Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение игровых методов в опыте преподавания экономических дисциплин

15.02.2016 1288 5321
Байкова Наталья Викторовна
Байкова Наталья Викторовна, преподаватель экономических дисциплин

Краснодарский технический колледж

Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры животных, детей и взрослых. Каковы же биологические функции игры? Это: выход избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и разрядке; тренировка перед серьезным делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний.

Ни одно из приведенных объяснений не отвечает на вопрос "Но в чем же, все таки "соль" игры?". Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему публичное состязание повергает в неистовство тысячеголовую толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И все же как раз в этой интенсивности, в этой способности приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконное качество. Логический рассудок говорит нам, что Природа могла бы дать своим детям все эти полезные биологические функции разрядки избыточной энергии и пр. в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам Игру, с ее напряжением, с ее радостью, с ее шуткой и забавой.

Что даёт игра людям? Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.

Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.

Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

Игра дает возможность создать и сплотить коллектив.

Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм.

Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.

Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.

Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других.

Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.

Игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.

Игра дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.

Игра дает радость общения с единомышленниками.

Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Известно, что структуру учебного процесса составляют лекции, практические и лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование, производственные и учебные прак­тики, зачеты и экзамены. Это - годами, десятилетиями отра­ботанная форма, и вносить здесь какие-либо изменения трудно, Поэтому на настоящем этапе об играх, несмотря на их значение, можно говорить лишь в том плане, с какой частью учебного процесса они могут законно соединяться.

Известно,   что  лучше   воспринимается   информация,   к которой студент испытывает интерес. Хорошо организо­ванная деловая игра вызывает этот интерес, и он может сохраниться на протяжении всего обучения в учебном заведении, а воз­можно, и всей жизни. Это дает возможность преодолеть недостатки современных методов обучения.

Современные студенты «задыхаются» от информаци­онного «вала», за огромным массивом учебной информации и растущими требованиями они нередко теряют главное, то, за чем они пришли учиться, утрачивают видение своей специальности, которое растворяется в десятках учебных предметов, изучаемых к тому же традиционны­ми (как правило, информационными) методами.

Актуальная задача современного учебного заведения — пе­реход от экстенсивных к интенсивным методам обучения, характеризующимся не расширением перечня дисциплин, а углублением, ускорением и оживлением самого процес­са обучения.

Деловые игры способствуют решению этой задачи. В них отражается динамика будущей профессиональной деятельности, ее особенности, сложности и основные проблемы. Студенты привыкают к будущей специально­сти, обретают свое профессиональное лицо, испытывают удовлетворение от постижения профессии, приобретая та­кой опыт, который формируется только в процессе выпол­нения профессиональных функций. С помощью деловых игр можно проигрывать профессиональные ситуации с ти­повыми ошибками, а затем подвергать их многопланово­му анализу. Такие ситуации хорошо запоминаются, и это снижает вероятность повторения ошибок в профессиональной деятельности.

Хорошо продуманная игра выявляет закономерности профессиональной деятельности и закономерности усвое­ния студентами теоретического материала, поэтому ее обучающий эффект достаточно высок.

Эмоционально-значимые фрагменты игрового обще­ния, остроумные решения, элементы рационального анализа могут стать своеобразными опорными сигналами для запоминания и использования полученной информации в дальнейшей профессиональной деятельности.

Нередко люди говорят: «Я люблю свою профессию, люблю свою работу...» Но при этом часто не могут объяс­нить причину этой любви. Думается, что любовь к про­фессии вырастает из тех эмоциональных переживаний, которые испытываются в профессиональных межличност­ных отношениях. Эти профессиональные переживания можно испытать не  только в реальной деятельности, но и в ситуации, моделируемой в игре. В этом смысле она становится эффективным   средством    воздействия на эмоциональную сферу студентов.

 Кроме того, студенты получают удовлетворение от достижения взаимопонимания с партнерами, глубокого самопознания, обнаруживают сходство интересов c преподавателем.

Людям вообще свойственно исследовательское отношение к жизненным обстоятельствам, а игра предоставляет широкие возможности для  многоплановой перепроверки  своих устоявшихся  взглядов  и  убеждёний. Информация  поступает участникам  игр по многим каналам. Ее неоднократно повторяют, она приобретает определенную сценическую форму, с различных позиций оценивают, «примеряют» к анализируемой ситуации   Результатом всего этого являются глубокие знания и стабильные навыки студентов.

Можно утверждать, что хорошо организованное игровое занятие   демонстрирует   интересные,   яркие   стороны той  или иной специальности. Это ориентирует студентов в узкой специализации, способствует формированию стойкого познавательного интереса ко всему, что связано с будущей профессией.

