Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Мне было бы досадно, если бы я доставлял людям только удовольствие; моя цель – делать их лучше» Г. Ф. Гендель. К 300-летию со дня рождения Г. Ф. Генделя

11.02.2016 148 256
Антипова Светлана Николаевна
Антипова Светлана Николаевна, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Таков коренной смысл его искусства. Такова была его художественная воля, этому служил его гений. Сонатный жанр в эпоху барокко занимал ведущее место в инструментальной музыке различных европейских народов. Велика его роль и в исполнительстве на инструментах скрипичного семейства, неразрывно связанном с творчеством Генделя, титаническая фигура которого, наряду с Бахом, возвышается среди многих ярчайших представителей эпохи. Музыка его в наши дни не только не потеряла своего значения и притягательности, но и продолжает оказывать самое активное воздействие на формирование духовного мира современного человека посредством заключенных в ней величайших идей, воплощающих общечеловеческие интеллектуальные ценности.

Художественный гений Генделя проявился, прежде всего, в опере и оратории, что оказало значительное влияние на его инструментальное, в том числе - скрипичное творчество, которое нельзя рассматривать вне связи с названными жанрами. Отражая в монументальных жанрах демократический дух эпохи, Гендель переносил его в такие скромные по масштабам составы, как трио-сонаты и даже сочинения, написанные для солирующих инструментов. Это отличает генделевское скрипичное творчество от аналогичного творчества других мастеров эпохи барокко.

Другим, не менее существенным признаком инструментального письма композитора следует признать новаторство методов развития музыкального материала, рожденное исключительными эмоционально-смысловыми свойствами генделевской кантилены и проявившиеся в сочетании гомофонно-гармонического и полифонического стилей. Особенности скрипичного письма Генделя поднимают его сонаты на высшую ступень в развитии инструмента в пред-классический период, а многие разработанные в них черты, несомненно, предвосхищают сонатное allegro.

Величайший композитор первой половины XVIII столетия Георг Фридрих Гендель - гуманист и демократ - воплощал идею Человека в музыке. Содержание музыки Генделя способствовало формированию особенностей его стиля. Основным, важнейшим носителем идей в творческом методе Генделя является мелос - одно из самых могущественных средств музыкальной выразительности, сделавшее его искусство популярным и массовым. Мелодию Гендель поручал, прежде всего, человеческому голосу, а также инструментам, близким к нему. Выразительные возможности "вышедшей из низов", "демократической" скрипки, её близость к человеческому голосу особенно полно соответствовали художественным идеалам композитора. Главным проводником его музыкально-художественных идей на скрипке стала выразительная "генделевская" кантилена, что является одной из объективных причин значимости сонат Генделя в процессе формирования исполнительского мастерства скрипача. Манера письма Генделя принципиально отлична от баховской: он писал с легкостью, часто так, будто импровизировал, никогда не набрасывал эскизов целого произведения. Само искусство импровизации композитора поражало современников. Вместе с тем, Гендель обладал превосходным чувством формы, и ни один немец не превзошел его в искусстве создания красивых мелодических линий (именно его любовь к совершенству позволяла ему заниматься автоцитированием и цитированием, за что его часто упрекали в плагиатстве).

Музыка Генделя – детище эпохи, она чрезвычайно живописна: выражает чувства, эмоции, ситуации,  имеет яркую поэтическую и моральную окраску. В отличие от Баха, Гендель никогда не был церковным музыкантом и почти никогда не писал для церкви. Исключая Псалмы и Te Deum, он писал только инструментальную музыку для концертов и празднеств на открытом воздухе, оперы и оратории (для театра, а не для церкви, даже если в них не было эпизодов, требующих актерского разыгрывания).

Генделем создан значительный репертуар, выявляющий сольные возможности скрипки: Девять сонат для скрипки и basso continuo,  Шесть трио-сонат ор 2; Семь трио-сонат ор 5; трио-сонаты: F-Dur, g-moll, E-Dur (Дрезденские concerto grosso op 3); знаменитые Двенадцать concerto grosso  для струнного оркестра с двумя солирующими скрипками "Violino concertato" ор 6 и др. Мастерски использует он скрипку и в оркестровых партиях. Скрипичное мастерство композитора формировалось в неразрывном единстве с процессом создания произведений различных жанров. В сонатах особенности скрипичного письма приобретают исключительное значение.

