Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Экологическое воспитание, образование и культура

02.03.2016 158 187
Панченко Светлана Константиновна
Панченко Светлана Константиновна, преподаватель

Калачеевский аграрный техникум

Промышленная революция, начавшаяся в Европе в 18 веке, внесла существенные изменения во взаимоотношения Природы и человека. До поры до времени человек, как и другие живые существа, был естественной составляющей своей экосистемы, вписывался в её кругообороты веществ и жил по её законам. Начиная со времен неолитической революции, т.е. с той поры, когда было изобретено земледелие, а затем и скотоводство, взаимоотношения человека и Природы стали качественно меняться. В результате его активности начинает меняться характер кругооборота веществ в природе, меняется характер окружающей среды. По мере того как растет население и растут потребности человека, свойства среды его обитания изменяются все больше и больше. Однако до самого последнего времени все эти изменения происходили столь медленно, что о них никто серьезно не задумывался. Ситуация стала стремительно меняться с началом промышленной революции. Главной причиной этих изменений сделалась добыча и использование углеводородного топлива – угля, нефти, сланцев, газа. А затем – добыча в огромных количествах металлов и других полезных ископаемых. В круговорот веществ в природе начали включаться вещества, запасенные былыми биосферами – находившиеся в осадочных породах и уже вышедшие из кругооборота. О появлении этих веществ люди стали говорить, как о загрязнении воды, воздуха, почвы. Интенсивность такого загрязнения нарастала стремительно. Условия обитания начали зримо меняться. Перед человеком во весь рост поднялась проблема изучения влияния на его здоровье, на условия его жизни, на его будущее тех изменений природной среды, которые вызваны им самим, то есть неконтролируемой деятельностью и эгоизмом самого человека. Можно ли вернуть жизнь на планете на круги своя, если она навсегда утратила 50% видового биоразнообразия? Если за год исчезает 27 тысяч видов организмов – три вида в час? Если разнообразие растений, имеющих сельскохозяйственное значение, уменьшилось на 75%? Если при сохранении современных темпов вырубки леса, по видимому, исчезнут уж к середине XXI века? Если 4,5 миллионов квадратных километров земель (35% всей суши) превращаются в пустыню, а площади загрязненных и почв и вод постоянно растут? Если большинство последствий парникового эффекта трудно предсказуемы, а предсказуемые грозят катастрофами?

Попытаемся разобраться в причинах загрязнения окружающей среды.  Таких основных причин четыре.

  1. Научно – технические причины. Важно понимать, что основная часть потока загрязнений, поступающих в атмосферу, гидросферу и литосферу Земли, обусловлена не стремлением получить максимальную прибыль и не злым умыслом хозяйственников, а объективно существующими научно-техническими трудностями. Следует иметь в виду, что лишь незначительная доля используемых в промышленности химических процессов протекает с количественным выходом и 100%-ной селективностью. В большинстве случаев наряду с целевым продуктом образуется гамма побочных, для полной утилизации которых требуется бесконечно большая сумма капиталовложений. Поэтому на практике устанавливают некоторый допустимый уровень загрязнений, который обеспечивается разумным уровнем затрат.
  2. Экономические причины. Высокая стоимость очистных сооружений и других средств охраны природы, достигающая иногда трети капиталовложений, зачастую вынуждает хозяйственников и администраторов экономить на природе при строительстве новых производств. Издержки рыночной экономики, связанные с погоней за прибылью, и плановой, отягощенной идеологическими догмами, безусловно ведут к углублению экономического кризиса.
  3. Низкий уровень знаний. В наше время люди, принимающее ответственные технические решения и не владеющие при этом основами естественных наук, становятся социально опасными для общества. Многие из уже произошедших и, вероятно, будущих катастроф связаны с малограмотностью технических руководителей и исполнителей.
  4. Низкий уровень культуры и нравственности. Совершенно очевидно, что для сохранения природы необходимо, чтобы каждый человек, соприкасающийся с промышленным или сельскохозяйственным производством, с бытовыми химическими веществами, был не только экологически грамотен, но и сознавал свою ответственность за действия, которые приносят природе явный вред.