Деловая  игра раскрывает личностный  потенциал студента:  каждый участник может продиагностировать  собственные возможности в отдельности,   в   совместной деятельности с другими участниками. Студенты становятся творцами не только профессиональных ситуаций, но и создателями собственной личности Они решают задачи самоуправления, ищут пути и средства оптимизации профессионального общения,  выявляют свои недостатки и предпринимают меры по их устранению. В этом им помогает преподаватель.

Трансформация личностных качеств студентов проис­ходит па всех уровнях подготовки и проведения деловой игры. Перед студентами ставится цель вжиться  в образ специалиста, роль которого   они   будут   выполнять.   При подготовке игры преподаватель, как правило, рекоменду­ет им попытаться мыслить за   своего   персонажа,   проду­мать подготовительный этап так, как   продумал   бы   его специалист. Происходит своеобразный   перенос   ролевых качеств персонажа на студента — исполнителя роли, он привыкает к необходимости овладения этими качествами. В то же время студент   учится   преодолевать   трудности вербального (словесного) и невербального (языка жестов) общения. Поведенческий   материал   исполнителей   ролей является основой для проверки различных гипотез пове­дения и реакций партнеров, в игровых формах могут про­веряться версии о результативности того пли иного такти­ческого приема. Так постепенно, от игры к игре форми­руется будущий специалист, формируется стиль его про­фессиональной деятельности.

Профессиональный стиль складывается из положи­тельных стереотипов, умение ими пользоваться в соответствующих ситуациях обеспечивает творческий подход к решению нестандартных задач. Эти стереотипы позволя­ют использовать имеющиеся у специалиста приемы и ме­тоды, выработанные в процессе проведения деловых игр. Деловой игрой можно диагностировать не только де­ловые качества ее участников, но и типовое развитие отдельных производственных (следственных) ситуаций. По­добные занятия становятся своеобразной проверкой приемов и методов профессиональной деятельности.

Игра может быть рассмотрена и как средство групповой психотерапии, потому что на участника игры оказывает эффективное воздействие атмосфера группы, группового сотрудничества и поддержки. Он учится пре­одолевать психологические барьеры в общении с различными людьми, совершенствовать качества своей личности: устранять те из них, которые препятствуют эффективному исполнению профессиональных функций, например, замкнутость, несдержанность и др.

Игры не подменяют собой лекции, но в лекционные курсы специальных дисциплин можно включать раздел, раскры­вающий содержание и методику их проведения.

Игры могут применяться при курсовом проектировании по экономическим  дисциплинам, например, по теме «Организации автомобильных перевозок». Известно, что каждый преподаватель стремится разнообразить задания на курсовой проект, чтобы повысить самостоятельность студентов. Однако, цель не всегда достигается. Интереснее, если группе выдать одинаковые задания и провести игру на лучший вариант их защиты. Такой метод, несомненно, потребует самостоятельной творческой активности от студентов в выборе наиболее эффективного решения. Положительно здесь еще и то, что в ходе обсуждения итогов определенный урок получит и тот, кто менее справился с заданием, ибо он услышит о своих ошибках и путях их исправления.

Еще большее количество тем возникает при дипломном проектировании. Здесь возможен не только выбор наилучших вариантов, но и выполнение комплексной игры по широкой проблеме с участием студентов, при предварительном ее проведении в конкретной производственной обстановке. Это одно из немаловажных условий повышения реальности дипломных проектов.

Допустимо, когда самостоятельными темами дипломных проектов являются методические разработки ситуационных  игр по разным направлениям, которые в дальнейшем могут получить практическое использование студентами младших курсов.

Желательно, чтобы широкое применение деловых игр нашло свое место в практике студентов на различных предприятиях и в организациях, чтобы в них приняли участие работники этих предприятий. Вначале они носят характер обшей теоретической направленности, поскольку сразу привлечь практических работ­ников - задача трудная, а в дальнейшем строятся так, чтобы на них решались отдельные конкретные вопросы, представляю­щие технический, организационный, экономический и хозяйственный интерес для руководства предприятий и организаций. Это позволит привлечь к участию в деловых играх людей, непосредственно свя­занных с производством. Такие игры, во-первых, помогут студентам не только ближе прочувствовать производственную атмосферу завода, организации, ритм предприятия, но и по возможности принять личное участие в решении тех или иных вопро­сов по их совершенствованию; во-вторых, устанавливается бо­лее тесный рабочий контакт студентов с инженерно-техничес­кими работниками и служащими; в-третьих, деловые игры со­действуют изучению производственного опыта не только сту­дентами, но и предприятием, при условии, что в период деловой игры решались задачи,  представляющие практический интерес для производства.

Приступая к дипломному проектированию, студент, как правило, получает узкую тему, которая могла быть частью ранее проведенной игры. Поэтому, если он принимал в ней ак­тивное участие, можно сказать, что у него уже есть опыт подготовки и защиты дипломного проекта.

