Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение элементов этнопедагогики в воспитании, как средство саморазвития студентов

04.03.2016 134 165
Сергеева Виктория Саввична
Сергеева Виктория Саввична, методист

Чурапчинский колледж

«Для того,  чтобы человеку хорошо прожить свою  жизнь,  ему надо  знать, что  он должен  и  чего не  должен делать. Для того, чтобы  знать это,  ему  надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Об  этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов» – рекомендует в своём итоговом труде «Путь жизни», Л.Н.Толстой.

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одной из актуальных проблем являются духовное возрождение нации, восстановление ее лучших национальных традиций.

Сегодня, гуманизация и демократизация  заявлены как основные принципы реформы системы образования. Самообразование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях происходит смена приоритетов в образовании, становится возможным усиление его культурообразующей роли, появляется новый идеал человека образованного в виде «человека культуры», «человека облагороженного образа», обладающего умственной, этической, эстетической, общественно-духовной, культурностью. Средством и  условием достижения этого идеала, самой целью образования становится коммуникативная культура личности, включая в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную логическую культуру.

Будущее нации всецело зависит от воспитания подрастающего поколения, от сохранения его языка, культуры, традиции, фольклора».

Как полагал К.Д. Ушинский, «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более,  чем что-либо другое». Знание фольклора, традиционной духовной культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям другого народа, развитию  личности с высокими нравственными идеалами (Г.Н.Волков, А.А. Григорьева, Т.Н. Петрова, И.С. Портнягин и другие)

Педагогические ценности непреходящи и пригодны во все времена, при любом государственном устройстве. Необходима возрождение фольклора, самобытности. Духовности народа саха в дополнение к цели обучение, ставящейся современной педагогикой. В результате приобщения к родному языку, обрядом, устному  творчеству у студентов сформируется знание и понимание строение мира, тайн природы, бережное отношение к окружающему миру. Приобщение студентов к культуре родного народа должно способствовать осознанию студентом себя личностью и частицей своего народа. Фольклор, сокровищница якутов, носит ярко выраженный педагогический характер. Именно фольклор является тем, богатым источником, в котором можно найти цели, методы, средства истинного народного воспитания, воспитания  в духе народных идеалов.

Здесь отражены такие явления, как рождение детей, многосторонняя подготовка молодежи к жизни, закономерности  формирования личности в сфере деятельности и борьбе с темными силами. Таким образом, от того, на каком уровне мы будем знакомить студентов с фольклором, будет зависеть художественное, интеллектуальное развитие студентов.

Академик Г.Н. Волков, основоположник   науки этнопедагогики пишет, что для характеристики педагогической литературы, освещающей идеи народа о воспитании, принят термин «народная педагогика». Этот термин отражает содержание исследований, выполненных на материалах устного народного творчества.

Народная педагогика – это совокупность педагогических идей и воспитательного опыта, вырабатываемых народными массами на протяжении всей своей истории и отличившихся в устном народном творчестве, традициях, обычаях, играх, этнографических, археологических, и исторических материалах.

Народная педагогика является основным и главным объектом науки этнопедагогики. Этнопедагогика как наука, предметом которой является идеи народной педагогики и опыт народного воспитания, способствует включению в каждую из дисциплин этнического материала. 

Углубление представлений о сущности воспитания предполагало включение ранних примитивных представлений о понимании сущности как одной из сторон воспитания. Представление  народа  о сущности как одной из сторон воспитания.

Происходит постепенная эволюция сущности понятий. Например, слово «воспитание» состоит из приставки «вос» и слова «питание», обозначающего умственного  снабжение пищей. Вместе с ним образуют новое понятие. Приставка «вос» усилила оттенки духовного воздействия. Появился новый смысл, который означает, что нужно давать, не только еду и заботиться о здоровье, но и обеспечивать ребенка духовной пищей для его  умственного развития и нравственного здоровья.

Приобщение студентов к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственно-эстетическим ценностям, а также на основе сочетания опыта национальной и общечеловеческой культуры создаются условиям для их профессионального роста.    В исследованиях, посвященных личности студента, показывается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности  формирования яркой, высококультурной индивидуальности.

