Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Честная игра - путь к победе

29.02.2016 3895 1 6976
Дебелова Людмила Ивановна
Дебелова Людмила Ивановна, преподаватель

Шульц Ольга Валентиновна
Шульц Ольга Валентиновна, преподаватель

Училище олимпийского резерва №1 (колледж)

Зародившаяся ещё в Древней Греции философия олимпизма трактует поведенческие установки атлета: не стремиться к победе любой ценой, демонстрировать честное, благородное рыцарское поведение в спортивных поединках. Убеждает, что самое главное не победа над соперником, а отвага, мужество, проявляемые в ходе борьбы за эту победу, сам дух борьбы, побуждающий человека к совершенству, преодолению самого себя, своих слабости и недостатков. Древнегреческий философ Платон писал по поводу этой идеи олимпизма: « Нет большей победы, чем победа над собой».

В настоящее время английское выражение «Фэйр Плей» («FairPlay») используется для выражения определённых принципов, на которые должны ориентироваться спортсмены, тренеры, судьи, болельщики и переводится на русский язык как «Честная / Справедливая игра».

Принципы Фэйр Плей разъясняются в опубликованном 1977 году в «Манифесте о честной игре». Честная игра выражается в поведении самого спортсмена, включающая в себе:

  • честность, добросовестность, решительное и достойное поведение в ситуациях, когда другие ведут себя нечестно;
  • уважение к партнёру и противнику, независимо от того, является он победителем или побеждённым;
  • уважение к судье и соблюдение правил соревнований:
  • умение оставаться скромным после победы и спокойно принимать поражение.

Нравственные и этические принципы спорта сегодня – острая и актуальная проблема для всей спортивной общественности страны. Возрастание допинговых скандалов в лёгкой атлетике и коррупционные скандалы вФИФА, беспорядков фанатов, подкуп арбитров и игроков соперника, и сговор участников матча с целью обеспечения "нужного" результата, случаев девиантного поведения даже среди самих спортсменов, идёт в разрез с теми идеалами и ценностями, которые провозглашает Олимпийская философия.

Слова Пьера де Кубертена, о том, как важен для спорта высокий результат, дополняются его же лозунгами о границе,  которую нельзя переступить даже ради самого выдающегося достижения.

В связи с этим, для нас, педагогов, по физической культуре и спорту, встаёт не менее важная проблема - воспитание подрастающего поколения, вовлечённых в среду спорта. Спортивная деятельность воспитывает в человеке как позитивные качества (целеустремлённость, волю к победе, коммуникабельность и др.), так возможно негативные (агрессивность, пренебрежение к физически неразвитым людям, одностороннее развитие личности).Можно сказать, что ранняя подготовка юных спортсменов способствует ограничению развития и воспитания нравственных и культурных ценностей. Участвуя в соревнованиях, молодой спортсмен подвергается проверке как физических и волевых качеств, так и нравственных принципов, ведь он одержимый сильнейшим желанием выиграть, должен ограничиваться в предписываемых состязаниями рамках дозволенного. У молодого спортсмена может возникнуть вопрос: «Почему игра, (состязание) должна быть «честной» и « благородной», если немного тактических уловок, мелкого обмана могут обернуться более эффективным способом достижения финального успеха? Такой вопрос возможен и перед нашими учащимися – будущими олимпийцами. Для того, чтобы убедиться в чистоте спортивных помыслов наших ребят, нами был проведён личностный опрос в начале учебного года в форме анкетирования. Суть данного исследования заключалась в сборе информации  и анализе точки зрения наших учеников, их отношения к неэтичному, неспортивному поведению в сфере спорта. Ребятам было предложено дать ответы на вопросы:

 

1. Приходилось ли Вам умышленно нарушать правила состязаний?

  • Да
  • Нет

2. Считаете ли Вы, что использование противоправных действий в некоторых видах спорта возможно?

  • Да, в спорте это возможно
  • Нет, я против любых нарушений правил во всех видах спорта
  • Затрудняюсь ответить, но надо, чтобы таких видов спорта было как можно меньше.

3. Почувствуете ли  Вы радость от победы, когда Ваш главный соперник не смог продолжить состязания из-за непредвиденных обстоятельств? (поломка спортивного инвентаря,  ошибка в судействе)

  • Да
  • Нет

4. Ваш возраст _________ Пол. ______________( м., ж.)

