Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организационные формы профориентационной работы как основа профессионольного самоопределения и социальной адаптации личности

10.02.2016 174 280
Лапина Елена Анатольевна
Лапина Елена Анатольевна, преподаватель

Саранский государственный промышленно-экономический колледж

Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждении и самореализации. Можно утверждать, что профессиональная ориентация будущих выпускников, должна стать приоритетным направлением в деятельности образовательных учреждений, превратив знания, приобретённые в процессе обучения, из теоретических в действенные. В профессиональной школе, когда выбор профессии казалось бы уже осуществлён, задачи профессиональной ориентации становятся несколько иными, хотя цель - обеспечение возможности социальной адаптации выпускника - остаётся той же, что и в школе. Если в общеобразовательной школе профориентационная работа направлена на выбор вида деятельности и профессиональные пробы для подтверждения правильности этого выбора, то в профессиональной школе - это самоутверждение и самосовершенствование в области выбранной профессии, поиск места приложения полученных профессиональных знаний и умений [1; 4].

В настоящее время актуальность проблемы профориентации также связана со свободой выбора.

Затруднения в профессиональном самоопределении влияет на выбор жизненного пути, что в целом отражается на формировании рынка труда России.

Вопросы формирования профессионального потенциала в современной мировой науке и практике относятся к новой комплексной сфере социальной политики - управление человеческими ресурсами. Основная практическая задача управления человеческими ресурсами в современной России состоит в эффективном сохранении и воспроизводстве, направленном формировании и рациональном использовании профессионально подготовленного, отвечающего потребностям национальной экономики персонала предприятий и организаций. Решение этой задачи означает осознанное формирование контингента экономически активного населения страны - его объёма, структуры и качества [1; 3].

Но сложившаяся на сегодняшний день политика в сфере человеческого (профессионального) ресурса оказалась не достаточно эффективной:

- существенно ослаблена профессиональная школа;

- отсутствует система развития персонала предприятий;

- разрушены прежние связи между профессиональным образованием и профессиональным трудом.

Неблагоприятная ситуация в большинстве отраслей экономики отрицательно сказывается на профессиональном уровне работников. Рынок профессий и рынок образовательных услуг в России практически не связаны.

Таким образом, в настоящее время реально возникла потребность восстановления такой формы деятельности образовательных учреждений как профориентация. Но выясняется, что те методы, которые применялись 10-15 лет назад не подходят к новым условиям [2; 4].

В связи с переходом нашей страны к рыночной экономике изменяются  задачи профориентационной работы, и это, прежде всего, задача социально-трудовой, педагогической, психологической адаптации выпускников, решение которой предполагает направленность деятельности учебных заведений на профессиональное самоопределение каждой конкретной личности.

Процесс самоопределения личности в профессиональной деятельности требует модернизации,  как самого учебного процесса, так и системы отношений участников.

Уже на школьной скамье на всех этапах образования необходима организация специальной научно-практической деятельности для оказания психолого-педагогической помощи в сопровождении будущего профессионала к жизненному и профессиональному самоопределению. При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.

Во-первых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий, многие «живут» лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо изменяются до неузнаваемости.

Во-вторых, особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Следует учитывать и стремление человека - чаще вынужденное - поменять профессию или повысить квалификацию. Для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных за период обучения, не хватит на всё время трудовой жизни. Развитие способности к самоизменению, самосовершенствованию, самопознанию, самореализации и рефлексии является необходимым условием образования и подготовки молодёжи к профессиональному самоопределению [3;8].

Организация обучения также должна быть направлена на формирование качеств будущего участника профессиональных отношений. Сейчас учебными заведениями ведётся поиск наиболее эффективных путей профориентационной работы, в том числе - это модернизация образовательного процесса с учётом профориентационной деятельности учебного заведения. Для достижения целей профессионального самоопределения обучающихся при организации учебного процесса учитывают необходимость:

- индивидуально-личностного подхода к студентам;

- создание творческого высокопрофессионального педагогического коллектива, способного решать поставленные задачи;

- создание современной материально-технической базы и поиск способов её финансовой поддержки;

- соответствие содержания профессиональной подготовки потребностям общества и обучаемых, формирование нового экономического мышления, нового отношения к труду;

- соблюдение преемственности в обучении с учётом тенденций непрерывного образования;

- ориентированность программ обучения на социальную защиту подростков, развитие индивидуальных качеств для вхождения в социум;

- повышение качества обучения, внедрение активных форм и методов, использование технологий проблемного обучения, развития творческих способностей обучающихся [4; 6; 8].

