Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Самостоятельная работа студентов в профессиональной образовательной организации: требования, структура, алгоритм разработки

11.02.2016 548 810
Скорлуханова Елена Константиновна
Скорлуханова Елена Константиновна, к.п.н., зав кафедрой профессионального образования

Слюсарь Нелли Юрьевна
Слюсарь Нелли Юрьевна, к.т.н., доцент кафедры профессионального образования

Институт развития образования СУЗ

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов составляет важную и обязательную часть теоретического и практического обучения студентов профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (ПОО СПО).

Выполнение студентами внеаудиторной самостоятельной работы направлено на достижение следующих целей:

  • получение новых знаний, а также обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных на аудиторных занятиях  знаний;
  • формирование умений, получение первоначального практического опыта по выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, профессионального модуля;
  • совершенствование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
  • выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как творческая инициатива, самостоятельность, ответственность, способность работать в команде и брать на себя ответственность за работу всех членов команды, способность к саморазвитию и самореализации, которые соответствуют общим компетенциям, перечисленным в ФГОС СПО.

Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу студентов (СРС) по учебной дисциплине (УД) или междисциплинарному курсу (МДК), определяется учебным планом и представляет собой разницу между максимальной и обязательной аудиторной учебной нагрузкой. На СРС по всем циклам образовательной программы, в соответствии с ФГОС СПО отводится 50% времени от обязательной аудиторной нагрузки.   Во время прохождения практики СРС не предусмотрена.

В соответствии с ФГОС СПО (п.7.15) образовательная программа «должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям», «внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение».

Методическое обеспечение внеаудиторной работы может представлять из себя – методические указания или рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Разница в формулировке названия методического обеспечения самостоятельной работы студентов - указания или рекомендации, состоит в обязательности практического применения их требований. Так, требования методических указаний, являются максимально конкретными и обязательными к выполнению. Положения методических рекомендаций носят более общий характер. В данной статье  используется название методического обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы - методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов.

Отсутствует современная нормативная база, регламентирующая планирование и организацию самостоятельной работы студентов в условиях действия ФГОС СПО. Однако имеется Письмо Минобразования РФ от 29.12.2000 № 16-52-138 ин/16-13 «О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы сту­дентов образовательных учреждений среднего профессионального образо­вания в условиях действия ГОС СПО», основные положения которого не противоречат требованиям ФГОС СПО.

Преподаватель в процессе творческой деятельности должен самостоятельно подобрать виды СРС в соответствии со спецификой дисциплины или профессионального модуля, выработать свои формы и методы контроля результатов выполнения работы, сформировать собственную систему руководства СРС [2].

Затраты времени на выполнение различных видов самостоятельной работы определяются преподавателями УД или МДК эмпирически, на основе собственного педагогического опыта [2].

Варианты видов заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, в соответствии с письмом [2], представлены в таблице.

Таблица – Виды СРС в соответствии с целью ее проведения

Цель СРС

Виды СРС

для овладения знаниями

чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

составление плана текста;

графическое изображение структуры текста;

конспектирование текста;

выписки из текста;

работа со словарями и справочниками;

ознакомление с нормативными документами;

учебно-исследовательская работа;

использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и другое

для закрепления и систематизации знаний

работа с конспектом лекции (обработка текста);

повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

составление плана и тезисов ответа;

составление таблиц для систематизации учебного материала;

изучение нормативных материалов;

ответы на контрольные вопросы;

аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ);

подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

подготовка рефератов, докладов;

составление библиографии, тематических кроссвордов;

тестирование и другое

для формирования умений

решение задач и упражнений по образцу;

решение вариативных задач и упражнений;

выполнение чертежей, схем;

выполнение расчетно-графических работ;

решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;

подготовка к деловым играм;

проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);

экспериментально-конструкторская работа;

опытно-экспериментальная работа;

упражнения на тренажере;

упражнения спортивно-оздоровительного характера;

рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и другое

При разработке видов заданий СРС рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель должен провести инструктаж по выполнению задания, который включает указание цели задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при вы­полнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение УД/МДК [2].

СРС может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Контроль результатов внеаудиторной СРС может осуществляться в пределах времени, отведенного на аудиторные занятия по УД или МДК, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта самостоятельной деятельности студента. В качестве форм и методов контроля СРС могут быть использованы семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и другое [2].

Рекомендуемая авторами статьи структура методических рекомендаций по организации и выполнению СРС:

  • Титульный лист.
  • Содержание.
  • Введение. Введение отражает: цель выполнения СРС; результаты обучения, формируемые при выполнении видов СРС (знания, умения, практический опыт, компетенции); общую структуру методических рекомендаций; объем времени на выполнение СРС по УД/МДК и его распределение по отдельным разделам, темам, согласно учебного плана и рабочей программы УД/ПМ; используемые виды СРС по УД/МДК.
  • Методические рекомендации для студентов по выполнению различных видов СРС и критерии оценивания результатов выполнения различных видов СРС.
  • Перечень источников информации, рекомендуемых к использованию при выполнении СРС.
  • Задания для самостоятельного выполнения по каждой теме УД/МДК с указанием временных затрат на их выполнение.

