Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Сетевое взаимодействие как эффективное условие формирования профессио-нальных компетенций педагогов

15.02.2016 294 393
Павлова Антонина Ивановна
Павлова Антонина Ивановна, заведующий методическим кабинетом

Чудакова Любовь Ильинична
Чудакова Любовь Ильинична, преподаватель

Мезенский педагогический колледж

В основу развития современной системы профессионального образования заложены такие принципы, как открытость к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих инновационные подходы на практике. Эти принципы позволяет успешно реализовать модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений, предполагающая использование современных информационно-телекоммуникационных технологий, средств телекоммуникаций с использованием сети Интернет. Актуальность сетевого взаимодействия в сфере образования заключается в том, что при этом предоставляются технологии, позволяющие динамично развиваться образовательным организациям. При сетевом взаимодействии происходит не только обмен методическими материалами и инновационными разработками, но и реализуются совместные проекты, что в целом способствует формированию и развитию профессиональных компетенций всех его участников.

Мезенский педагогический колледж является участником региональной инновационной площадки по теме: «Развитие сетевого взаимодействия и освоение формата видеоконференцсвязи как важнейший фактор деятельности инновационных образовательных учреждений» (далее – ВКС). Основным направлением работы в рамках программы является «Моделирование индивидуальных и коллективных образовательных перспектив как способов саморазвития и развития образовательных траекторий личности с использованием ВКС-технологий и сетевого взаимодействия».   

На I этапе инновационной работы – организационно-диагностическом (сентябрь 2013 г. – июнь 2014 г.) – основное внимание было уделено созданию банка данных об актуальных и востребованных темах инновационной работы, определению основных направлений инновационной деятельности на основе мониторинга запросов педагогов Орловского и других регионов. Нами был проведен мониторинг среди учителей начальных классов г. Орла, Орловской области и студентов Мезенского педагогического колледжа о необходимости использования ИКТ-технологий  в педагогической работе.

Анкета для учителя

  1. Имеются ли в школе программы для внеурочной деятельности по ИКТ – технологиям?
  2. Использовали ли вы в своей работе данные программы?
  3. Хотели бы вы иметь в распоряжении данные программы?
  4. На ваш взгляд, хотели бы ученики заниматься во внеурочное время по информатике?

Анкета для студента

  1. Хотели бы вы использовать в своей педагогической практике программы по ИКТ – технологиям?
  2. Знакомы ли вы с современными требованиями разработки авторских программ?
  3. Хотели бы вы участвовать в разработке таких программ?
  4. Нужна ли вам методическая помощь при разработке авторских программ?

Мониторинг показал  недостаточность знаний в области ИКТ – технологий как у учителей начальных классов, так и у студентов. С целью повышения уровня ИКТ-компетентности студентов - будущих педагогов и на основании результатов мониторинга преподавателями информатики колледжа разработаны программы новых дисциплин вариативной части:

  • Компьютерная графика;
  • Икт-компетентность в профессиональной деятельности;
  • Web-технологии;
  • Внеурочная работа по информатике в начальной школе.

На основе результатов мониторинговых исследований определились следующие темы инновационной работы педагогов-новаторов: «Обучение информатике и географии на основе проектной методики в урочное и внеурочное время», «Использование лингвострановедческого материала для оптимизации процесса изучения иностранных  языков в педагогическом колледже», «Обучение студентов английскому языку в педагогическом колледже на основе личностно-ориентированного подхода», «Проектные методы в преподавании – основа формирования творческого мышления обучающихся».

Большое внимание было уделено вопросам управления инновационной деятельностью в колледже, которая осуществлялась на основе разработанных локальных актов: положения об инновационной работе; положения о работе педагога-новатора; программы мониторинга инновационной деятельности и др. В учреждении сложилась система внутриколледжного повышения квалификации педагогов в форме постоянно действующего семинара, проектно-исследовательских групп педагогов в рамках инновационной работы. Сложившаяся система положительно влияет на повышение уровня профессионального мастерства педагогов, на рост эффективности инновационной деятельности колледжа в целом.

Педагоги в сотрудничестве со студентами принимают активное участие в организации и проведении конференций в формате ВКС. Так, на одном из сеансов ВКС, организованном Фондом поддержки образования «Гимназический союз России», преподаватели и студенты колледжа представили опыт работы по теме: «Проектные методы в преподавании – основа формирования творческого мышления учащихся». В мероприятии приняли участие такие учреждения других регионов, как ФГКОУ Санкт-Петербургское суворовское военное училище», МОУ гимназия г. Болхов, МБОУ СОШ №9 (г. Усть-Илимск), БОУ ОО «Мезенский лицей». Педагоги представили проекты: «Выпускаем музыкальный журнал», «Мои любимые книжки Эриха Кестнера», «На вкус и цвет товарищей нет», «Суд над сигаретой»,  «Мой любимый уголок природы», «Братья наши меньшие», «У природы нет плохой погоды»,  «Мы - то, что мы едим», «Достопримечательности Франции»,  «Традиции и праздники Великобритании», «Мой родной /любимый город». Темы проектов и вопросы их организации очень заинтересовали всех участников конференции. 

