Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Создание информационно-образовательной среды как фактор информатизации Беловского политехнического колледжа

31.01.2012 1406 5617
Белова Ирина Владимировна
Белова Ирина Владимировна, руководитель информационно-компьютерного центра

Беловский политехнический техникум

Внедрение информационных технологий в сферу образования привело к возникновению термина информационно-образовательная среда, под которой подразумевается, совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.


Образовательный процесс – это главный объект информатизации в колледже. Информатизация образовательного процесса заключается в повышении качества деятельности педагогов и студентов, целенаправленном формировании информационной культуры личности, ориентированном на приобретение информационных знаний, выработку информационных умений. 


Создание единой информационно-образовательной среды колледжа на основе сетевых технологий способствует решению следующих задач:

  • повышения качества образования; 
  • автоматизации принятия управленческих решений; 
  • овладения педагогическими работниками информационно-коммуникационных технологий; 
  • поэтапное внедрение в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий; 
  • формирования у студентов навыков самостоятельной работы с учебным материалом, самообразования и самоконтроля. 

В состав компьютерных средств обучения входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы, использования которых регламентируются в рабочих инструкциях образовательного процесса.

 

Информатизация образовательного процесса строится на факторах:


1. Формирование информационной культуры студентов колледжа

Формирование информационной культуры студентов является, с одной стороны, важнейшим условием успешности процесса информатизации образовательного учреждения, а с другой стороны, рассматривается как перспективное направление подготовки специалиста-профессионала, владеющего информационными технологиями.


Формирование информационной культуры студентов осуществляется как фронтально, так и индивидуально. Фронтальность означает, что все студенты изучают дисциплины «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и на повышенном уровне «Информационные системы в профессиональной деятельности». Индивидуальность предполагает, что для студентов всех специальностей предоставляется возможность получения дополнительной профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» на втором курсе обучения, призванной сформировать у студентов целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения.

 

2.  Формирование информационной культуры работников колледжа

Профессиональная ИКТ-компетентность специалиста означает, что он может решать задачи в своей профессиональной области, правильно используя там, где это нужно, общепользовательские и профессиональные средства ИКТ, широко применяемые в данной области (по своему выбору).


Информатизация профессиональной деятельности преподавателей заключается в повышении квалификации педагогических кадров, выражающаяся в овладении технологией работы с информацией, в формировании информационной культуры личности педагога, в оснащении образовательного процесса необходимым комплектом дидактических материалов и учебно-методических пособий (в традиционном и электронном вариантах).


В начале каждого учебного года формируется творческая группа преподавателей для изучения и внедрения компьютерной грамотности в образовательный процесс.

Для повышения компьютерной грамотности сотрудников колледжа на протяжении учебного года осуществляется непрерывное обучение педагогических работников через: семинары, индивидуальные консультации, мастер-классы, работу творческой группы.


С результатами овладения информационной культуры педагогический коллектив:

  • отчитывается в докладах и выступлениях на заседаниях предметных (цикловых) комиссий в момент утверждения разработанных образовательных материалов;
  • участвует в проведении семинаров посвященных вопросам информатизации колледжа;
  • выступает на научно-практических конференциях.

 

3. Обеспечение образовательного процесса электронными образовательными ресурсами

Электронный учебный курс, основан на базе мультимедийных данных с возможностями оперативного поиска информации и совмещающий в себе функции автоматизированных обучающих, тренировочных и контролирующих систем, моделирующих и демонстрационных программ, систем мониторинга, который реализует разноуровневую модель учебной деятельности, основанную на авторской концепции изучения дисциплины, и гармонично интегрируется в информационно-образовательной среде, как по содержанию, так и в плане своей структуры.


Использование в учебном процессе учебных и методических материалов, как в традиционном, так и в электронном виде, учебно-программного обеспечения и электронных образовательных ресурсов способствует формированию у студентов мотивации к обучению, информационных знаний, умений и навыков.


К электронным образовательным ресурсам относятся:  слайд-лекции, электронный учебно-методический комплекс, электронное учебное пособие, электронный расчет курсовой работы, Виртуальный лабораторный практикум, электронное тестирование знаний.


Разработку электронных образовательных ресурсов совместно с преподавателями в соответствии с графиком осуществляют: техник информационно-компьютерного центра,  лаборанты компьютерных кабинетов, студенты специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» во время прохождения учебной практики, выполнения курсовой работы по дисциплине «Технология разработки программного продукта» и выполнения профессиональной задачи к Итоговой Государственной Аттестации.

Все электронные образовательные ресурсы разрабатываются в соответствии с Положениями БлПК, стандартами колледжа и методическими рекомендациями БлПК.


Электронные образовательные ресурсы размещается в электронном банке данных образовательного процесса с группировкой по специальностям, либо ПЦК, которые хранятся на файловом сервере. Доступ, к которым обеспечивается через десять компьютерных кабинетов.

 

4. Информатизация системы управления колледжем

Информатизация управления колледжа заключается в обеспечении оптимального функционирования подразделений образовательного учреждения, его развития и перевод на новый, качественно более высокий уровень фактического достижения цели с помощью использования новых информационных технологий и средств.

С целью информатизации системы управления колледжем внедряются системы автоматизации деятельности БлПК.

