Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение гуманитарных технологий в организации учебно-воспитательного процесса

19.02.2016 121 161
Белецкая Елена Александровна
Белецкая Елена Александровна, зам. директора по УР

Чукотский полярный техникум посёлка Эгвекинот

Как вы лодку назовёте…

В последнее время идет активный поиск эффективных моделей управления образовательными учреждениями. Многие исследователи и практики  полагают, что одним из наиболее перспективных направлений совершенствования образовательной деятельности являются активное внедрение гуманитарных технологий в управление этой деятельностью. Так что же такое «гуманитарные технологии»? В исследованиях Г.П. Щедровицкого,  гуманитарные технологии (high-hume) – это разновидность социальных технологий, основанных на практическом использовании знаний о человеке в целях создания свободного и всестороннего развития личности [6]. Гуманитарный технолог Е.Островский дает следующее определение гуманитарных технологий: «Гуманитарные технологии — набор тщательно выверенных и научно обоснованных приемов и специальных техник непрямого воздействия гуманитарных технологов на общество через управление социальным поведением»[2].  

С.И.Ожегов в  «Словаре  русского языка» даёт следующее толкование слов «гуманитарный» - «...о науках: относящийся к изучению культуры и истории народов в отличие от наук о природе»; «технология» - « совокупность производственных процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства»[3]. Следовательно, нам предстоит рассмотреть определённую систему деятельности организации, направленную на повышение эффективности как отдельного участника учебно-образовательного процесса, так и всей образовательной организации в целом.

Актуальность темы вытекает из современного состояния профессионального образования. Федеральные государственные стандарты третьего поколения ставят перед преподавателями среднего профессионального образования задачу – формирования специалиста, обладающего не только профессиональными компетенциями, но и общими, личностными компетенциями. Академик РАН А.М.Новиков, в своей статье «О структуре компетенций», говорит, что «…компетентность – самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретённых обучающимся учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях»[1].  

В последнее время требования стандарта были обновлены. Перед средним профессиональным образованием поставлен социальный заказ – специалист, выпускник должен обладать не только определёнными знаниями, но  и способностью самостоятельно пополнять знания, ставить и решать задачи профессионального и социального характера. Именно на решение этих задач, научению саморазвитию, направлено всё психолого-педагогическое сопровождение студентов.

В первую очередь необходимо организовать работу педагогического коллектива так, чтобы всем перечисленным компетенциям соответствовали  преподаватели. Коллектив должен «заражать» студентов своей активной жизненной позицией, интересом к преподаваемым дисциплинам. В данном направлении работы большая роль отводится психологу образовательного учреждения, который, обладая профессиональными знаниями, личностной харизматичностью, обучает современным гуманитарным психотехнологиям педагогический коллектив. Профессионально ведёт групповую и индивидуальную коррекционно-развивающую работу, направленную на самопознание, саморазвитие, личностный рост студентов и педагогов.

Особенно важно организовать работу в данном направлении в период адаптации студентов – в первом семестре учебного года. Ситуация смены ученического и педагогического коллективов, социальной роли (учащийся – студент), создаёт благоприятную почву для воздействия на студента и коррекцию некоторых личностных особенностей. Содержательный анализ основных характеристик гуманитарных технологий показывает, что гуманитарность  проявляется в возможности их влияний на характеристики человека (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, смыслы), определяющие динамику личностной системы в целом. Хороший результат даёт применение элементов краткосрочной позитивной психотерапии и нейролингвистического программирования. Результаты проведённых психологических исследований дают подтверждение тому факту, что эмоциональное состояние студентов первокурсников улучшается - повышается мотивация к получению общих и профессиональных знаний, нормализуется самооценка, более чёткими и конкретными становятся цели, повышается уверенность в себе.

При планировании развивающей работы, исходим из основных постулатов краткосрочной позитивной психотерапии:

1) Создание развивающей среды, характеризующейся атмосферой доброжелательности, толерантности.

2) Обучение студентов способам конструктивного решения возникающих вопросов, развитие умения продуктивно мыслить о проблеме, позитивному мышлению - проходит красной нитью через весь учебно-воспитательный процесс.

