Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ основу развития современной системы профессионального образования заложены такие принципы, как открытость к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих инновационные подходы на практике. Эти принципы позволяет успешно реализовать модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений, предполагающая использование современных информационно-телекоммуникационных технологий, средств телекоммуникаций с использованием сети Интернет. Актуальность сетевого взаимодействия в сфере образования заключается в том, что при этом предоставляются технологии, позволяющие динамично развиваться образовательным организациям. При сетевом взаимодействии происходит не только обмен методическими материалами и инновационными разработками, но и реализуются совместные проекты, что в целом способствует формированию и развитию профессиональных компетенций всех его участников.
Мезенский педагогический колледж является участником региональной инновационной площадки по теме: «Развитие сетевого взаимодействия и освоение формата видеоконференцсвязи как важнейший фактор деятельности инновационных образовательных учреждений» (далее – ВКС). Основным направлением работы в рамках программы является «Моделирование индивидуальных и коллективных образовательных перспектив как способов саморазвития и развития образовательных траекторий личности с использованием ВКС-технологий и сетевого взаимодействия».
На I этапе инновационной работы – организационно-диагностическом (сентябрь 2013 г. – июнь 2014 г.) – основное внимание было уделено созданию банка данных об актуальных и востребованных темах инновационной работы, определению основных направлений инновационной деятельности на основе мониторинга запросов педагогов Орловского и других регионов. Нами был проведен мониторинг среди учителей начальных классов г. Орла, Орловской области и студентов Мезенского педагогического колледжа о необходимости использования ИКТ-технологий в педагогической работе.
Анкета для учителя
Анкета для студента
Мониторинг показал недостаточность знаний в области ИКТ – технологий как у учителей начальных классов, так и у студентов. С целью повышения уровня ИКТ-компетентности студентов - будущих педагогов и на основании результатов мониторинга преподавателями информатики колледжа разработаны программы новых дисциплин вариативной части:
На основе результатов мониторинговых исследований определились следующие темы инновационной работы педагогов-новаторов: «Обучение информатике и географии на основе проектной методики в урочное и внеурочное время», «Использование лингвострановедческого материала для оптимизации процесса изучения иностранных языков в педагогическом колледже», «Обучение студентов английскому языку в педагогическом колледже на основе личностно-ориентированного подхода», «Проектные методы в преподавании – основа формирования творческого мышления обучающихся».
Большое внимание было уделено вопросам управления инновационной деятельностью в колледже, которая осуществлялась на основе разработанных локальных актов: положения об инновационной работе; положения о работе педагога-новатора; программы мониторинга инновационной деятельности и др. В учреждении сложилась система внутриколледжного повышения квалификации педагогов в форме постоянно действующего семинара, проектно-исследовательских групп педагогов в рамках инновационной работы. Сложившаяся система положительно влияет на повышение уровня профессионального мастерства педагогов, на рост эффективности инновационной деятельности колледжа в целом.
Педагоги в сотрудничестве со студентами принимают активное участие в организации и проведении конференций в формате ВКС. Так, на одном из сеансов ВКС, организованном Фондом поддержки образования «Гимназический союз России», преподаватели и студенты колледжа представили опыт работы по теме: «Проектные методы в преподавании – основа формирования творческого мышления учащихся». В мероприятии приняли участие такие учреждения других регионов, как ФГКОУ Санкт-Петербургское суворовское военное училище», МОУ гимназия г. Болхов, МБОУ СОШ №9 (г. Усть-Илимск), БОУ ОО «Мезенский лицей». Педагоги представили проекты: «Выпускаем музыкальный журнал», «Мои любимые книжки Эриха Кестнера», «На вкус и цвет товарищей нет», «Суд над сигаретой», «Мой любимый уголок природы», «Братья наши меньшие», «У природы нет плохой погоды», «Мы - то, что мы едим», «Достопримечательности Франции», «Традиции и праздники Великобритании», «Мой родной /любимый город». Темы проектов и вопросы их организации очень заинтересовали всех участников конференции.