В дальнейшем совершенствовании учебного процесса при дипломном проектировании следует планировать выдачу группе студентов комплексных реальных тем по заявкам предприятий и организаций. Выполнение таких заявок и проведение по ним деловой игры станет серьезной формой качественной подготов­ки дипломных проектов и проверкой реальности решения задач, поставленных в заявках предприятий. Еще лучше, если защита дипломных проектов проводится на основе деловой игры сов­местно с представителями заказчика. В данном случае есть возможность выслушать их мнение, замечания и предложения, которые можно учесть при подведении итогов дипломного про­ектирования и разработки мероприятий для его совершенствования. В ходе деловой игры студент не только обучается способам воспроизведения и изучения проблем управления там, где раз­ные интересы и ресурсы увязаны в одной системе, которую дает нам игровая модель, стремится глубже и полнее понять особенности  функционирования и развития предприятия, но и проводит научно-исследовательскую работу по выяснению прин­ципиально новых производственно-экономических связей, кото­рые раньше не были известны.

Не рекомендуется повторять один и тот же вариант игр в течение нескольких лет, хотя меняющийся каждый год контингент студентов позволяет это делать. Но деловые игры потому называются ситуационными, что по своей сущности они не могут рассматривать застывшую на годы ситуацию, ибо она постоянно меняется.

Даже если вы захотите повторно проиграть старый вариант, то только новый цифровой материал заставит вас изменить основные элементы и этапы проведения. В процессе самой игры по уже подготовленному и отработанному  материалу могут возникнуть ситуации, которые никто не предполагал. В данном  случае  их  надо  решать  сразу  во   время  игры  или    взять как  материал для  других   вариантов деловой  игры.

Организация игры является наиболее интересным для участников и наиболее сложным для ведущих. Какой бы полной и всеобъемлющей не была картина моделируемого мира, как бы не были хороши правила и подготовка игроков - все равно, проведение игры требует от ведущих большого физического и интеллектуального напряжения.

При проведении игры, ведущий должен регулировать ее ход, контролировать соблюдение правил и выполнять роль арбитра при возникновении спорных ситуаций. Чаще всего необходимо обслуживание игры несколькими ведущими, особенно при проведении масштабных игр. В этом случае важны единодушие и компетентность ведущих в трактовке правил и картины мира. Авторитет ведущего должен быть непререкаем.

Цели игры: дидактическая –

а) применить знания в новых условиях,

б) осуществить контроль знаний,

в) выработать у студентов интерес к самому предмету.

Содержание учебного материала экономических дисциплин представляет широкие возможности для использования игр  как во время теоретических занятий, так и во время практических занятий, зачетов, курсового и дипломного проектирования.  В литературе имеются описания игр разного вида  на экономические темы:

- Формирование  плана предприятия;

- Стратегия цеха;

- Цех на арендном подряде;

- Моделирование идеального руководителя;

- Коммерсант;

- ИМРЕКС (имитационное моделирование рыночной экономической стратегии)  и др.

Однако,  нельзя использовать готовые игры без адаптации  к современным условиям, к конкретной отрасли, к уровню подготовки студентов и к отводимому на игру времени. Так, например, деловая игра «Выборы руководителя» в МДК 02.01 Управление коллективом исполнителей по замыслу авторов требует 6-8 часов учебного времени, что сложно не только в смысле дефицита времени, но и организационно (необходимо изменять расписание занятий).

С целью экономии времени  рекомендую применять в учебном процессе  короткие фрагменты игры, которые можно использовать  практически на каждом занятии по экономике.  Например, при изложении нового материала можно проводить «мозговую атаку» на тему «Пути повышения производительности труда», «Пути снижения себестоимости продукции» и т.д. При проведении зачета можно использовать игру типа телевизионной викторины «Дальше, дальше, дальше…»,  экономический брэйнринг.   Такие варианты игр я использую в своей работе в ГБПОУ КК «Краснодарский технический колледж».

Кроме того, в колледже можно проводить внеклассные мероприятия в рамках «Недели экономики», которые построены по игровому принципу - это экономические КВН, экономические  игры «Что? Где? Когда?» и др. Опыт работы Краснодарского технического колледжа показал, что такие мероприятия вызывают огромный интерес  студентов и  способствует пробуждению  интереса к  экономическим дисциплинам, что в конечном итоге приводит к повышению эффективности обучения.

Литература:

  1. Крюков М.М., Крюкова Л.И. Принципы отражения экономической действительности в деловых играх, М., 2008.
  2. Третьяков В. Деловая игра как средство творения образа, Almamater № 3 - 2001.
  3. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра, уч.пособ. для студ., МГУ - 1989.
  4. Вербитский А.А., Борисова Н.В. Методологические рекомендации по проведению деловых игр, М., 2010.
  5. Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх, Сб. ролевых игр, М., 2001.
  6. Игровое моделирование: методология и практика, сб.под рук. Ладенко И.С., Новосибирск: Наука, 2007.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*