Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОлимпиады по различным предметам являются универсальным мероприятием в педагогической деятельности. С одной стороны, они позволяют обучающимся в конкурирующей среде выявить наилучшие знания. Преподавателям, с другой стороны найти время на подготовку и проведение такого мероприятия с нестандартными заданиями.
В "Екатеринбургском торгово-экономическом техникуме (ЕТЭТ) города Екатеринбурга опыт проведения олимпиады по химии был первым. Олимпиаду было решено проводить с применением дистанционных технологий, что позволило принимать участие из профессиональных образовательных организаций студентам не только учреждения-организатора, но и всем желающим студентам из Свердловской области.
Среди прочих задач олимпиады были поставлены три учебно-методических:
Олимпиада по химии имела четкие рамки для участников. Это студенты профессиональных образовательных организаций Свердловской области 1 курса, поступившие после 9 классов школы. Олимпиада проводилась в середине учебного года и от основной массы заданий по органической химии было решено отказаться. Задания были разработаны по основным темам неорганической и общей химии - строение атома и Периодическая система Д.И.Менделеева, теория электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции. Так же задания были дифференцированы по сложности, чтобы студенты с интересом к предмету химии, но с поверхностными знаниями могли получить баллы, которые смог их смотивировать к дальнейшему изучению химии.
Из-за дистанционного формата проведения задания должны иметь тестовую форму ответа для быстрой проверки большого количества ответов. Конечно, тестовая форма ответа имеет большой недостаток в виде угадывания при ответе на вопросы и везения. Этим можно объяснить набор студентов в 1-2 балла из 20 возможных. В связи с тестовой основой теста были разработаны задания в стиле тестов ЕГЭ-ГИА. Во-первых, была взята гибкая методология тестов по химии по экзаменам ЕГЭ и ГИА, которая широко представлена в литературе. Во-вторых, студенты после 9 класса в школе уже сдавали минимум обязательных экзаменов и были знакомы с тестами ГИА. Для них не было новой форма представления такого теста, они быстро приступали к решению без особого рассмотрения вводной части.
Однако под видом привычных заданий скрывались нестандартные вопросы. Что отличает задания в стиле ЕГЭ-ГИА от обычных тестов? Во-первых, это нестандартный вопрос, который требует не прямого ответа, а от обратного. Во-вторых, это ответы, которые подобраны специальным способом, чтобы учесть все возможные ошибки, об этом будет указано более подробнее в параграфе 3.
Например, задание: Сумма коэффициентов продуктов реакции FeCl3 + Na2S →... будет равна а) 12; б) 7; в) 5; г) 3. При расстановке стехиометрических коэффициентов в уравнении реакции получаем следующие значения: 2FeCl3 + 3Na2S → Fe2S3 +6 NaCl, учитывая, что железо принимает участие в реакции в степени окисления +3. Складывая стехиометрические коэффициенты продуктов реакции получаем значение 7, отвечающее ответу (б). Однако студенты, видя выражение «сумма коэффициентов» считают все коэффициенты и получает значение 12, которое так же есть в листе ответов, но которое не спрашивали.
С самой олимпиадой 2016 года можно ознакомиться на сайте sites.google.com/site/olympicchemystry
Олимпиада была проведена с использованием Форм Google. Форма опросников компании Google очень удобна, многие преподаватели для оценивания знаний студентов только ее используют из всех инструментов Google, которые можно использовать в обучении. При всех своих достоинствах Формы Google имеют пока слабый текстовый редактор. В химии визуальный ряд задания очень важен. Подстрочные, надстрочные индексы облегчают запись соединения, однако это в Формах Google пока сделать невозможно, как и вставка картинок в задания, поэтому и задания со структурными формулами органических соединений реализовать нельзя. Задания из-за простейшего форматирования становились сложной записью символов и цифр, что в итоговом счете усложняло задания.
Сами Формы Google связаны с Таблицей ответов Google, которая представляет собой электронную таблицу. В каждой строчке фиксировался время регистрации, лист регистрации и ответы. Сама Форма Google должна иметь строгую форму — все вопросы должны быть пронумерованы, а в настройках нельзя ставить флажок на перемешивании ответов. В Таблице ответов ответы соотносились с правильными вариантами и помечались цветом: красный — неверно, жёлтый — верно. За каждый верный ответ давался один балл, таким образом максимально за 20 заданий можно было получить один балл. В дальнейшем планируется перейти на использование приложения Flubaroo по автоматической проверке ответов.