Позитивным моментом, проявившимся в последнее время в профориентационной деятельности можно назвать развитие внешних связей профессиональных учреждений с предприятиями районов и города Саранска. Расширение поля взаимодействия позволяет не только предоставлять большую информацию о способах труда, но и осуществлять профессиональные пробы, что возможно в условиях функционирования «Ресурсного центра» при ГБПОУ РМ «СГПЭК». Выполнение профессиональных проб по специальным сферам профессиональной деятельности позволяет студенту в процессе подготовки и проведения проб примерить на себя и оценить собственные возможности освоения той или иной профессии. Одновременно проба предусматривает диагностические и обучающие возможности. Кроме того, она, моделируя профессиональную деятельность, стимулирует формирование адекватной самооценки уровня готовности к избранной профессии и способствует реализации принципа свободного профессионального выбора.

Установление связей между учебным заведением и предприятиями должно быть организовано на новых условиях, которые можно назвать социальным партнёрством. Социальное партнёрство - это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Установление связей с социальными партнёрами позволит ГБПОУ РМ «СГПЭК»:

- иметь полную информацию о рынке труда (сколько и какие специалисты требуются);

- обеспечивать учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов (квалификационные характеристики);

- корректировать старые и разрабатывать новые учебные программы и материалы, отвечающие требованиям индустрии;

- иметь более широкие возможности для организации практики студентов, стажировки преподавателей;

- расширять возможности трудоустройства выпускников;

- обеспечивать возможность разработки совместных коммерческих проектов для пополнения внебюджетных фондов образовательного обучения.[5; 9]

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие направления организации профориентационной деятельности в ГБПОУ РМ «СГПЭК»:

  1. Профессиональное просвещение и профессиональные консультации.
  2. Социально-психологические консультирование (включая медицинскую профессиональную ориентацию) и обучение навыкам самоопределения.
  3. Осуществление внешних связей с центром занятости, предприятиями.

Для управления профориентационной деятельностью в ГБПОУ РМ «СГПЭК» должна быть разработана единая стратегия управления на уровне города с учётом современных тенденция развития рынка труда. Если мы говорим о системе непрерывного образования, то почему нельзя сказать о системе непрерывного процесса профориентации? Объединение в единую систему школы, профессиональных учебных заведений, службы занятости, социальных партнёров позволит говорить об эффективном использовании имеющихся ресурсов общества.

Управление с одной стороны должно обеспечить функционирование каждой составляющей профориентационной системы. С другой стороны, обеспечить согласованность действий всех систем и их связь с внешними партнёрами [4; 9].

Подводя итоги, можно сказать, что профессиональная ориентация молодёжи, как и во многих цивилизованных странах, должна быть приоритетной в системе российского образования. Необходимо с учётом экономических условий и опыта профориентационной деятельности развивать новые направления в соответствии с социальным заказом. Необходимо также осуществлять серьёзную подготовку будущих педагогов к решению задач профориентации, вести переподготовку инженерно-педагогических работников, обеспечить разработку психологического сопровождения для успешной реализации профессиональной карьеры. Только в этом случае будет выполнен социальный заказ общества: подготовка человека полипрофессиональной ориентации, высокого уровня профессиональной мобильности, с развитой способностью к созиданию и самосозиданию.

В настоящее время существуют некоторые теоретические и нормативно-правовые основы профориентации, предпринимаются некоторые практические шаги [8; 9].

В связи с чем, нами была разработана модель системы профориентационной работы в ГБПОУ РМ «СГПЭК»  на основе совершенствования имеющихся организационных форм и методов. Модель включает в себя три направления воздействия: абитуриент, выпускник, Работодатель и четыре составляющие: профессиональную диагностику,  профессиональное просвещение (профессиональная информация и профессиональная агитация), профессиональную консультацию и обратные связи.

Литература

  1. Горячева, Е.Д. Профильное обучение как проблема управления развитием региональной системы образования / Е.Д.Горячева // Адукацыя і выхаванне. -2005. – № 12.
  2. Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. М.: Академический проезд; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
  3. Пальчик, Г.В. Организационно-управленческие аспекты профильного обучения: результаты мониторинговых исследований / Г.В.Пальчик // Кіраванне ў адукацыі. – 2007. - № 6.
  4. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005.
  5. Тарасевич, С.В. Профориентация в школе / С.В.Тарасевич, Н.А.Шалима и др.. Мн.. “Красико-Принт”. – 2007.
  6. Хаткевич, О.А. Профессиональная ориентация учащихся / О.А. Хаткевич. – Мн.: ИООО «Красико-Принт», 2004.
  7. Хвостов, В. Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация должны идти одновременно / В.Хвостов // Директор школы. – 2006. - № 6 – с. 83-85.
  8. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М.Кухарчук, В.В.Лях, А.Б.Широкова. – Мн.: Современное слово, 2006.
  9. Чистякова С. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению / C.Чистякова // Народное образование. – 2006. - № 9. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*