, слуховой самоконтроль. Этот сложный комплекс операций сливается в единый процесс исполнения. В нем тесно объединяются различные действия, требующие выработанных навыков.

Воспитание навыков разбора и чтения нот должно быть в центре внимания педагога на всех ступенях обучения. Главное при этом — научить грамотно разбирать текст, постепенно знакомить ученика с основными принципами методики разбора и чтения нот и прежде всего воспитывать осмысленное отношение к тексту, приучать не только видеть все обозначение, понимать их смысл, но и слышать в них музыкальное содержание. Однако существуют две точки зрения на то, когда надо начинать обучение чтению с листа: первая -  сначала надо научить грамотно разбирать текст, а к игре с листа приступать, ученик станет достаточно технически подготовленным и музыкально развитым; вторая — приступать к чтению с листа как можно раньше, то есть с первого года обучения, на самом примитивном материале, а в дальнейшем учиться разбору и чтению параллельно. Очевидно, в зависимости от индивидуальных способностей ученика и степени его технической подготовки педагогу следует решить, какой из методов представляется более целесообразным.

В чем заключается методика чтения, как происходит процесс игры по нотам, что  собой он представляет? Воссоздание нотного текста — ряд целенаправленных, взаимосвязанных исполнительских действий:

  1. Определение общего характера произведения, его темпа, тональности; беглый просмотр текста для того, чтобы понять его звуковысотные и метроритмические особенности;
  2. Собственно исполнение, то есть одновременно происходящий зрительный охват, мысленное восприятие текста и его озвучивание, в котором участвует весь игровой комплекс музыканта.

Все действия играющего выполняются на основе развитых музыкально-технических навыков, при активном участии внимания, слуха, моторики, всего исполнительского аппарата и творческой инициативы.

В чтении с листа необходима немедленная и определённая реакция на то, что воспринимается, а также на каждое из условий, изменяющихся в процессе исполнения. В этом процессе нет возможности обдумывать каждый отдельный способ действия. Способы эти должны быть автоматизированы. Выработанные навыки игры являются основой быстрого и правильного осуществления различных действий. Качество двигательных навыков определяется координацией движений рук и их общей  согласованностью с теми слуховыми  представлениями, которые возникают на основе прочитанного.

Нельзя ни сказать здесь об огромном значении быстрого охвата зрением по нотной записи «комплексов» звуковых соотношений ( по высоте и ритму ) и воспроизведению их при помощи так называемых технических формул.

Подтверждение этой мысли мы находим  в исследовании Р. А. Верхолаз («Вопросы методики чтения с листа»). В этом исследовании автор показывает, что овладение «формулами» (отрезки звукоряда, арпеджио, аккорды, аппликатурные принципы и т.  д.) играет решающую роль в формировании навыков чтения с листа. Игровые движения, доведённые до автоматизма, формулы, запечатлевшиеся в мозгу исполнителя, трансформируются в моторно-технические действия, направленные на творческое воссоздание музыкального произведения.

Казалось бы, наиболее трудным должно являться именно двигательное воспроизведение читаемого, но суть в том, что эта трудность теряет в большей мере свою остроту благодаря систематическому обучению. Условно-рефлекторные связи между тремя факторами (зрительным, слуховым и двигательным) настолько упрочиваются в процессе  обучения, что создаётся необходимая системность, способствующая выполнению такой сложной деятельности, как чтение с листа. По мере приобретения опыта игры на инструменте все эти связи укрепляются и служат основой для установления новых, более сложных связей. Наиболее существенном в этом процессе является перевод зрительных впечатлений в слуховые, слышание того, что видишь в нотах. Связать видимую ноту со слышимой — таков был девиз, выдвинутый ещё В. Ф. Одоевским. Представить себе звуки в их соотношениях до того, как они будут воплощены в звучании — основная задача при обучении чтению нот с листа. Увидеть ноты — значит внутренне услышать их, и лишь затем воспроизвести их в движении — таков единственно правильный путь к овладению навыков чтения с листа.

Итак, по проблеме чтения с листа мы можем сделать такие краткие выводы

Восприятие теста при чтении с листа — это восприятие содержания произведения в единстве с его выразительными средствами; этим определяется возможность «охватить» в первом же исполнении с листа его художественные образы и характерные особенности. Восприятие нотного текста при чтении с листа (как и всякое восприятие) является познающим и сопровождается переживанием. Взаимосвязь переживаний и мышления в восприятии музыкального текста определяет их единство в исполнении.

Чтение с листа связано с формированием (в процессе его) музыкально-слуховых представлений и способности оперировать ими. Это требует применения соответствующих методов работы. Наиболее эффективным является мысленное чтение музыкального текста до того, как он будет воспроизведён в звучании.

Мысленное чтение не контролируется извне, но объективно отражается в исполнении. Показателями успешности являются:

- умение выделить в исполнении главное;

- быстрота эмоциональной реакции и выразительность, адекватная пониманию сущности художественных образов;

- точность воспроизведения текста.

Мысленное чтение благотворно влияет на воспитание чувства ритма. Внутренне допевание длительностей, осмысление их ритмического соотношения во взаимосвязи мелодико-гармоническим построением способствует правильному ритмическому исполнению.

Мысленное чтение — это восприятие и осмысление содержания произведения, не осложнённого двигательным приспособлением пианистических движений. Эта «разгрузка» способствует более тщательному и углублённому освоению текста, что в свою очередь положительно отражается на отборе необходимых движений при исполнении.

«Разведка» текста в мысленном чтении проходит интенсивно: это не «смотрение вперёд», но и возвращение к прочитанному, что способствует лучшему пониманию последующего, а, следовательно, и активизации смысловых догадок, определяющих быстроту игры с листа.

Чтение с листа всегда пробуждает интерес к самостоятельному чтению, к ознакомлению с новым материалом. Расширение кругозора путём освоения нового музыкального материала, активное проявление себя в исполнении и непрерывное развитие музыкально-слуховых представлений — ведущего компонента музыкальных способностей - таковы в основных чертах положительные стороны чтения с листа — это далеко не частной задачи музыкального образования.

Список литературы:

  1. Йожев Гат «Техника фортепианной игры»
  2. А. Готлиб «Заметки о чтении с листа»
  3. Б. М. Теплов «Психологические вопросы художественного воспитания»
  4. Е. Г. Егоров «Психология овладения навыков чтения»
  5. Т. Л. Беркман «Индивидуальное обучение музыки»
  6. Р. А. Верхолаз «Вопросы методики чтения с листа»



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*