Для распространения опыта работы был предложен бинарный урок, который подготовили преподаватели иностранного языка в сотрудничестве со студенткой 4 курса отделения иностранных языков, а также учителем начальных классов Мезенского лицея, который на протяжении многих лет является базовым образовательным учреждением для прохождения педагогической практики студентами. Урок построен на материале УМК “Enjoy English”5-6 класс под редакцией М.З. Биболетовой, но может быть использован и в классе с преподаванием английского языка по другим УМК. Урок представлял собой деловую игру, которая является одним из эффективных приемов в обучении общению. Приближая речевую деятельность к естественным нормам, помогает развивать навык общения, способствует эффективной обработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения. Урок построен по единой сюжетной линии «Путешествие в Лондон».
На базе лицея №40 г. Орла педагоги колледжа принимали активное участие в семинаре городского методического объединения, который был проведен в форме ВКС для учителей информатики г. Орла и Орловской области. Педагоги предложили методические материалы по темам: «Формы контроля и возможные варианты его проведения» (подготовлены 4 контрольные работы (компьютерные тесты) по новым стандартам для 5 классов в помощь учителям информатики), «Новые требования к аттестации педагогических работников по информатике». Кроме этого, педагоги-новаторы и студенты педагогического колледжа принимали участие в конференциях в формате ВКС по темам:
Существенным преимуществом видеоконференцсвязи является возможность одновременно видеть и слышать собеседника на экране, работать одновременно с несколькими аудиториями, расположенными в различных географических точках: читать курсы лекций, проводить семинары и практические занятия. При этом создаётся эффект непосредственного общения. ВКС в настоящее время становится основой для создания единого сообщества образовательных учреждений, позволяющей обмениваться опытом, проводить мастер-классы и конференции независимо от территориального нахождения участников образовательного процесса. ВКС как технология включает не только традиционные для всех форм дистанционного обучения принципы. Мы можем выделить такие специфические принципы, как общение «здесь и сейчас», персонификация высказываний, максимальное число деловых контактов и общения с различными людьми, активное участие в происходящем, уважение и доброжелательное отношение ко всем участникам конференции, постоянная обратная связь, диалогизация взаимодействия, то есть равноправное полноценное межличностное общение.
Однако при участии в конференциях в формате ВКС был выявлен ряд проблем, основанных на технических, методических и психолого-педагогических особенностях данного вида коммуникации: требованиях к искусству общения, навыкам демонстрации и передачи иллюстрационного материала, временной проработке сценария занятия, психологической подготовке лектора, к слайдам и печатным иллюстрациям (контрастность, компоновка и т.п.). Есть общие «законы жанра», касающиеся особого характера восприятия учебной информации с экрана. Необходим видеоряд, выстроенный методически грамотно и технически квалифицированно, формат «говорящей головы» педагогически малоэффективен. Лектор обязан выполнять функции помощника восприятия информации, а не поставщика. Принимающая сторона также должна иметь минимум знаний о средствах дистанционной связи и особенностях работы.
На II этапе инновационной работы - опытно-поисковом, формирующем (сентябрь 2014 г. – июнь 2015 г.) основное внимание было уделено разработке одной из выявленных на 1 этапе актуальных тем инновационной работы: «Внеурочная работа по информатике в начальной школе» (Чудакова Л.И., Давидюк О.И.).
В 2014-2015 учебном году наибольшее внимание педагогами-новаторами уделялось разработке программ по внеурочной деятельности в начальной школе с использованием ИКТ-технологий, изучению проектной методики и её использованию в урочное и внеурочное время в процессе формирования компетентностной личности будущего специалиста. Данное направление является актуальным и востребованным в практической деятельности образовательных организаций не только Орловского региона, но и на межрегиональном уровне.
Педагоги принимали активное участие в фестивале региональных инновационных площадок Орловской области «Инновационное образование региона в пространстве будущего России», который проходил 16 декабря 2015 г. на базе МБОУ – средняя общеобразовательная школа №50 г. Орла. Каждым педагогом-новатором колледжа на выставку был представлен отчёт о работе, методические и диагностические материалы, результаты мониторинга, фотоочёты. Выставка материалов вызвала большой интерес у участников фестиваля. Являясь участниками презентационной площадки №3, педагоги представили доклад «Сетевое взаимодействие – эффективное условие формирования профессиональных компетенций будущего специалиста (опыт работы)».