3) Позитивная психотерапия заключается в том, чтобы педагоги при решении повседневных вопросов, возникающих в образовательном учреждении, строили разговор со студентами, позволяющий  акцентировать не только проблему, а, в большей степени, опыт, приобретённый студентом в этой ситуации, его ресурсы и варианты решения с прогнозированием последствий для всех участников учебно-образовательного процесса.

4) Приём «Рассказ из прошлой практики» даёт возможность студенту «примерить на себя» те или иные трудные ситуации, и без излишнего морализирования, которое строит барьеры в отношениях педагог-студент, позволяет самостоятельно принимать те или иные решения, и, самое главное, принимать на себя ответственность, за эти решения, и, следовательно, за их последствия.  

5) «Техника хороших наименований». Эпиграфом к статье я взяла цитату из известного мультипликационного фильма, и этот приём – а именно, подбор правильных слов, как в индивидуальной, так и в групповой работе – даёт заметный результат в процессе организации личностного роста и развития способностей у обучающихся. Примером данной техники может служить следующее – в процессе теоретических занятий, особенно, при изучении сложных тем, преподаватель произносит: – мне очень нравится, как работает Ваша группа, вы собраны, сосредоточены, активно включены в процесс…, и группа, действительно концентрируется, активнее включается в процесс учебной деятельности.

6) Хороший результат даёт технология – «Воспоминания из будущего». Эта технология чаще используется в индивидуальной работе со студентами. Суть заключается в следующем: – представь, что эта трудная ситуация уже давно позади…, прошло несколько лет, мы встречаемся с тобой и я спрашиваю – а помнишь, у тебя была проблема? Что тебе помогло с ней справиться? Какой ты бы дал совет нынешнему первокурснику, оказавшемуся в подобной ситуации? И студент, взглянув на ситуацию  «со стороны», находит в себе ресурсы и, в дальнейшем, справляется с проблемой.

7) Техника создания положительных представлений о будущем перекликается с техникой положительных наименований. Мотивирование на получение профессиональных знаний и умений, согласно концепции использования гуманитарных технологий  и развития способностей студентов, должно пронизывать весь учебно-воспитательный процесс в профессиональном образовательном учреждении.

Цель использования вышеперечисленных гуманитарных технологий, видим в том, чтобы создать у студентов «фундамент» опыта и умения пользоваться этим опытом. Педагог поощряет оптимизм, фокусирует внимание на прогрессе, стимулирует творческий подход и обязательно – при решении любых проблем учебно-воспитательного процесса – позволяет студентам сохранить своё достоинство. При использовании гуманитарных технологий важно соблюсти основное условие – сохранение «экологии души» участников образовательного процесса. Вышеперечисленные технологии предусматривают рефлексию, тесное сотрудничество. Использование в учебно-воспитательной работе метафор, корректных анекдотов, забавных случаев, историй - позволяет устранить напряжение, настроиться на решение проблемы, которую научаются воспринимать как новый опыт, способствовать личностному росту.

Задача педагогов профессиональных образовательных учреждений в том, чтобы обучение было нацелено на развитие личности студента, будущего специалиста, его адаптацию к профессии, к социальным условиям современной жизни, к самореализации, один из компонентов в достижении  поставленных задач – использование в педагогической практике гуманитарных технологий.

 Список источников:

  1. Новиков А.М., журнал «Специалист»№12; 2013 г.
  2. Островский Е. Менеджер смотрит под ноги, а лидер — на горизонт // Topmanager, 2000.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова. – URL: http://www.ozhegov.org/words/35790.shtml
  4. Силантьева М.В. Современные «гуманитарные технологии» в контексте российской действительности // Славянский мир в третьем тысячелетии. – М., 2009. – С. 406-418. – URL: www.mgimo.ru/files/133980/133980.pdf
  5. Шмелев А.Г. Что такое «Гуманитарные технологии»?. – URL: http://www.ht.ru/press/articles/print/art193.htm
  6. Щедровицкий Г.П. Избранные труды М.: Школа Культурной политики, 1995, 759с.
  7. Юдин Б.Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – № 3.
  8. Юдин Б.Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям (окончание) // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – № 4.
  9. Материалы семинара «Краткосрочная психотерапия» А.М. Ялов г.Санкт-Петербург, ИПП Иматон, 2001 год.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*