Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Эффективное использование коллективных и индивидуальных форм работы обучающихся на занятиях

16.02.2016 169 205
Абдуллина Галина Валериановна
Абдуллина Галина Валериановна, преподаватель

Белебеевский медицинский колледж

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта с учетом  профессиональных и общих компетенций предусматривает повышение эффективности учебного занятияпрофессионального модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинскаясестрапо уходу за больными» (решение проблем пациента посредством сестринского ухода), за счет сочетания коллективной ииндивидуальнойформ обученияобучающихся по специальности «Сестринское дело», «Лечебное дело». Однако пока не удалось решить в полной мере проблему эффективного использования коллективных форм работы, преподаватели недостаточно применяют их на практических занятиях и учебной практике. В то же время, результаты проведенных нами исследований показывают, что коллективная деятельность способствует проявлению устойчивого познавательного интереса, активности мыслительной деятельности обучающихся, оказывает большое влияние на их нравственное воспитание и социальную зрелость.

Преподавателю в индивидуальной  и коллективной работе обучающихсяотводится роль методического руководителя и контролера. Что это значит? При изучении программы профессионального модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» (решение проблем пациента посредством сестринского ухода),  преподаватель выделяет разделы и темы, которые отводятся для самостоятельного изучения обучающимися.

 Критериями такого выбора может служить следующее:

  1. простота изучаемой темы;
  2. однозначность ее трактовки в используемой литературе и доступном библиотечном фонде;
  3. предшествующее изучение данной темы на других профессиональных модулях.

Процесс обучения должен быть правильно построен, цели и задачи определены заранее.

Таким образом, реализация обучающей функции преподавателя требует от него специальных знаний  и умений в области медицины, медицинской психологии, педагогике.

Послевыборатемы преподаватель составляет для  обучающихся пакет учебно-методических материалов по реализации профессионального модуля, где четко формулируется положение, что обучающийся должен знать и уметь по данной теме,  профессиональные и общие компетенции, требования к портфолио обучающегося и методика его оценивания, сообщаются источники информации, далее даются контрольные задания, которые обучающиеся должны выполнить после изучения теории и рекомендации какой источник информации необходимо использовать  еще раз по данному заданию, если при его выполнении возникли затруднения. Какие могут быть задания? Это контрольные вопросы, тесты 1 и 2 уровней, проблемные задачи, алгоритмы, кроссворды и т. д. За исключением контрольных вопросов, задания не должны быть идентичными с заданиями, используемыми при контроле.

Контроль знаний при проведении практического занятия осуществляется с применением комплексного компетентностно - ориентированного практического задания.  Особенностью  такого занятия является тщательная подготовка карточек-заданий, которая включает стимул, задачную формулировку, источник информации, бланк для выполнения задания, критерии оценки.

Учитывая положительные качества компетентностно- ориентированного  задания, следует отметить и ее недостатки: зачастую она не объединяет обучающихся группы в учебный коллектив, поскольку, как правило, не может сплотить их совместной полезной деятельностью. Дело в том, что индивидуальные различия студентов оказывают существенное влияние на процесс усвоения знаний, на интеллектуальное и нравственное развитие. Одним обучающимся задания не под силу для самостоятельного выполнения, другие предпочитают готовые ответы, поэтому нужно добиваться, чтобы, во – первых, учебная работа протекала при активном участии каждого обучающегося и, во- вторых чтобы в их индивидуальных действиях имели элементы, позволяющие объединить всю группу совместной познавательной деятельностью.

Установлено, что взаимодействие коллективной и индивидуальной познавательной работы определяется таким их сочетанием, когда коллективная работа, организованная преподавателем при помощи вопросов, заданий, объяснений и разнообразных обучающих средств является источником индивидуальной работы, этапом ее завершения, промежуточным звеном учебно–познавательной деятельности обучающихся по изучению разделов, тем, объемных вопросов.

Чередование коллективной и индивидуальной форм обучения предусматривает активное взаимодействие самих обучающихся друг с другом при высоком познавательном уровне их самостоятельной умственной работы.