Для распространения опыта работы был предложен бинарный урок, который подготовили преподаватели иностранного языка в сотрудничестве со студенткой 4 курса отделения иностранных языков, а также учителем начальных классов Мезенского лицея, который на протяжении многих лет  является базовым образовательным учреждением для прохождения педагогической практики студентами. Урок построен на материале УМК “Enjoy English”5-6 класс под редакцией М.З. Биболетовой, но может быть использован и в классе с преподаванием английского языка по другим УМК.  Урок представлял собой деловую игру,  которая является одним из эффективных приемов в обучении общению. Приближая речевую деятельность к естественным нормам, помогает  развивать навык общения, способствует эффективной обработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения. Урок построен по единой сюжетной линии «Путешествие в Лондон».

На базе  лицея №40 г. Орла педагоги колледжа  принимали активное участие в семинаре городского методического объединения, который был проведен в форме ВКС для учителей информатики г. Орла и Орловской области.  Педагоги предложили методические материалы по темам: «Формы контроля и возможные варианты его проведения» (подготовлены 4 контрольные работы (компьютерные тесты) по новым стандартам для 5 классов в помощь учителям информатики), «Новые  требования к аттестации педагогических работников по информатике». Кроме этого, педагоги-новаторы и студенты педагогического колледжа принимали участие в конференциях в формате ВКС по темам:

  • «Введение ФГОС 2 поколения. Особенности преподавания информатики и ИКТ»
  • «Современные проблемы информатизации образовательного процесса»
  • «Итоги ЕГЭ по русскому языку и литературе» и др.

Существенным преимуществом видеоконференцсвязи является возможность одновременно видеть и слышать собеседника на экране, работать одновременно с несколькими аудиториями, расположенными в различных географических точках: читать курсы лекций, проводить семинары и практические занятия. При этом создаётся эффект непосредственного общения. ВКС в настоящее время становится основой для создания единого сообщества образовательных учреждений, позволяющей обмениваться опытом, проводить мастер-классы  и конференции независимо от территориального нахождения участников образовательного процесса. ВКС как технология включает не только традиционные для всех форм дистанционного обучения принципы. Мы можем выделить такие специфические принципы, как общение «здесь и сейчас», персонификация высказываний, максимальное число деловых контактов и  общения с различными людьми, активное участие в происходящем, уважение и доброжелательное отношение ко всем участникам конференции, постоянная обратная связь, диалогизация взаимодействия, то есть равноправное полноценное межличностное общение.

Однако при участии в конференциях в формате ВКС был выявлен ряд проблем,  основанных на технических, методических и психолого-педагогических особенностях данного вида коммуникации: требованиях к искусству общения,  навыкам демонстрации и передачи иллюстрационного материала, временной проработке сценария занятия, психологической подготовке лектора, к слайдам и печатным иллюстрациям (контрастность, компоновка и т.п.). Есть общие «законы жанра», касающиеся особого характера восприятия учебной информации с экрана. Необходим видеоряд, выстроенный методически грамотно и технически квалифицированно, формат «говорящей головы» педагогически малоэффективен.  Лектор обязан выполнять функции помощника восприятия информации, а не поставщика. Принимающая сторона также должна иметь минимум знаний о средствах дистанционной связи и особенностях работы.

На II этапе инновационной работы - опытно-поисковом, формирующем  (сентябрь 2014 г. – июнь 2015 г.) основное внимание было уделено разработке одной из выявленных на 1 этапе актуальных тем инновационной работы: «Внеурочная работа по информатике в начальной школе» (Чудакова Л.И., Давидюк О.И.).

В 2014-2015 учебном году наибольшее внимание педагогами-новаторами уделялось разработке программ по внеурочной деятельности в начальной школе с использованием ИКТ-технологий, изучению проектной методики и её использованию в урочное и внеурочное время в процессе формирования компетентностной личности будущего специалиста. Данное направление является актуальным и востребованным в практической деятельности образовательных организаций не только Орловского региона, но и на межрегиональном уровне.

Педагоги принимали активное участие в фестивале региональных инновационных площадок Орловской области «Инновационное образование региона в пространстве будущего России», который проходил 16 декабря 2015 г. на базе МБОУ – средняя общеобразовательная школа №50 г. Орла. Каждым педагогом-новатором колледжа на выставку был представлен отчёт о работе, методические и диагностические материалы,  результаты мониторинга, фотоочёты. Выставка материалов вызвала большой интерес у участников фестиваля. Являясь участниками презентационной площадки №3, педагоги представили доклад «Сетевое взаимодействие – эффективное условие формирования профессиональных компетенций будущего специалиста (опыт работы)».

