Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Как ребенка «заставить» учиться!

29.02.2016 774 1271
Сунарчина Гульнара Робертовна
Сунарчина Гульнара Робертовна, преподаватель

Уфимский колледж радиоэлектроники, телекоммуникаций и безопасности

Дорогие педагоги! Наша преподавательская деятельность это одна из многочисленных ролей, которые мы исполняем в своей жизни. Помните, как писал великий Шекспир: «Весь мир-театр и все мы в нем актеры!».

Но так как преподавание это наша профессия, то эта роль одна из главных, и исполнить ее хотелось бы, конечно, как можно лучше.

Самая основная задача педагога - передать свои знания, да еще так, чтобы они были получены и усвоены.

Как и в любой профессиональной деятельности в образование пришли современные технологии, кабинеты оборудуются компьютерами, | устанавливается Интернет. Все это, безусловно, очень хорошо. Но я глубоко убеждена, что в преподавательском процессе ключевую роль всегда играла и будет играть личность педагога' Все мы учились в школе, в институте, бываем на различных курсах, слушаем лекции, посещаем собрания. Вспомните свои ощущения и поведение на всех этих мероприятиях, если вам скучно? А, если, интересно?

Интерес - это эмоция. В психологии эмоция определяется, как психический, процесс, отражающий отношение человека к самому себе и к окружающему миру. Я обедаю, и обед мне нравится или не нравится, с кем я общаюсь, мне нравится или не нравится. Когда нам что-то нравится, то возникает положительная эмоция, когда не нравится - отрицательная. А вот если нам безразлично, то становится скучно, а скука приводит к раздражению. А это уже отрицательная эмоция.

В результате практических экспериментов ученые составили эмоциональную карту головного мозга и установили, что для нашего благополучного существования необходимо, чтобы на мозг действовали три рода раздражителей: вызывающие положительные эмоции (35%), вызывающие отрицательные эмоции (5%), эмоционально-нейтральные (60%).

В своей книге «Командовать или подчиняться?» М. Литвак пишет: «Человек, вступающий в общение, должен знать: чтобы партнер продуктивно работал, он должен получить соответствующую положительную эмоцию. Руководители, педагоги, родители, можно ли кричать на своего подопечного?

Можно. Но тогда не стоит ждать от него хорошей работы....................... »

Известны две положительные эмоции: интерес и радость. Американский психолог К. Изард указывает, что интерес является исключительно важным в развитии навыков, знаний и интеллекта.

А вот еще, что пишет об этом известный психолог Ф. Томкинс:

«Взаимоотношения между интересом и функциями мышления и памяти так обширны, что отсутствие интереса угрожает развитию интеллекта не в меньшей мере, чем разрушение ткани мозга. Что бы думать, нужно переживать, быть возбужденным, постоянно получать подкрепление. Нет ни одного навыка, которым можно было бы овладеть без устойчивого интереса».

Получается, что интеллектуальная, познавательная активность направляется и поддерживается интересом, тем более, если это касается ребенка. Ребенок не будет заниматься предметом, которым не интересуется « Он можетзапомнить факты, чтобы избежать позора поражения, но такое обучение не будет эффективным. Чтобы ребенок мог проявить воображение и творческий подход в данной области, он должен быть глубоко захвачен ею, а это может быть обеспечено сильным интересом. Если постижение глубин предмета становится для ребенка жизненно необходимым, постоянное стремление выйти за пределы существующих знаний станет для него волнующим приключением» - Здесь Изард дает один из ответов на животрепещущий вопрос - как заинтересовать обучающихся той или иной дисциплиной?

Чтобы заинтересовать учащихся своим предметом, необходимо найти и показать в нем такое, так чтобы изучение его оказалось жизненно необходимым.

Об этом же пишет видный психолог и психотерапевт А. Адлер:

«Обучение будет только тогда эффективным, когда оно будет связано с сегодняшними непосредственными потребностями учащихся».

Еще раз подумайте и прислушайтесь к своим ощущениям! Когда вам становится интересно? Правильно! Когда-то о чем говорят или вы видите, вас задевает, волнует или вам просто необходимо.

А если при этом вам не только интересно то, о чем говорят, но и приятен сам говорящий. Вы чувствуете хорошее его к вам отношение, вам импонируют его речь, манеры….

Есть золотое правило педагогики, которое утверждает, что дети хорошо учат тот предмет, который преподает любимый учитель.