Колледж имеет большой опыт участия в Интернет – олимпиадах. На протяжении последних четырёх лет студенты Мезенского педагогического колледжа принимают участие в Международной олимпиаде профессионального мастерства учреждений высшего и среднего профессионального образования по направлению «Сетевое и системное администрирование». Студенты получают сертификаты, а их руководители - благодарственные письма. Также ежегодно обучающиеся принимают активное участие в дистанционных олимпиадах на сайтах «Продлёнка», «Инфоурок» и др. Только в период с октября по декабрь 2015 г. 74 студента колледжа стали участниками дистанционных олимпиад, из них 27 стали победителями, 34 – призёрами.
Научное студенческое общество колледжа, являясь членом Всероссийского студенческого научного общества, принимает участие в онлайн конкурсах, играх. Так, команда колледжа (6 участников) приняла участие в V Всероссийском турнире по интеллектуальным играм «Rara Avis» для обучающихся системы среднего профессионального образования, который состоялся 21 октября 2015 года на базе ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж». Игра «Что? Где? Когда?» проходила в онлайн режиме. Команда колледжа заняла третье место.
Таким образом, участие в региональной инновационной площадке по сетевому взаимодействию способствует росту профессионального мастерства педагогов колледжа. Мониторинг сформированности профессиональных компетенций педагогов-новаторов, их готовности и способности участвовать в инновационной деятельности показал, что каждый педагог-новатор:
- разработал индивидуальный маршрут профессионального развития в форме плана индивидуального развития, в котором отражены основные направления деятельности в урочное и внеурочное время по выбранным актуальным темам (проектная деятельность; внеурочная работа в начальной школе);
- изучает современную научно-методическую литературу отечественных и зарубежных авторов (составлены списки литературы по выбранной теме);
- изучает результативный опыт педагогов колледжа, Орловского региона, РФ (участвует в семинарах, педагогических чтениях, конференциях и др., о чём свидетельствуют публикации);
- владеет информационно-коммуникационными технологиями и активно использует их в профессиональной деятельности, в частности, участвуя в интегрированных сеансах в формате ВКС-связи;
- распространяет положительный опыт своей работы на разных уровнях (публикации, очное и заочное участие в мероприятиях, в том числе в формате ВКС).
В Орловской области ежегодно подводятся итоги конкурсного отбора талантливой молодежи и конкурсного отбора лучших учителей и иных педагогических работников образовательных организаций и талантливой молодёжи на Грант Губернатора Орловской области. Два преподавателя (педагоги-новаторы Левина О.И., Бухтеева О.А.), а также студентка 4 курса Уварова И. (в номинации "Социально-значимая и общественная деятельность") стали победителями этого конкурса. Следует отметить увеличение количества публикаций всех педагогов более чем в 2 раза за период участия в работе региональной инновационной площадки. Так, в 2013 году шестью педагогами-новаторами опубликована 31 работа, в 2014 году - 66 работ. Увеличилось количество региональных мероприятий, в которых приняли участие педагоги-новаторы: с 4 (2013 г.) до 14 (2014 г.); всероссийских, международных мероприятий - с 2 (2013 г.) до 45 (2014 г.). Участие преподавателей и студентов в сетевых сообществах в рамках видеоконференцсвязи свидетельствует об их высоком профессиональном уровне. Инновационная работа показывает высокую значимость сетевых технологий в формировании профессиональных компетенций студентов и преподавателей Мезенского педагогического колледжа.
Вышеперечисленные направления работы позволяют педагогам моделировать индивидуальные и коллективные образовательные перспективы как способы саморазвития и развития образовательных траекторий личности с использованием ВКС - технологий и сетевого взаимодействия. Изучение проектной методики и её использование в урочное и внеурочное время, разработка программ по внеурочной деятельности в начальной школе с использованием ИКТ-технологий является актуальным и востребованным в практической деятельности образовательных организации. Научно-исследовательская работа педагогов-новаторов Мезенского педагогического колледжа по этим направлениям и участие в работе на основе сетевого взаимодействия и освоения формата ВКС способствует повышению уровня их мастерства, профессиональному становлению студентов – будущих специалистов.
Проделанная организационно-диагностическая работа в колледже на 1, 2 этапах региональной площадки «Развитие сетевого взаимодействия и освоение формата видеоконференцсвязи как важнейший фактор деятельности инновационных образовательных учреждений» свидетельствует об эффективности инновационной деятельности, целесообразности продолжения инновации, перспективах дальнейших исследований.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.