  • 1С: Колледж – Программа позволяет комплексно автоматизировать управление бизнес-процессами, в частности работу приемной комиссии, оперативное управление учебно-методическим процессом, студенческим контингентом. Программа позволяет автоматизировать рабочие места: директора, зам. директора по НМР, зам. директора по УВР, зав. отделением заочного обучения, зав. отделением очного обучения, руководителя по производственному обучению, методиста, председателя приемной комиссии, председателей ПЦК, секретаря очного отделения, секретаря заочного отделения, секретаря приемной комиссии, старост групп.
  • Экспресс-расписание. В программе можно вести расписание как очного, так и заочного отделения, учет практик, консультаций, экзаменов, учет замещения преподавателей, передачу нагрузки другому преподавателю в течение семестра, назначение занятий без основного расписания (в текущем).
  • 1С: Библиотека. Программа предназначена для автоматизации работы библиотеки и позволяет автоматизировать работу библиотекаря с книжным фондом, вести обслуживание преподавателей и студентов.
  • The Bat - электронная почта. Условно-бесплатная программа для работы с электронной почтой для ОС Windows, которая позволяет получать и отправлять электронную почту.

 

5. Информационно-технологическая инфраструктура колледжа

Создание информационно-технологической инфраструктуры заключается в перспективном развитии компьютерного обеспечения и использования информационных технологий в образовательном процессе, в методической работе, в системе управления на основе современных средств приема и передачи информации, т.е. в создании единой автоматизированной информационной среды колледжа.


Единая автоматизированная информационная среда колледжа формируется в процессе организационно-педагогических, технологических преобразований материально-технической базы, учебно-методического оснащения и системы управления колледжа способствующая формированию информационной культуры личности.


В состав инфраструктуры входят информационно-компьютерный центр, серверы автоматизированные рабочие места студентов, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала.


Директору, руководителям структурных подразделений, работникам информационно-методического центра, председателям ПЦК, зав. компьютерными кабинетами, учебно-вспомогательному персоналу, предоставляются автоматизированные рабочие места, в состав которых входит техническое, программное, информационное обеспечение.


Техническое обеспечение учебного процесса. Состав технического обеспечения автоматизированного рабочего места формируется исходя из выполняемых должностных обязанностей работника.


К техническому обеспечению относится: персональный компьютер, сервер, принтер, сканер, многофункциональное устройство, плоттер, ризограф, ксерокс, цифровая видеокамера, цифровая фотокамера, видеопроектор, сетевое оборудование.


В БлПК смонтирована и отлажена локальная вычислительная сеть, которая подразделяется на три локальных сети по топологии типа «Звезда»: административная, учебная и бухгалтерская сеть.


Программное обеспечение учебного процесса. Состав программного обеспечения автоматизированного рабочего места формируется исходя из выполняемых должностных обязанностей работника.


К допустимому программному обеспечению относится: лицензионное ПО, свободное ПО, ПО, разработанное внутри образовательного учреждения.

К учебно-программному обеспечению относятся: Stamina - клавиатурный тренажер, 1C Предприятие 77, GIMP 2.6.6, KTC Net система тестирования знаний, Microsoft Office - профессиональный выпуск версии 2003, Microsoft Office Профессиональный плюс 2007, Microsoft Windows XP Professional, Borland Delphi 7, OpenOffice.org 3.0, Mozilla Firefox, Microsoft Internet Explorer, ABBYY FineReader 9.0 Corporate Edition, Adobe Acrobat 5.0, Nero 9, КОМПАС-3D V11, AutoCAD 2010 – Русский, FreeCommander 2009.02.


Информационное обеспечение учебного процесса. В колледже цифровая информационная среда является важнейшей частью жизнеобеспечения. В информационной среде в здании колледжа и за его пределами (с помощью средств телекоммуникации) ведут свою деятельность участники образовательного процесса (преподаватели и другие работники колледжа, студенты).


Информационная среда колледжа –– это система обновляемых информационных объектов, в том числе цифровых документов, информационных источников и инструментов, служащая для: создания; хранения;  ввода; организации; обработки; передачи; получения информации об образовательном процессе.


В информационной среде колледжа выделяется информационное пространство колледжа и личные информационные пространства студентов и работников. Личные информационные пространства доступны только тем лицам, которым они принадлежат и размещаются на локальном компьютере.


Для свободного доступа студентов и преподавателей предназначен кабинет мультимедийной информации, оснащенный компьютерной техникой. В кабинете студенты и сотрудники колледжа могут получить: бесплатный доступ к услугам интернета – электронная почта, информационные ресурсы общение в социальных сетях; электронным учебным и методическим пособиям; методическим указаниям и рекомендациям, расположенным на файловом сервере.  В помощь студентам и сотрудникам собран перечень адресов сайтов с электронными библиотеками, образовательными и методическими ресурсами.


БлПК имеет официальный сайт колледжа в сети Интернет. Информация (справочная, ознакомительного и рекламного характера) поступает ежемесячно на сайт от руководителей структурных подразделений, администрации и педагогического коллектива. Подготовка и размещение информации на сайте БлПК производится техником.


Информатизация колледжа должна происходить комплексно, при параллельном развитии всех перечисленных факторов и только тогда будут получены ожидаемые результаты.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*