Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности креативных форм работы на уроках иностранного языка

01.03.2016 241 2 343
Кутузова Зоя Юрьевна
Кутузова Зоя Юрьевна, преподаватель французского языка

Мезенский педагогический колледж

Статья об использовании креативных форм  работы на уроках иностранного языка со студентами специальности «Преподавание в начальных классах». Целью данной статьи является повышение мотивации и  развитие творческих способностей студентов в процессе углубленного изучения иностранного языка. В статье рассмотрено понятие «креативность», также рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются студенты специальности «Преподавание в начальных классах» при углубленном изучении иностранному языку, и предложены пути решения данных проблем.

Иностранный язык в педагогическом колледже играет огромную роль. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее ФГОС), студенты специальности «Преподавание в начальных классах» в педагогическом колледже получают углубленную подготовку по следующим дисциплинам: «Основы философии», «История», «Психология общения», «Физическая культура» и «Иностранный язык». Студенты, которые желают получить профессию учителя начальных классов, начинают изучать иностранный язык углубленно, осваивая каждый аспект практического курса иностранного языка: практическую грамматику, домашнее чтение, практику устной речи, практику письменной речи, сталкиваются с рядом проблем:

  • обучающиеся имеют разный уровень знаний и различную подготовку по иностранному языку;
  • слишком маленькая мотивация либо отсутствие таковой;
  • студенты не понимают, для чего им необходимо изучение иностранного языка.

Для решения данных проблем предлагается следующее:

1) увеличить количество часов на изучение иностранного языка за счет самостоятельной работы;

2) организовать внеучебные занятия либо факультативы по иностранному языку;

3) разработать вводно-коррективные курсы, предполагающие изучение и повторение иностранного языка с нуля;

4) для мотивации студентов использовать современные технологии:

  • технические средства обучения, при чем важно не просто преподавателем использовать эти средства, но и научить обучающихся работать с ними самостоятельно;
  • использовать аудио- и видеоматериалы;
  • компьютерные программы;
  • интернет
  • организовывать ролевые и деловые игры, проектную деятельность.

Для изучения иностранного языка требуется творческий подход, необходимо использовать на занятиях креативные формы обучения.  Креативный компонент включает в себя наличие у педагога положительного отношения к инновационной деятельности. Он предполагает наличие знаний и представлений об особенностях и условиях поиска новых путей и способов осуществления профессиональной деятельности, готовность к восприятию нового и потребность в создании нового.

В педагогическом словаре креативность определяется как уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [1, с. 33]. Креативность в профессиональной педагогике рассматривается как способность к творчеству, принятию и созданию нового, нестандартному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей.

Существуют различные занятия иностранного языка креативной направленности: интегрированный урок, урок-проект, урок-экскурсия, урок-спектакль, урок-интервью, урок-мюзикл и другие. Особое место среди креативных уроков занимает интегрированный урок иностранного языка. Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Такой урок обладает рядом преимуществ:

  1. Мир познается ими в многообразии и единстве, дает представления о целом явлении, не дробя его на разрозненные фрагменты.
  2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно- следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна и увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание студентов на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.
  4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества преподавателя, способствует раскрытию способностей его студентов. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Особую роль необходимо выделить методу проектов, так как данный метод выступает  в качестве активизации познавательной деятельности, развития самостоятельной работы и исследовательской деятельности. Метод проектов можно отнести к организации учебного пространства и развивает у студентов творческое и познавательное мышление, тем белее, что проектную деятельность на занятиях иностранного языка можно использовать практически на любую тему. Основная задача для преподавателя – сформулировать проблему, над которой обучающиеся будут работать в дальнейшем. Студенты с удовольствием работают над проектами, представляют их, используя креативную направленность и развивая коммуникативные способности на иностранном языке.

Обучить иностранному языку – это значит научить не только говорению, но и письму. Формирование  умений письменной коммуникации – это значит развитие  речемыслительной деятельности студентов. Для достижения данной цели необходимо выбрать приемы обучения креативному письму. Обучающимся представляется возможность выразить свои мысли на письме. Подобный метод креативного письма способствует развитию речевой деятельности, повышает мотивацию обучающихся, расширяет лексико-грамматический запас.