Колледж имеет большой опыт участия в Интернет – олимпиадах. На протяжении последних четырёх лет студенты Мезенского педагогического колледжа принимают участие в Международной олимпиаде профессионального мастерства учреждений высшего и среднего профессионального образования по направлению «Сетевое и системное администрирование». Студенты получают сертификаты, а их руководители -  благодарственные письма. Также ежегодно обучающиеся принимают активное участие в дистанционных олимпиадах на сайтах «Продлёнка», «Инфоурок» и др. Только в период с октября по декабрь 2015 г. 74 студента колледжа стали участниками дистанционных олимпиад, из них 27 стали победителями, 34 – призёрами.

Научное студенческое общество колледжа, являясь членом Всероссийского студенческого научного общества, принимает участие в онлайн конкурсах, играх. Так, команда колледжа (6 участников) приняла участие в V Всероссийском турнире по интеллектуальным играм «Rara Avis» для обучающихся системы среднего профессионального образования, который состоялся 21 октября 2015 года на базе ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж».  Игра «Что? Где? Когда?» проходила в онлайн режиме. Команда колледжа заняла третье место.

Таким образом, участие в региональной инновационной площадке по сетевому взаимодействию способствует росту профессионального мастерства педагогов колледжа. Мониторинг сформированности профессиональных компетенций педагогов-новаторов, их готовности и способности участвовать в инновационной деятельности показал, что каждый педагог-новатор:

- разработал индивидуальный маршрут профессионального развития в форме плана индивидуального развития, в котором отражены основные направления  деятельности в урочное и внеурочное время по выбранным актуальным темам (проектная деятельность; внеурочная работа в начальной школе);

- изучает современную научно-методическую литературу отечественных и зарубежных авторов (составлены списки литературы по выбранной теме);

- изучает результативный опыт педагогов колледжа, Орловского региона, РФ (участвует в семинарах, педагогических чтениях, конференциях и др., о чём свидетельствуют публикации);

- владеет информационно-коммуникационными технологиями и активно использует их в профессиональной деятельности, в частности, участвуя в интегрированных сеансах в формате ВКС-связи;

- распространяет положительный опыт своей работы на разных уровнях (публикации, очное и заочное участие в мероприятиях, в том числе в формате ВКС).

В Орловской области ежегодно подводятся итоги конкурсного отбора талантливой молодежи  и конкурсного отбора лучших учителей и иных педагогических работников образовательных организаций и талантливой молодёжи на Грант Губернатора Орловской области. Два преподавателя (педагоги-новаторы Левина О.И., Бухтеева О.А.), а также студентка 4 курса  Уварова И. (в номинации "Социально-значимая и общественная деятельность") стали победителями этого конкурса. Следует отметить увеличение количества публикаций всех педагогов более чем в 2 раза за период участия в работе региональной инновационной площадки. Так, в 2013 году шестью педагогами-новаторами опубликована 31 работа, в 2014 году - 66 работ. Увеличилось количество региональных мероприятий, в которых приняли участие педагоги-новаторы: с 4 (2013 г.) до 14 (2014 г.); всероссийских, международных мероприятий - с 2 (2013 г.) до 45 (2014 г.). Участие преподавателей и студентов в сетевых сообществах в рамках видеоконференцсвязи свидетельствует об их высоком профессиональном уровне. Инновационная работа показывает высокую значимость сетевых технологий в формировании профессиональных компетенций студентов и преподавателей Мезенского педагогического колледжа.

Вышеперечисленные направления работы позволяют педагогам моделировать индивидуальные и коллективные образовательные перспективы как способы саморазвития и развития образовательных траекторий личности с использованием ВКС - технологий и сетевого взаимодействия. Изучение проектной методики и её использование в урочное и внеурочное время, разработка программ по внеурочной деятельности в начальной школе с использованием ИКТ-технологий  является актуальным и востребованным в практической деятельности образовательных организации. Научно-исследовательская работа педагогов-новаторов Мезенского педагогического колледжа по этим направлениям и участие в работе на основе сетевого взаимодействия и освоения формата ВКС способствует повышению уровня их мастерства, профессиональному становлению студентов – будущих специалистов.

Проделанная организационно-диагностическая работа в колледже на 1, 2 этапах региональной площадки «Развитие сетевого взаимодействия и освоение формата видеоконференцсвязи как важнейший фактор деятельности инновационных образовательных учреждений» свидетельствует об эффективности инновационной деятельности, целесообразности продолжения инновации, перспективах дальнейших исследований.

Список литературы

  1. Бабанова, И.А. Инновационные подходы к активизации деятельности обучающихся [Текст] / И.А. Бабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2015. – № 3. – С.32 – 34.
  2. Леонова, Л.В. применение метода проектов в учебном заведении нового типа [Текст] / Л.В. Леонова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – № 6. – С.55 – 57.
  3. Сас, Н.Н. Процесс инновационного управления учебным заведением: понятие, содержание, этапы [Текст] / Н.Н. Сас // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2015. – № 3. – С. 28 – 31.
  4. Фёдорова, Г.А. Профессиональная подготовка учителей к реализации дистанционных образовательных технологий в современной школе [Текст] / Г.А. Фёдорова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2015. – № 1. – С.35 – 37.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*