Алгоритм разработки методических рекомендаций по организации и выполнению СРС  представлен на рисунке.

Рисунок  – Алгоритм разработки методических рекомендаций по организации и выполнению СРС

Первый шаг – определение видов внеаудиторной СРС (виды СРС можно выбрать из вышеприведенной таблицы). Виды СРС определяются с учетом специфики дисциплины и требований к результатам обучения - умениям, знаниям, на основе которых при окончании обучения по профессиональным модулям формируются  общие и профессиональные компетенции. Для обеспечения заинтересованности к выполнению СРС обучающихся, рекомендуется предусмотреть разнообразные виды СРС.

Второй шаг - разработка методических рекомендаций по выполнению каждого вида СРС и критериев оценивания качества выполнения работ. Методические рекомендации желательно сделать компактными, описывающими требования к содержанию работы и последовательность действий студентов (технологию) при выполнении вида самостоятельной работы.

В качестве примера приведены рекомендации по выполнению вида СРС - написание реферата, доклада.

Реферат - краткое изложение содержания исследовательской работы, обзора литературы по теме. Это самостоятельная исследовательская работа студента, где раскрывается суть исследуемой проблемы, приводятся различные точки зрения, собственные взгляды на нее. Оформление реферата должно быть выполнено в соответствии с требования ГОСТов.

Отличие доклада от реферата в том, что он отражает одну точку зрения на проблему,  не предполагает  ее  исследования в сравнении и анализе.

Методические рекомендации при работе над рефератом или докладом для студентов

  • Сформулируйте тему работы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но интересной по содержанию. Тематика обычно определяется преподавателем, но в определении  конкретной темы инициативу можете проявить и Вы.
  • Подберите и изучите основные источники по теме (как правило, при подготовке реферата используется не менее 8-10 различных источников). Необходимую литературу Вы можете взять в библиотеке образовательной организации или в любой другой библиотеке, также можно использовать Интернет ресурсы.
  • Обработайте и систематизируйте подобранную информацию по теме.
  • Разработайте план реферата или доклада исходя из имеющейся информации.
  • Напишите содержание реферата или доклада в соответствии с планом.
  • Подготовьте публичное выступление по материалам реферата или доклада и презентацию, иллюстрирующую основные положения работы.

Желательная структура реферата:

  • Титульный лист (1 страница)
  • Содержание (1 страница)
  • Введение — описание проблемы и доказательства её актуальности. Также, нужно написать почему выбрали именно эту тему. (1—2 страницы)
  • Основная часть — обзор источников информации по теме реферата, ваши основные мысли (ваше понимание) о изучаемой проблеме или теме, которые основываются на анализе используемых источников информации. (7—15 страниц)
  • Заключение — выводы по работе. Оно не должно быть большим, а должно быть четким и компактным. Выводы должны ссылаться на проведённую работу в основной части. (1—2 страницы)
  • Список используемой литературы. (1 страница)

Приложения — дополнительный материал.

Показатели оценивания реферата/доклада:

- глубина проработки темы;

- свободное владение материалом по теме реферата;

- логичность и обоснованность представления и анализа информации;

- соответствие презентационного материала содержанию реферата и доклада.

Третий шаг - определить по каждой теме УД/МДК виды СРС и разработать конкретные задания. Например, если используется вид СРС – конспектирование учебника по заданной теме, то в задании на самостоятельную работу следует указать тему конспекта и используемые источники информации. Важно правильно распределить объем времени по теме/разделу (в соответствии с рабочей программой УД/МДК) на выполнение каждого вида СРС. Объем времени определяется эмпирическим путем с ориентацией временных затрат на выполнение самостоятельной работы студентом со средними способностями.

Четвертый шаг – сформировать список рекомендуемых источников информации, необходимых для выполнения СРС.

Пятый шаг – заполнение макета методических рекомендаций по организации и выполнению СРС, утвержденного в образовательной организации.

После окончания разработки методических рекомендаций необходимо продумать обращение к студентам перед выполнением СРС. Обращение должно быть кратким, вызывать интерес и создать мотивацию к выполнению СРС.

Прохождение внешней рецензии методических рекомендаций по организации и выполнению СРС у преподавателей смежных дисциплин (курсов) или у работодателя не является обязательным требованием ФГОС СПО и других нормативных документов.

В заключение важно отметить, что цель создания методического обеспечения СРС – эффективная организация данного вида учебной деятельности и формирование у студентов результатов обучения (умений и знаний), необходимых для формирования профессиональных и общих компетенций.

Список литературы:

  1. Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии, специальности
  2. Письмо Минобразования РФ от 29.12.2000 № 16-52-138 ин/16-13 «О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы сту­дентов образовательных учреждений среднего профессионального образо­вания в условиях действия ГОС СПО».



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*