Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Педагогическое обеспечение реализации мультимедиа технологий

30.01.2012 265 2075
Кожемяко Ирина Леонидовна
Кожемяко Ирина Леонидовна, преподаватель, заслуженный учитель РФ, к.п.н.

Кожемяко Николай Николаевич
Кожемяко Николай Николаевич, директор, заслуженный учитель РФ

Мариинский политехнический техникум

В соответствие с требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО)  назрела необходимость в разработке педагогического обеспечения реализации мультимедиа технологий как средств учебного назначения в прикладном аспекте к конкретной предметной области.


Педагогические цели реализации мультимедиа технологий определяются  возможностью использования интенсивных форм и методов профессионального обучения, повышения мотивации обучения за счет применения современных средств обработки аудиовизуальной информации, повышения уровня эмоционального восприятия информации, умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности по сбору и обработке аудиовизуальной информации. Данные технологии будут способствовать достижению образовательных, развивающих и воспитательных це­лей в том случае, если обучающиеся, обу­чившись основным приемам, станут активно, само­стоятельно и творчески использовать мультимедиа технологии как ин­струмент активизации познавательно-профессиональной деятельности.


Поскольку предметом нашего исследования является активизация познавательно-профессиональной деятельности обучающихся, то и педагогическое обеспечение реализации мультимедиа технологий будет рассматриваться с учетом формирования профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности, а также инициирования активности, усиления самостоятельности и побуждения обучающихся к творчеству. Использование мультимедиа технологий в учебном процессе носит фрагментарный характер, то ли по причине приверженности к классическим методам и формам обучения, то ли недостаточного владения компьютером, недооценки психолого-педагогического значения данных технологий [3]. В этой связи изучение педагогического обеспечения в общенаучном контексте позволит более точно выделить его функции относительно реализации мультимедиа технологий, такие как мотивационная, информационная, технологическая, организационная, обучающая, контролирующая, корректирующая, коммуникативная, рефлексивная и прогнозирующая.


Таблица 1.

Функции педагогического обеспечения реализации мультимедиа технологий

Название

Назначение функции

Мотивационная

Внедрение мультимедиа технологий создает основания для активизации познавательно-профессиональной деятельности за счет: возможности использовать на производственной практике (по профилю специальности, преддипломная) психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению способностями самостоятельно приобретать новые умения, знания, практический опыт;; выдвижения нового объективного критерия оценки своей деятельности; создания возможности творчества (презентации и разработка новых конструкций изделий, расчет оптимального расхода материалов); создания атмосферы сотрудничества в группе, установление эмоционального контакта.

Информационная

Применение компьютеров преподавателем, руководителем практики в процессе обучения дисциплинам профессионального цикла, освоению профессиональных модулей позволяет учитывать функции компьютера в обучении [1,3]

Технологическая

Является интегральной характеристикой целостной личности обучающихся, предполагающей ее компьютерную направленность, мотивацию к усвоению соответствующих знаний и уме­ний, способность к решению производственных  задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники, владение приемами компьютерно­го мышления [2].

Организационная

Содержит общие сведения о профессиональном цикле, профессиональных модулях; сроки изучения; график прохождения материала модулей; учебных и производственных практик, формы и время отчетности; график проведения практических и семинарских занятий, курсового, дипломного проектирования с использованием мультимедиа технологий [4].

Обучающая

Развитие самостоятельности и самоорганизации, творческих способностей обучающихся при участии в разработке технологических процессов деревообрабатывающих производств, процессов технологической подготовки производства, конструкций изделий с использованием САПР; способствование развитию воспитательного компонента познавательно-профессиональной деятельности; формирование профессиональных навыков, профильной ориентации и профессионального самоопределения при участии в организации производственной деятельности.

Контролирующая

Для определения исходного уровня подготовки обучающихся (тестирование); для промежуточного и итогового контроля (экспертная оценка защиты лабораторной работы); для проверки готовности к переходу на другую тему (экспертная оценка на практическом занятии); для выявления глубины понимания изучаемого материала (экспертная оценка выполнения практического задания, защита курсового проекта); вопросы для самоконтроля (общие, детальные); вопросы к зачетам и экзаменам (устный экзамен, практический экзамен, письменный экзамен, комплексный экзамен); критерии оценивания.

Коммуникативная

График и виды текущих консультаций с использованием мультимедиа технологий; график личных встреч с преподавателями по различным областям знаний [4].

Корректирующая

Результаты педагогического мониторинга уровня усвоения – итоговые результаты учебной работы обучающихся; диагностика познавательно-профессиональной деятельности; анализ результатов различных видов контроля.

Рефлексивная

Итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по реализации мультимедиа технологий, переход на следующую ступень образования, стимулирование обучающихся к расширению круга своих интересов и исследованию новых направлений деятельности.

Прогнозирующая

Инвариантный мониторинг, позволяющий прогнозировать развитие обучающихся, совершенствовать содержание, структуру реализации мультимедиа технологий и стратегию обучения с их помощью, планировать перспективы развития педагогического обеспечения для реализации мультимедиа технологий в контексте активизации познавательно-профессиональной деятельности.

 

С учетом требований к условиям реализации основной  профессиональной образовательной программы необходимо подчеркнуть познавательно-профессиональную направленность педагогического обеспечения реализации мультимедиа технологий на конкретном примере, в частности программы по специальности 250401 Технология деревообработки. Техник-технолог, согласно данной программе готовится к следующим видам деятельности: разработке и ведению технологических процессов деревообрабатывающих производств; участию в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения деревообрабатывающего производства; выполнению работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (ФГОС СПО), что требует освоение им общих и профессиональных компетенций, чему активно способствует реализация мультимедиа технологий [5].


Таким образом, педагогическое обеспечение реализации мультимедиа технологий в образовательном процессе как система необходимых условий, форм, средств, способов способствует активизации познавательно-профессиональной деятельности обучающихся, качественной подготовке. Применение мультимедиа технологий в профессиональной подготовке обучающихся приобретает особую значимость в связи  с социальным заказом общества и рынка труда на специалиста способного в условиях модернизации современного производства успешно осуществлять профессиональную деятельность и быть конкурентоспособным, что отражено в новых стандартах ФГОС СПО к будущему специалисту.

 

Список литературы:

1. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. – М.: Знание, 1987. – 246с.

2. Виштак О.В. Критерии создания электронных учебных материалов // Педагогика. – 2003. – № 8.

3. Корнилов Ю.В. Педагогическое обеспечение информационно-образовательной среды средствами сетевых и мультимедиа технологий– Якутск : 2009.

4. Скибицкий Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование. –2000. – №1. – С.21–25.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 250401 Технология деревообработки. – М. : 2010. – 52с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*