 

Опрос показал, что мнения ребят неоднозначны, в частности на вопрос: «Приходилось ли Вам умышленно нарушать правила состязаний?» более 15% опрошенных ответили положительно. С одной стороны радует честность юных спортсменов, с другой настораживает и мобилизует нас, как педагогов на поиски новых педагогических технологий. На второй вопрос менее 10% ребят считают, что использование противоправных действий в некоторых видах спорта возможно, а более 20 % затрудняются ответить на это  вопрос. Что формирует мнение этих спортсменов? Огромное желание победить любой ценой, жесткие установки тренеров, несформированные моральные ценности?

Анализируя данное исследование, мы делаем вывод, что будущие олимпийцы признают значимость принципов Фэйр Плей. Более 85% учащихся принимают Честную Игру, готовы соревноваться и побеждать в равной и справедливой борьбе стремясь к олимпийскому пьедесталу. Но 15% участвующих в опросе, согласны идти на компромиссы со своей совестью, ради спортивного результата. Поскольку анкетирование было конфиденциальным, спортсмены нашли в себе мужество признаться в этом,а мы смогли убедиться в реальной картине спортивно-нравственных ценностей наших ребят.

С учётом анализа исследования нами сделан вывод на усиление деятельности, направленной на разъяснение  и пропаганду среди молодёжи гуманистических, нравственных основ спорта, выраженных в идее Фэйр Плей – справедливой, честной игры.

В связи с этим в Училище Олимпийского резерва № 1 города Екатеринбурга создан проект «Фэйр Плей – Спорт -  Образование», который позволяет осуществлять эти образовательные задачи, и пропагандирует это движение. Проект, проводимый в преддверии Олимпиады в Рио-де-Жанейро, включает ряд мероприятий:

  1. Интеллектуальная сетевая игра «Навстречу ОлимпийскомуРио...» для учащихся 9-11 классов. Задачи игры:
  2. a) расширение и углубление знаний, в рамках олимпизма, в том числе движения Фэйр Плей, через интеграцию учебных дисциплин «Информатика» и «Физическая культура и спорт»,
  3. b) формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся на интегрированном уроке на основе технологии самоорганизации.
  4. Открытый урок для учеников 6-8 классов «Спортивное движение Фэйр Плей на Урале», задачамикоторогоявляются:
  5. a) ознакомление юных спортсменов с историей Олимпийского движения, движением Фэйр Плей в Уральском регионе.
  6. b) мотивация обучающихся к самостоятельной деятельности по поиску проявлений движения Фэйр Плей на Урале.
  7. Урок-семинар, завершающий курс дисциплины «История физической культуры и спорта» для студентов I курса, тема «Фэйр Плей в моей спортивной жизни». В данном мероприятии приняли участие студенты, имеющие большой тренировочный и соревновательный опыт и личное представление о нравственных ценностях в спорте. Будущие олимпийцы рассказали о проявлении движения Фэйр Плей в своей спортивной деятельности. Ребята отмечали достойное поведение в ситуациях, когда другие поступают неспортивно. Студенты моделировали и решали спортивные ситуационные задачи, следуя принципам Фэйр Плей.
  8. Студентам старших курсов, изучающим базовые и новые виды физкультурно - спортивной деятельности, в том числе избранный вид спорта, были предложены темы для научных работ, презентаций, рефератов, содержащие в себе вопросы-размышления:
  • «Спорт сегодня и почему идея «честной» игры является его необходимым условием?»
  • «Оценка реальной картины в сфере спорта и почему Фэйр Плей утрачивает в нем своё основополагающее значение?»
  • «Как следует действовать, чтобы молодёжь не теряла уважения к нравственным основам спорта?».

Студенты, формируя навыки в процессе самостоятельной работы в учебной, научной, профессионально - спортивной деятельности, приобретают способности принимать на себя ответственность, анализировать проблемные ситуации, получать новую информацию, самостоятельно выбирают средства и методы решения сложных соревновательных ситуаций.

Кроме проведённых мероприятий, входящих в проект «Фэйр Плей – спорт – образование», важнейшим фактором в воспитании и формировании моральных ценностей будущих олимпийцев, является сама система воспитания нашего учреждения. Прежде всего, это преемственность поколений «уоровцев», традиции училища, основана на уважении к старшему поколению спортсменов. Какие бы негативные явления в спорте не происходили, наши ребята чётко должны понимать, что приемлемо для них, а что нет! Для этого нам педагогам необходимо усилить воспитательную работу по формированию личностного мировосприятия спортсмена.