Давайте, теперь рассмотрим вторую положительную эмоцию - радость.

В психологии радость определяется как-то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды. Фрейд указывал, что, переживая радость, люди наслаждаются мигом, а не критикуют его.

И еще, кто знаком с приемами ораторского искусства, знают, что бы обратить на себя внимание публики, надо ее удивить. Через удивление в нашей обычной жизни происходит переключение с одного эмоционального состояния на другое. Удивление способствует умственному развитию, вызывает к объекту интерес.

М Литвак предлагает технику целенаправленного моделирования эмоций, которое осуществляется по схеме: удивление - интерес – радость

Он пишет, что после удивления возникает интерес, и дальше можно продолжить контакт и решить конкретные вопросы. Что принесет вам и вашему партнеру по общению радость.

Интерес и радость могут меняться местами. Если вам надо, чтобы ваш партнер работал, основные усилия надо направить на поддержание устойчивого интереса. Как только он падает, развивается скука. При первых ее признаках необходимо начинать новый цикл по предложенной схеме.

Одним из способов вызвать удивление и поддерживать интерес может игра, так как игра является наиболее естественной формой взаимодействия между людьми, именно в игре личность развивается свободно и гармонично. Еще Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души итела. В своей «Поэтике» он писал о пользе словесных игр и каламбуров для развития интеллекта.

В наше время в арсенале педагогов существует множество игровых технологий.

В своей педагогической деятельности я убедилась, что для повышения познавательной активности учащихся достаточно введения игровых элементов в обычное занятие. Например, использование соревновательного духа при обычном устном опросе: группа студентов делится на две или три команды (по рядам), один вопрос и правильный на него ответ приносит команде балл, затем баллы суммируются, и определяется команда- победитель (учащиеся, получившие более трех персональных баллов, получают оценки). Можно использовать подобные опросы в разных вариантах, мои студенты с удовольствием играют в игру «Кто хочет стать отличником». Приглашаются от команды по одному представителю, им предлагаются вопросы с вариантами ответов, можно один раз воспользоваться помощью своей группы (правила игр, часто мне помогают устанавливать сами учащиеся). Всегда вызывает интерес игра «Верю-не верю», где педагог зачитывает какую либо информацию, а учащиеся должны определить, правдивая она или ложная.

Понаблюдав за окружающими, вы увидите, что большинство из них следуют правилу, которое им тонко (или не очень) донесли родители или общество, внушили в школе или на работе. Оно звучит так: если усердно работать, вы добьетесь успеха, а достигнув определенных высот, вы будете счастливы. Это позволяет понять, что нас чаще всего мотивирует в повседневной жизни. Мы думаем: «Если я получу повышение или если выйду на следующую плановую цифру по сбыту, я буду счастлив»; «Если заработаю хороший средний балл, я буду счастлив»; «Если я сброшу пару килограммов, я буду счастлива»… И так далее. Сначала успех, потом – счастье.

Но есть одна проблема: эта формула не совсем верна.

Если успех приносит счастье, то каждый работник, получивший повышение, каждый студент, узнавший о зачислении в штат компании, каждый, кто когда-либо достиг какой-то цели, должен быть счастливым. Но с каждой победой наши ворота успеха отодвигаются все дальше и дальше, а потому счастье вытесняется за линию горизонта.

Также (что еще более важно) эта формула не совсем верна потому, что она уже устарела. Более десяти лет исследований в области позитивной психологии и нейробиологии совершенно четко показали: связь между успехом и счастьем носит иной, обратный характер. Благодаря этой прогрессивной науке мы теперь знаем, что счастье – предшественник успеха, а не его следствие. И что счастье и оптимизм на самом деле способствуют росту эффективности деятельности и достижениям, наделяя нас конкурентным преимуществом, которое я называю преимуществом счастья.

Ожидание счастья ограничивает потенциал мозга в плане успеха, тогда как позитивный настрой делает нас более мотивированными, эффективными, стойкими, креативными и продуктивными, что ведет к повышению эффективности деятельности. Это открытие подтверждено тысячами научных исследований, а также моими собственными исследованиями, которыми было охвачено 1600 студентов Гарварда и несколько десятков компаний из списка Fortune 500 по всему миру.

Литература

  1. Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? Психология управления / Изд.9- е.-Ростов на Д.: Феникс, 2006.
  2. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. Под ред. Е.А.Левановой - СПб, 2006.
  3. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство «Ось-89», 2005.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*