К наиболее распространенным формам организации коллективной познавательной деятельности относятся: обсуждение результатов индивидуальной работы (портфолио обучающегося), комментирование обучающимися  устных ответов, рецензирование письменных работ своих товарищей с последующим обсуждением, создание проблемной ситуации, групповая и как ее разновидность парная работа, деловая игра, подготовка и создание мультимедийной презентации с целью электронного сопровождения занятий.

Среди перечисленных форм определенный интерес представляет парная работа на занятиях. Она может носить односторонний и двусторонний характер. При одностороннем характере один из обучающихся (консультант) занимается с другим, его деятельность направлена  на оказание помощи товарищу. При двустороннем характере используется активная деятельность обоих обучающихся: они самостоятельно выполняют задание, затем проверяют друг друга, допущенные ошибки разбирают и корректируют вместе. Такая работа повышает внимание обучающихся, заставляет их вдумчиво относиться к заданию, что содействует прочности усвоения знаний.

Однако парная работа имеет и свои недостатки: большие затраты времени и трудности в регламентировании работы отдельных пар обучающихся. Для сведения к минимуму этих недостатков учебное занятие разбивается на 3 этапа.

1 этап – каждая пара получает 2 задания: № 1 и №2. Используя знания, полученные при подготовке к уроку, каждый студент выполняет свое задание ( например: провести субъективное и объективное обследование пациента). В процессе обучения преподаватель должен задавать больше конкретных вопросов, наблюдать, как обучающийся осваивает и выполняет новые навыки. Особенностью этого этапа является психологическая  подготовка  пациентов к обследованию, документация данных обследования в сестринском дневнике наблюдений.

2 этап – совместная деятельность обучающихся во время которой они поочередно излагают друг другу свой теоретический материал, являясь то слушателем, то рассказчиком, при котором они активно закрепляют учебный материал, исправляя неточности в своих знаниях ( например: выполнение практических манипуляций: измерение температуры тела.измерение артериального давления, пульса, частоты дыхательных движений и т. д.). Особенностью этого этапа является использование справочной литературы для разрешения спорных вопросов.

Таким образом, обучающиеся учатся работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами и руководством, выполнять зависимую, независимую и взаимозависимую роли, а также брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и за результат выполнения заданий, что позволяет добиться формирования общих и профессиональных компетенций.

3 этап – контроль знаний обучающихся по лекционному материалу. Это может быть устный ответ, программированный и тестовый опрос, письменная работа и т. д.

При изучении сложного объемного учебного материала необходимо увеличить время на первом этапе, поэтому в ряде случаев вводится дополнительный этап - в его содержание включается новая информация, которая будет использоваться впоследствии. В процессе обучения новую  информацию обучающемуся необходимо излагать от простого к сложному, но при этом четко выделять самое главное - что подлежит обязательному усвоению. Этот этап  в определенной степени устраняет имеющиеся индивидуальные различия в знаниях обучающихся.

Преподаватель в течение всего занятия направляет деятельность обучаюшихся-корректирует ее. После первого и второго этапов выделяется 3 -4 минуты для того, чтобы обучающиеся могли задать преподавателювопросы.

Описанная методика позволяет более полно сочетать на учебном занятии индивидуальную и коллективную деятельность обучающихся,что позволяет добиться формирования общих и профессиональных компетенций  согласно требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Использованная литература

1 -Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова “Основы сестринского дела”, издание 10, дополненное и переработанное, г. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2011 г.

2 -  С.А. Мухина, И.И. Тарновская “Теоретические основы сестринского дела”, учебник, 2-е издание, исправленное и дополненное, г. Москва, “ГЭОТАР-Медия”, 2014 г.

3 - И.Х. Аббясов, С.И. Двойников, Л.А. Карасева “Основы сестринского дела”, под редакцией С.И. Двойникова, учебник, г. Москва, “Академия”, 2012 г.

4 - О.В. Чернова Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова,”Основы сестринского дела”, издание 10, дополненное и переработанное, г. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2011 г.

5 - В.Р.Вебер, Г.И. Чуваков, В.А. Лапотников, М.Н. Копина “Основы сестринского дела”, учебное пособие, серия “Медицина”, г. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2013 г.

6. Медицинский журнал “ Сестринское дело”, издатель ООО “ Современное сестринское дело” , г. Москва № 3 ,2013 г.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*