Необходимо, чтобы каждый житель нашей планеты осознал, что экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от каждого конкретного человека, то есть от нас с вами. У жителей Земли нет альтернативы: либо они справятся с загрязнением, либо загрязнение расправится с большей частью землян.  Главную роль в решении этой задачи играет экологическое просвещение всех слоев и всех возрастных категорий общества. Отсюда – одно из главных современных практических направлений деятельности экологии: создание таких технологий, которые в наименьшей степени влияют на окружающую среду. Технологии, обладающие этим свойством, называются экологичными. Научные (инженерные) дисциплины, которые занимаются принципами  создания таких технологий, получили общее название - инженерная или промышленная экология. По мере развития промышленности, по мере того, как люди начинают понимать, что существовать в среде, созданной из общественных отбросов, они не могут, роль этих дисциплин все время растет, и почти в каждом техническом вузе сейчас существуют кафедры промышленной экологии, ориентированные на те или иные производства. Заметим, что отбросов, загрязняющих окружающую среду, будет тем меньше, чем  лучше мы научимся использовать отходы одного производства в качестве сырья для другого. Так рождается идея «безотходных производств». Такие производства, вернее, такие цепочки производств, решают и еще одну чрезвычайно важную задачу: они экономят те природные ресурсы, которые использует человек в своей производственной деятельности. Ведь мы живем на планете с очень ограниченным количеством полезных ископаемых. Об этом нельзя забывать! Принципиально важным является придание надлежащей экологической направленности сельскохозяйственным технологиям с учетом дальнейшего направления развития научно – технического прогресса, особенностей специализации и концентрации по природохозяйственным зонам.

Экологическое образование предполагает обучение бережному взаимодействию человека с окружающим его миром и вмести с тем – совершенствованию внутреннего мира самого человека, только осознание себя частью макромира, соединенной с ним бесчисленными, неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой. Экологический подход в образовании – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы  знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно – этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды. Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса, уникального средства сохранения и развития цивилизации.  Экологическая нравственность и экологическая этика будущих поколений формируется сегодня. Только с детских лет может быть воспитано понимание, что все живое самоценно и эта ценность не зависит от полезности для человека. Экологическое образование молодежи должно начинаться в семье, продолжаться в детских учреждениях, школах и вузах. Красивые игрушки и книжки по экологии, личный пример родителей, экологические мультфильмы, предмет «Экология» в школе, экологические лицеи, студенческие экологические конференции и симпозиумы, обязательный предмет «Экология» в высшем учебном заведении, - вот звенья цепочки, формирующие экологически ответственного человека. Экологический подход в образовании акцентрирует внимание в большей степени на процесс познания, формирует мотивацию изучения естественных наук, пробуждает чувство любознательности и удивления. Необходимо, чтобы он способствовал решению главнейшей проблемы, возникшей и проявившей себя особенно остро в  последние годы - «…освобождение творческой деятельности от форм, которые ей навязываются в превратном секторе, выдавливание этого сектора и использование высвобождаемых ресурсов для прогресса  креатосферы – мира культуры, общедоступной творческой деятельности и, соответственно, сфер, в которых создаются культурные ценности, идет процесс формирования, воспитания, обучения и развития человека как свободной всесторонне развивающейся личности (А.В.Бузгалин «постиндустриальное общество», «Экология и жизнь» №3 2003г). Мы все чаще слышим и говорим о кризисе нравственности и морали в среде нового поколения людей, об их инфантильности и равнодушии. Произошла переоценка ценностей и уже не вызывают восторга те достижения человечества, которыми восхищались былые поколения. Большую помощь в формировании  экологического мировоззрения по преодолению антропоцентрического взгляда на окружающий мир призваны оказать неформальные студенческие организации,  движения и формы деятельности во внеурочное время, создание научных студенческих обществ, экологических клубов, участие студентов во Всероссийской студенческой научно – практической конференции, привлекающие внимание к экологическим проблемам широкого круга населения, общественных организаций  и  городских,  сельских администраций.  Специалист в любой сфере  деятельности должен понимать смысл современных проблем  взаимодействия общества и природы, разбираться в причинной обусловленности возможных негативных  воздействий тех или иных производств на окружающую природную среду, квалифицированно оценить характер, направленность и последствия влияния конкретной хозяйственной деятельности на природу, увязывая  решение производственных задач с соблюдением соответствующих природоохранных требований, планировать и организовывать  природоохранную работу,  вырабатывать и принимать научно обоснованные решения по вопросам охраны природы. Экологическая мировоззренческая установка современного специалиста определяется способностью его к природосообразной  деятельности в  любых биосоциальных сферах и различных направлениях антропогенной активности. На современном этапе человечество стоит перед беспрецедентной проблемой выработки стратегии своего выживания на планете (Моисеев, 1995г). Происходит экологизация не только естественных дисциплин, но и психологии, педагогики, экономики, социологии, ряда  других гуманитарных наук.