Дальнейшей своей работой видим: расширение олимпийских знаний и теоретических аспектов движения Фэйр Плей, причём как непосредственно в рамках отдельной дисциплины,так и в рамках других дисциплин гуманитарного профиля. Лучший образовательно-воспитательный эффект достигается приосуществлении процесса преподавания на основе междисциплинарных связей большой группы школьных предметов: история России, история физической культуры, литература, этика, искусство, география и.т.д. Реализация педагогической и образовательной деятельности, видим через использование схемы «воспитание через образование». Воспитание таких нравственных качеств  как честность и благородство, скромность, помощь слабым, уважение к побеждённым - наша главная педагогическая задача. Она реализуется в конкретных образовательных и воспитательных мероприятиях в рамках учебного процесса, вовне учебное время, во время тренировочных занятий при тесном сотрудничестве стренерско - преподавательским составом, психологической службой училища  и родителями. В заключении хотелось бы сказать: мы приложим все усилия, чтобы сформировать правильное мировосприятия у наших ребят, глубокое знание олимпийского движения, в том числе принципов движения Фэйр Плей, способствующих выступать нашим ребятам на самых высоких  спортивных площадках честно и справедливо. Надеемся увидеть наших учеников в составе сборной Российской Федерации на олимпийских играх в Рио де Жанейро.

 Список литературы

  1. Самусенков О. И. Диссертация. Москва, 2000 Педагогическая технология реализации социально-культурного потенциала игровых видов спорта в работе с юными спортсменами.
  2. Захаров М.А. Фэйр Плэй в системе олимпийского образования :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Смоленск, 2002
  3. Столяров В.И.Теоретическая концепция спортивно-гуманистического воспитания детей и молодежи // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. третий: Сб. /Сост. и ред.: В.И. Столяров, Е.В. Стопникова, Т.Г. Ольхова. - Москва-Сургут: МГИУ, 2000, с. 21-79.
  4. Ольхова Т.Г. Интегративный подход к спортивно-гуманистическому воспитанию студентов: Автореф. канд. дис. М., 2000.



Назад к списку

Комментарии
Здравствуйте Людмила Ивановна и Ольга Валентиновна!
Спасибо за статью, хорошая работа. Ее актуальность вне сомнений, т.к. учебники и учебные пособия по психологии спорта (Л.Н. Акимова, И.П. Волков, Е.Н. Гогунов и Б.И. Мартьянов, Е.П. Ильин, В.М. Мельников, А.Л. Попов и другие) отражают, во многом, традиционное представление о личности спортсмена, основанное на предшествующей учебной и «классической» литературе. Результаты же недавних реальных исследований личности спортсмена приводятся редко. Возможно, что эти учебники и учебные пособия можно использовать для обучения студентов (спорить не буду – многие из них имеют гриф Минобразования России), однако они малопригодны для практического воспитания спортсменов.
Более того, ряд «устоявшихся» мнений, на мой взгляд, сомнительны, а некоторые – ошибочны. Так, например, в ряде источников указывается, что спортсмены отличаются меньшей ответственностью, нежели неспортсмены. Из этого делается вывод о негативном влиянии спортивной деятельности на данную характеристику. Однако в нашем исследовании («Возрастная динамика формирования личности спортсмена», URL: http://www.informio.ru/publications/id1872/Vozrastnaja-dinamika-formirovanija-lichnosti-sportsmena) показано, что меньшая ответственность спортсменов характерна для младших возрастных групп. Изначально сниженная ответственность у спортсменов, по сравнению с неспортсменами, возрастает по мере увеличения спортивного стажа и для возраста 22-24 года ее средний уровень не отличается от неспортсменов.
Просьба, если у вас есть данные о возрастной динамике спортивно-нравственных ориентиров ваших ребят, переслать их на адрес нашего училища (для практического использования).
И последнее. В исследовании «Твердость характера и результативность спортивной деятельности» (сб. «Особенности личности спортсмена и результативность его спортивной деятельности», URL: http://www.numi.ru/fullview.php?id=70818) выявлено, что соблюдение спортсменом принципов Фэйр Плей положительно сказывается на его спортивных достижениях. Поэтому «верной дорогой идете, товарищи!». И если ваши надежды сбудутся, мы всем училищем будем болеть за ваших воспитанников на олимпиаде в Рио.
С уважением

Щедрин Дмитрий Сергеевич
преподаватель,
ГБПОУ "Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*