Говоря о стиле сонат Генделя, следует учитывать три главных фактора: стилевые тенденции эпохи барокко, особенности немецкой школы, черты стиля самого композитора. Необходимо отметить также особое влияние на него итальянских и французских черт. Так, изобретенный музыкантами болонской школы принцип "шагающего баса" и характерные для итальянской музыкальной речи мелодические обороты и ритмические структуры, широко использовались Генделем, также как и свойственный французскому письму пунктирный ритм.

Учитывая все сказанное, следует подчеркнуть, что стиль Генделя представляет собой целостное явление, свидетельствующее об универсальности его мышления.

Главной задачей музыкальной науки является необходимость найти ключ к постижению идейно-художественных авторских концепций с помощью тех немногих, но, несомненно, решающих для правильного понимания стиля Генделя артикуляционных обозначений, которые содержатся в автографах  прижизненных изданиях. Они должны способствовать выявлению и осознанию музыкального смысла штриховой артикуляции, расшифровки старинных систем нотной записи, орнаментики. Однако, противоречивые тенденции и суждения, относящиеся к различным вопросам исполнительского прочтения, существуют с давних времен. Задача состоит в том, чтобы обосновать те интерпретаторские решения, которые соответствуют генделевскому стилю, для чего следует опираться на основополагающие черты последнего.

Артикуляционные особенности исполнения скрипичных партий сонат.

Обращаясь к первоисточникам - генделевским автографам н первоизданиям, мы обнаружим всего лишь четыре типа артикуляционных обозначений: лиги, точки, точки под лигами и клинья. Скупое использование Генделем этих обозначений в тексте, конечно же, нельзя считать признаком снисходительного отношения композитора к вопросам артикуляции. Напротив, именно в силу указанного обстоятельства, каждое авторское обозначение приобретает принципиальное значение, играя роль своеобразного "ключа" к раскрытию синтаксических особенностей музыкального текста.

Одним из недостатков существующих исполнительских редакций является смешение фразировочных и штриховых лиг, что приводит к обилию неоправданных артикуляционных обозначений в тексте. Традиционное понимание задачи скрипичного légatо, состоящей в намерении объединения, легло в основу бытующего в исполнительской практике к методике суждения о том, что связь различных звуков, т, е  legato на скрипке достигается только при движении смычка в одном направлении. Классификация авторских типов записи лиг предлагается в качестве главной основы для расшифровки синтаксиса генделевского письма. Важное значение приобретают принципы исполнения legato при движении потока в разных направлениях, особенности артикуляции штрихов legato, détaché, Eartelé, spiccato, приема bariolage, средств исполнительской акцентуации, применяемых в музыке барокко, в том числе - в сонатах Генделя.

Орнаментика.

В монументальном письме Генделя искусство доминирования, очень популярное в то время и обогатившее выразительные возможности однако, не играло решающей роли. Наиболее достоверное представление о котированных Генделем орнаментах, наряду с автографом скрипичных сонат, дает изданный непосредственно композитором 14 ноября 1720 года Первый том собрания сюит для клавесина. Это предоставляет нам возможность рассмотреть подлинную орнаментику Генделя. В скрипичных сочинениях фиксация орнаментов сводится к обозначениям трелей и форшлагов. Отметим, что при исполнительской расшифровке форшлагов вскрываются принципиальные различия сходных нотированных схем у Генделя и Моцарта.

Важнейшая область применения орнаментики в творчестве Генделя - орнаментальные структуры, выступающие в качестве основы тематического материала. Отношение композитора к орнаментике выразилось не только в продуманном использовании всех её видов, но и приобрело огромное смысловое значение, так как интонационные структуры орнаментов легли в основу тематического содержания его произведений. Творчество композитора впитало все богатство орнаментики и передает неповторимый колорит эпохи. По существу Гендель придает значению орнаментики новое качество. Этот путь развития орнаментального искусства был также продолжен Бетховеном.

Старинные формы записи нотного текста.