Антропоцентрический подход, при котором человек считался вершителем природы, заменяется  экоцентрическим  мировоззрением, признающим коэволюцию человека с природной средой. Решения  Международного всемирного форума в Рио-де-Жанейро и ратификация большинством правительств мира конвенций по биоразнообразию и климату способствовали не только консолидации общественных экологических движений, но и изданию ряда правительственных постановлений и указов в области экологии, охраны природы и экологического образования. К сожалению  во многих региональных концепциях устойчивого развития преобладают социальные и экономические приоритеты, а  в понятие «устойчивое развитие»  вкладывается лишь совершенствование структуры  управления и материальное улучшение жизни. Общая цель национального и международного природоохранного законодательства достаточно ясна: ни отдельному человеку, ни государству в целом не должно быть выгодно  загрязнять планету сверх заранее согласованной международным сообществом меры и каждый случай сверхнормативного загрязнения должен преследоваться законом. Следует особо подчеркнуть бессмысленность постановки вопроса о преодолении экологического кризиса без решения проблемы  финансирования природозащитных  мероприятий. Мы должны  привыкнуть к тому, что охрана Земли от загрязнений – дело дорогое, и, планируя бюджет – государственный, общественный или личный, - предусматривать немалые расходы на экологические нужды. Ключевым моментом в борьбе с экологическим  кризисом является  поиск  грамотных и действенных научно-технических решений. Это означает, что на  экологию должны работать многочисленные институты, лаборатории, университеты, фирмы. Природоохранной экспертизе должно подвергаться любое действующее или реконструируемое предприятие, каждый проект нового строительства независимо от  его социальной направленности. И наконец, экологический компонент среднего, специального и высшего образования должен стать неотъемлемой частью подготовки любого специалиста в области техники, естественных наук, медицины, экономики и гуманитарных наук.  Важное значение имеет экологическая  подготовка учителей.  Об особой роли и значении экологического воспитания, образования, а также научных исследований в нашей стране свидетельствуют разделы XII, XIII Федерального закона от 10.01.02 №7-ФЗ «Об охране ОС», где, в частности, отдельной статьей (ст. 73) оговаривается необходимость экологической подготовки «руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду». В соответствии с современной Экологической доктриной РФ экологическое воспитание, образование и просвещение признаны одним из средств реализации государственной экологической политики нашей страны. В настоящее время происходит формирование и экологической культуры, которая, по определению Н.Ф. Реймерса, является составной частью развития общемировой культуры, характеризуемой острым, глубоким и всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человечества. Экологическая культура – это в какой-то степени возврат Человека к единству с Природой. Древнейшие религии мира  основаны на обожествлении природных явлений и признании всего живого равным себе – «…участь сынов человеческих и участь животных – участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом…» (Книга Екклесиаса, Гл.3, стих 19. Ветхий Завет). Современная экологическая культура, конечно, не может слепо основываться на вере, составляющей важнейший момент религии. Она базируется на приоритетном научном изучении закономерностей взаимодействия Человека и Природы,  «…движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой». (Из «Концепции перехода РФ к устойчивому развитию», 1996). Группой ученых римского клуба (Медоуз, 1994) просчитаны модели развития мира, которые показывают необходимость коренного изменения экологического менталитета, пересмотр  экологической политики, глобальное регулирование взаимоотношений человека и природы, многих проблем охраны окружающей человека среды. Будем надеяться, что у человечества хватит разума сохранить всех живых обитателей нашей планеты. И только с помощью экологии можно указать человечеству путь к обществу устойчивого развития, в котором природопользование рационально: ресурсы не истощаются, среда не загрязняется и процветание нынешнего поколения не лишает потомков возможности нормальной жизни.

Литература:

  1. Николайкин Н.И. Экология – М.: Дрофа, 2008.
  2. Негробов О.П. Основы экологии и природопользования – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2009.
  3. Бузгалин А.В.  «Экология и жизнь»  №3, 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*