Уроки креативной направленности позволяют студентам развивать свои творческие способности, раскрыть свой внутренний потенциал повысить мотивацию к изучению иностранного языка углубленно, несут высокую эффективность формирования компетенций обучающихся.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения преподавателя правильно организовать урок иностранного языка и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия, чтобы это стало интересно для студентов.

Как известно, целью обучения иностранного языка на неязыковых отделениях является в том числе и  формирование межкультурной компетенции обучающихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности обучающихся являются нетрадиционные формы уроков иностранного языка, в ходе которых студенты приобщаются к культуре стран изучаемого языка.

Но нельзя постоянно использовать нетрадиционные формы проведения уроков иностранного языка, нужно, чтобы студенты понимали цель изучения иностранного языка, зачем им необходимо углубленно его изучать, а использование креативных форм на уроках должно повысить мотивацию, сделать изучение интересным и не монотонным.

Подобные формы дают возможность не только повысить интерес студентов к изучаемой дисциплине, но и развить их творческую самостоятельность, обучить работе с различными источниками знаний, что является необходимым компонентом формирования общих и профессиональных компетенций будущего специалиста среднего звена согласно ФГОС.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Развивающий и воспитывающий потенциал креативных форм занятий  можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

- формирование у обучающихся  интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;

- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности; 

- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций студентов.

Таким образом, следует подчеркнуть, что творчество представляет собой процесс создания новых материальных и духовных ценностей, тогда как креативность является внутренним потенциалом личности студентов, определяющим ее готовность и способность к обозначенному учебному процессу. При этом невозможно однозначно определить значение и эффект результатов креативного процесса.

В инновационной деятельности, сущностью которой становится создание и освоение педагогических новшеств (в нашем случае это возможность студентов изучать углубленно иностранный язык),  важной характеристикой нововведений является их положительное влияние на учебно-воспитательный процесс и систему среднего профессионального образования в целом.

Список литературы 

  1. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
  3. Гнатко Н. М. Проблема креативности и явление подражания. — М, 2006.
  4. Морозов А. В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук. М., 2004. — 445с.



Назад к списку

Комментарии
Здравствуйте Зоя Юрьевна!
Я так и не понял, в чем же заключается креативность форм работы, приведенных в Вашей статье, каким образом происходит формирование у студентов способности к творческой деятельности?
Помимо этого:
1. Из примеров современных технологий, приведенных Вами, к технологиям можно отнести лишь технологию проектов («проектную деятельность»), но отнюдь не «ролевые и деловые игры» (социально-активные методы обучения), «интернет» и др.
2. Формы учебных занятий, приведенные в статье (интегрированный урок, урок-проект, урок-экскурсия, урок-спектакль, урок-интервью, урок-мюзикл), отнюдь не являются «креативными уроками». Их использование в образовательном процессе может предусматривать развитие креативности обучающихся, а может и не предусматривать.
3. Использование в качестве начальной фразы речевого штампа («Иностранный язык в педагогическом колледже играет огромную роль») может вызвать у читателей «маленькое подозрение», которое лично у меня переросло в «большое недоверие» к содержанию статьи.
С уважением

Щедрин Дмитрий Сергеевич
преподаватель,
ГБПОУ "Саратовское областное училище олимпийского резерва"
Уважаемый Дмитрий Сергеевич!
В статье описаны ОДНИ ИЗ креативных форм работы на уроке иностранного языка, которые мы используем в своем учебном процессе, и которые я посчитала нужным описать в своей статье. Отвечу на все Ваши вопросы:
1. Такие уроки иностранного языка как: интегрированный урок, урок-проект, урок-экскурсия, урок-спектакль, урок-интервью, урок-мюзикл и другие безусловно формируют творческие способности студентов, так как студенты развивают музыкальные, литературные, актерские способности ,используя при этом английский, французский или немецкий языки.
2. Второй вопрос конечно же спорный, но в нашем педагогическом колледже такие формы уроков всегда проходят с высокой оценкой студентов!
3. Иностранный язык играет огромную роль не только в нашем колледже, но и во всех образовательных учреждениях России, и именно поэтому Российское образование является лучшим в мире, или Вы считаете иначе? Если Вы преподаватель иностранного языка, то Вы меня поймете!))) Ps: и при чем тут Ваше "маленькое подозрение" в какое-то непонятное недоверие и т.д.

Зоя Юрьевна
преподаватель,
БПОУ ОО "Мезенский педагогический колледж"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*