Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Педагогическое обеспечение реализации мультимедиа технологий

30.01.2012 361 2207
Кожемяко Ирина Леонидовна
Кожемяко Ирина Леонидовна, преподаватель

Кожемяко Николай Николаевич
Кожемяко Николай Николаевич, директор

Мариинский политехнический техникум

В соответствие с требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО)  назрела необходимость в разработке педагогического обеспечения реализации мультимедиа технологий как средств учебного назначения в прикладном аспекте к конкретной предметной области.


Педагогические цели реализации мультимедиа технологий определяются  возможностью использования интенсивных форм и методов профессионального обучения, повышения мотивации обучения за счет применения современных средств обработки аудиовизуальной информации, повышения уровня эмоционального восприятия информации, умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности по сбору и обработке аудиовизуальной информации. Данные технологии будут способствовать достижению образовательных, развивающих и воспитательных це­лей в том случае, если обучающиеся, обу­чившись основным приемам, станут активно, само­стоятельно и творчески использовать мультимедиа технологии как ин­струмент активизации познавательно-профессиональной деятельности.


Поскольку предметом нашего исследования является активизация познавательно-профессиональной деятельности обучающихся, то и педагогическое обеспечение реализации мультимедиа технологий будет рассматриваться с учетом формирования профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности, а также инициирования активности, усиления самостоятельности и побуждения обучающихся к творчеству. Использование мультимедиа технологий в учебном процессе носит фрагментарный характер, то ли по причине приверженности к классическим методам и формам обучения, то ли недостаточного владения компьютером, недооценки психолого-педагогического значения данных технологий [3]. В этой связи изучение педагогического обеспечения в общенаучном контексте позволит более точно выделить его функции относительно реализации мультимедиа технологий, такие как мотивационная, информационная, технологическая, организационная, обучающая, контролирующая, корректирующая, коммуникативная, рефлексивная и прогнозирующая.


Таблица 1.

Функции педагогического обеспечения реализации мультимедиа технологий

Название

Назначение функции

Мотивационная

Внедрение мультимедиа технологий создает основания для активизации познавательно-профессиональной деятельности за счет: возможности использовать на производственной практике (по профилю специальности, преддипломная) психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению способностями самостоятельно приобретать новые умения, знания, практический опыт;; выдвижения нового объективного критерия оценки своей деятельности; создания возможности творчества (презентации и разработка новых конструкций изделий, расчет оптимального расхода материалов); создания атмосферы сотрудничества в группе, установление эмоционального контакта.

Информационная

Применение компьютеров преподавателем, руководителем практики в процессе обучения дисциплинам профессионального цикла, освоению профессиональных модулей позволяет учитывать функции компьютера в обучении [1,3]

Технологическая

Является интегральной характеристикой целостной личности обучающихся, предполагающей ее компьютерную направленность, мотивацию к усвоению соответствующих знаний и уме­ний, способность к решению производственных  задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники, владение приемами компьютерно­го мышления [2].

Организационная

Содержит общие сведения о профессиональном цикле, профессиональных модулях; сроки изучения; график прохождения материала модулей; учебных и производственных практик, формы и время отчетности; график проведения практических и семинарских занятий, курсового, дипломного проектирования с использованием мультимедиа технологий [4].

Обучающая

Развитие самостоятельности и самоорганизации, творческих способностей обучающихся при участии в разработке технологических процессов деревообрабатывающих производств, процессов технологической подготовки производства, конструкций изделий с использованием САПР; способствование развитию воспитательного компонента познавательно-профессиональной деятельности; формирование профессиональных навыков, профильной ориентации и профессионального самоопределения при участии в организации производственной деятельности.

Контролирующая

Для определения исходного уровня подготовки обучающихся (тестирование); для промежуточного и итогового контроля (экспертная оценка защиты лабораторной работы); для проверки готовности к переходу на другую тему (экспертная оценка на практическом занятии); для выявления глубины понимания изучаемого материала (экспертная оценка выполнения практического задания, защита курсового проекта); вопросы для самоконтроля (общие, детальные); вопросы к зачетам и экзаменам (устный экзамен, практический экзамен, письменный экзамен, комплексный экзамен); критерии оценивания.

Коммуникативная

График и виды текущих консультаций с использованием мультимедиа технологий; график личных встреч с преподавателями по различным областям знаний [4].

Корректирующая

Результаты педагогического мониторинга уровня усвоения – итоговые результаты учебной работы обучающихся; диагностика познавательно-профессиональной деятельности; анализ результатов различных видов контроля.

Рефлексивная

Итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по реализации мультимедиа технологий, переход на следующую ступень образования, стимулирование обучающихся к расширению круга своих интересов и исследованию новых направлений деятельности.

Прогнозирующая

Инвариантный мониторинг, позволяющий прогнозировать развитие обучающихся, совершенствовать содержание, структуру реализации мультимедиа технологий и стратегию обучения с их помощью, планировать перспективы развития педагогического обеспечения для реализации мультимедиа технологий в контексте активизации познавательно-профессиональной деятельности.

 

С учетом требований к условиям реализации основной  профессиональной образовательной программы необходимо подчеркнуть познавательно-профессиональную направленность педагогического обеспечения реализации мультимедиа технологий на конкретном примере, в частности программы по специальности 250401 Технология деревообработки. Техник-технолог, согласно данной программе готовится к следующим видам деятельности: разработке и ведению технологических процессов деревообрабатывающих производств; участию в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения деревообрабатывающего производства; выполнению работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (ФГОС СПО), что требует освоение им общих и профессиональных компетенций, чему активно способствует реализация мультимедиа технологий [5].


Таким образом, педагогическое обеспечение реализации мультимедиа технологий в образовательном процессе как система необходимых условий, форм, средств, способов способствует активизации познавательно-профессиональной деятельности обучающихся, качественной подготовке. Применение мультимедиа технологий в профессиональной подготовке обучающихся приобретает особую значимость в связи  с социальным заказом общества и рынка труда на специалиста способного в условиях модернизации современного производства успешно осуществлять профессиональную деятельность и быть конкурентоспособным, что отражено в новых стандартах ФГОС СПО к будущему специалисту.

 

Список литературы:

1. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. – М.: Знание, 1987. – 246с.

2. Виштак О.В. Критерии создания электронных учебных материалов // Педагогика. – 2003. – № 8.

3. Корнилов Ю.В. Педагогическое обеспечение информационно-образовательной среды средствами сетевых и мультимедиа технологий– Якутск : 2009.

4. Скибицкий Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование. –2000. – №1. – С.21–25.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 250401 Технология деревообработки. – М. : 2010. – 52с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*