Якутский народ  на протяжении всей истории создавал и продолжает создавать разнообразные произведения устного народного творчества. Особую популярность имеет его познавательная функция. Для нашего народа устная память и фольклорные знания играют заметную роль в постижении своей традиционной культуры.

Якутская народная культура составляет базисную основу традиционной системы саморазвития народа. Благодаря народной культуре, человек впитывает в себя культурные нормы своего рода, архетипа, мышления и образного мышления.

Замечательным подтверждением глубоких педагогических мыслей может служить якутский фольклор. Якутский фольклор дает неисчерпаемо богатый материал для формирования у студентов  эстетических вкусов.

Идеи об использовании традиций народной педагогики в воспитывающем обучении  отражены в трудах якутских исследователей Л.А. Афанасьева, Р.И. Бравиной, У.А. Винокуровой, А.А. Григорьевой, Д.А. Данилова, А.Е. Захаровой, А.В. Ивановой, Н.Д. Неустроева, А.Г. Новикова, И.С. Портнягина, С.В. Стручковой, К.Д. Уткина и др. Эти идеи ориентированы на восстановление утраченных традиций народной педагогики.

Исходя из вышеизложенного, определена проблема исследования: применение элементов этнопедагогики, как средство саморазвития студентов.

Объект исследования: система работы по развитию математических навыков у студентов.

Предмет исследования: педагогические условия саморазвития студентов посредством элементов этнопедагогики.

Цель исследования: выявить педагогические условия саморазвития студентов посредством элементов этнопедагогики.

Гипотезы исследования: всестороннее саморазвитие у студентов посредством использования элементов этнопедагогики будет наиболее эффективным при соблюдении следующих педагогических условий

  1. Разработать упражнения, ситуации, задачи на материале якутского фольклора.
  2. Привлекать студентов к созданию задач, упражнения математического характера.
  3. Последовательно и поэтапно обучать студентов с усложнением задач в простой и сложной форме.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, этнопедагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме.
  2. Выявить эффективные способы и методы всестороннего развития студента на материале якутского фольклора.
  3. Разработать и опытным путем проверить педагогические условия всестороннего развития студента.
  4. Разработать методические рекомендации.

Теоретическая основа исследования. Труды отечественных психологов: Н.Н. Поддъякова, А.А.Венгера, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, в том числе зарубежного психолога Ж. Пиаже; педагогов: К.Д. Ушинского, А.А. Столяра, А.М. Леушиной, Е.И. Щербаковой, Л.С. Метлиной, Д.А. Данилова, Н.Д. Неустроева, А.В. Ивановой, С.В. Стручковой; этнопсихологов: А.Н. Оконешниковой, У.А. Винокуровой; этнопедагогов: Г.Н. Волкова, А.А. Григорьевой, М.И. Баишевой, К.Д. Уткина, И.С. Портнягина, А.Е. Захаровой, Л.А. Афанасьева и других.

В педагогических исследованиях еще не до конца разработаны механизмы приобщения студентов к интеллектуальным ценностям якутского фольклора. Все это вызывает целесообразность опытно-экспериментальной апробации условий и способов, учитывающих раскрывающих потенциальные возможности фольклора для развития математического представления у студентов, и в целом их умственного воспитания. Реализация этих задач осуществлялась на основе личностно-ориентированного обучения с учетом возрастных характерных особенностей каждого ребенка.

Доказано, что к учебной и будущей профессиональной деятельности студента могут побудить различные мотивы: интерес к содержанию и процессу деятельности, чувство ответственности перед обществом, стремление к самоутверждению, самореализации и др.

Исследователи проблем этнопедагогической подготовки педагогов считают, что основой для развития мотивационной сферы относительно желания обращаться к сокровищнице народной мудрости, национальной

культуры является уровень этнопедагогической подготовки. При этом мы отметим тот факт, что мотивация к изучению и использованию традиций народной педагогики предусматривает ориентацию на этнопедагогику как ценность. Студенты должны осознавать, что этнопедагогика как весомая часть этнокультуры не имеет лишних и бесполезных элементов, она является инструментальным механизмом, с помощью которого человек может лучше справляться с теми специфическими проблемами, которые ставит перед ним окружающая его среда.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*