Всего в олимпиаде поучаствовало 139 участников из 4 профессиональных образовательных организаций Свердловской области. Средний балл участников оказался 8,35. Были награждены победители, занявшие I место (3 человека, набрали 15 баллов), II место (1 человек, набрал 14 баллов) и III место (11 человек, набрали по 13 баллов).
В ходе проведения Олимпиады выявилось некоторое технологическое отставание участников. Многие участники пытались использовать устаревший браузер Internet Exploler для выхода Интернет, но устаревшие скрипты не давали работать на лёгких и быстрых сервисах Google. В остальном Олимпиада прошла без значительных организационных и технологических сбоев.
В качестве основного компонента организации, коммуникации и подготовки к Олимпиаде был использован сайт, созданный на бесплатной платформе Сайтов Google. Сайт расположен по адресу sites.google.com/site/olympicchemystry и имеет незамысловатый дизайн и лаконичный интерфейс для работы.
В период подготовки сайт Олимпиады использовался для ознакомления с процедурой дистанционной олимпиады на страничках для преподавателей и участников. Так же был разработан пробный репетиционный тест из пяти схожих с олимпиадными вопросами заданий, которые могли пройти все желающие и оценить форму и содержание предстоящей олимпиады.
В период проведения Олимпиады сайт стал основой для коммуникации — используя его участники, переходили по гиперссылкам на непосредственно Форму Google Олимпиады.
В период оглашения результатов сайт стал не только показывать результаты, но и стал методической «копилкой». Из-за особенностей дистанционных олимпиад, где организаторы часто физически не видят большее количество участников, была реализована политика максимальной открытости. Были сформированы наряду с общим зачётом зачёты отдельно по всем участвовавшим профессиональным образовательных учреждениям. Так же в общий доступ была выложена таблица общих результатов Олимпиады, где можно было посмотреть не только свои ошибки, но и как писали Олимпиаду другие участники.
Кроме этого были проанализированы все ответы на все задания Олимпиады и на сайте по каждому вопросу представлена методическая разработка. Здесь можно посмотреть общую картинку, как в общем случае все участники справились или не справились с заданиями, в каких были допущены основные ошибки. Форма Google в автоматическом режиме предоставляет сводку по ответам, позволяя наглядно всё увидеть.
Например, в задании, которое, которое разбиралось в параграфе 2: «Сумма коэффициентов продуктов реакции FeCl3 + Na2S →... будет равна а) 12; б) 7; в) 5; г) 3» Большинство участников ответило неправильно — 39% ответило, что сумма коэффициентов составляет 5, они сложили только исходные вещества. Другие, напротив сложили все коэффициенты — с ответом 12 (вариант а) ответов собралось 24,8%. Столько же ответили правильно (сумма 7, нужны были только продукты, вариант б). Ещё 11,3% участников выбрало ответ в сумме 3.
Большинство участников не справились с заданием по определению электронного строения иона магния Mg2+. В ответах к заданию были предложены все варианты конфигурации — в том числе и для самого атома магния. Большинство участников не глядя на заряд выбрало именно неправильный ответ — 1s22s22p63s2 который соответствует атому, а не иону, таких оказалось 52,9%. Справились с заданием 30,4% участников.
Так же большинство не справились с заданием « При взаимодействии калия с кислородом образуется: а) оксид калия; б) пероксид калия; в) надпероксид калия; г)гидроксид калия». Правильный ответ — в надпероксид калия. Однако его выбрало наименьшее количество участников. 62,1% выбрало самый логичный вариант оксида калия, ещё 23,6% выбрало надпероксид калия и 8,6% выбрало гидроксид калия, который вообще никогда не может образоваться в этой реакции.
С полным анализом заданий олимпиады можно ознакомиться на сайте sites.google.com/site/olympicchemystry
Итоги проведённой олимпиады воодушевили на продолжение работы. Конечно, дистанционный формат имеет определённые недостатки, но скорость, обработка результатов и доступность являются большими преимуществами. В ближайшем времени планируется дистанционная олимпиада для 2 курсов по физколлоидной химии на основе Форм Google, на которой будет автоматизирован процесс обработки с помощью программы приложения Flubaroo.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.