Гендель часто использовал старинные формы записи нотного текста в особенности, старо-итальянскую, основанную на двойном учете номинальной длительности. Для правильной расшифровки предполагается подчинение частных метроритмических формул общему пульсу и метроритмическому рисунку всей части или эпизода. В современной практике такая расшифровка, как правило, не применяется, что приводит к ритмической "пестроте",  не свойственной стилю барокко.

Некоторые вопросы исполнительской практики.

Составы ансамбля.

После утверждения фортепиано клавесин - исконный участник ансамбля при исполнении сонат - был вытеснен, а вскоре и совсем забыт. Однако, как показывает практика, клавесин не потерял своего значения для исполнительства. Он наделен такими своеобразными и неповторимыми колористическими и тембровыми качествами, от которых невозможно полностью отказаться. Этим, в частности, и объясняется повышенный интерес к клавесину в последние десятилетия. То же следует сказать и о виоле да гамбе. В связи с чем можно с убежденностью говорить о правомерном использовании двух вариантов составов ансамбля, при исполнении старинной музыки (в частности, генделевских скрипичных сонат) в зависимости от участия в них фортепиано или клавесина.

Роль сонат Генделя в формировании современного музыканта.

Сонаты имеют исключительное значение в педагогическом процессе. Их роль в воспитании и обучении скрипача определяется художественно-эстетическим содержанием, особенностями музыкального языка и строения. Целенаправленная работа над сонатами Генделя способствует овладению выразительной кантиленой, штриховой техникой, навыками структурного и полифонического мышления. Две  тенденции стиля Генделя - стремление к лаконизму и широте высказывания - создают особую трудность для исполнителя. Принцип экономного использования выразительных средств в сочетании с глубиной художественной идеи и масштабом содержания усиливает значимость каждой детали.

Необходимо воспитывать критическое отношение к редакциям, умение подходить к ним избирательно, тщательно изучать все доступные источники и формировать у исполнителей, педагогов и учащихся навыки и культуру, которые способны приблизить исполнение к истинному воплощению стилевых черт и особенностей генделевской музыки.

Заключение. В развитии жанра скрипичной сонаты Генделю принадлежит особая роль. На скрипичный стиль композитора, в особенности, на выразительные свойства его кантилены, повлияли принципы мышления, сформировавшиеся, главным образом, в работе над оперно-ораториальными произведениями. Гендель создал во многом новое направление в инструментальной культуре, которое получило впоследствии свое развитие в творчестве Бетховена. Композиционные принципы его сонат предвосхитили методы развития венских классиков и само становление сонатного allegro.

В процессе создания творческой интерпретации сонат необходимо осознавать, что в скрипичном стиле Генделя - при определяющем значении общечеловеческих гуманистических идей - отражено множество стилистических черт других национальных школ, не потерявших своей специфической окраски, но в то же время и не нарушивших его целостность и индивидуальность. Большое значение для творческой интерпретации имеет также решение вопросов текстологии, связанных с ритмоартикуляционным и синтаксическим прочтением музыки. Роль скрипичных сонат Генделя в формировании современного музыканта чрезвычайно велика. Думается, что внимание к ним как со стороны концертных исполнителей, так и исследователей музыковедов со временем будет лишь возрастать. В своих произведениях Гендель рисовал и картины природы. Среди них встречаются произведения, явно вдохновленные природой. Картины природы занимают центральное место, например, и в оратории "Жизнерадостный, задумчивый и сдержанный" на текст Дж. Мильтона (1740). Не говоря уже об ораториях Генделя или его лучших инструментальных произведениях, драматические арии из опер (например, знаменитая ария из "Ринальдо"), инструментальное ларго из "Ксеркса", сицилиана и мн. др. до нашего времени продолжают волновать слушателей. Героические черты творчества Генделя получили дальнейшее развитие в произведениях таких разных композиторов, как Глюк, Керубини, Бетховен, Мендельсон, Берлиоз, Вагнер. Генделя очень ценили и русские музыканты во главе с Глинкой. В 1856 году в Германии было основано "Генделевское общество", опубликовавшее до 1894 года полное собрание сочинений Генделя в 99 тт. под редакцией одного из лучших знатоков его творчества Ф. Кризандера. Традицией стало проведение фестивалей Генделя в Германии и Англии.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*