Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профилактика сохранения психического здоровья студентов медицинского колледжа Им. В.м. Бехтеревав процессе профессионального практического обучения по специальности «Сестринское дело»

09.02.2016 1372 2408
Якуничева Ольга Николаевна
Якуничева Ольга Николаевна, преподаватель

Прокофьева Алла Петровна
Прокофьева Алла Петровна, преподаватель

Медицинский колледж им.В.М.Бехтерева

Современная образовательная система на ряду с обучением студента основам разнообразных знаний в соответствии с ФГОС одновременно выполняет дополнительную функцию, функцию развития коммуникативных способностей. При изучении темы «Психологический уход за умирающими» и психотравмирующих обстоятельств воздействия на студента, часто несовершеннолетнего эта задача является очень сложной в связи с дефицитом методической литературы по данной теме.

Психология обращения с пациентами – это не только наполнение психологическим содержанием всех видов деятельности, связанных с работой по уходу. Работа сестры не может быть сведена только к этому. В работе с пациентами имеет значение всё: и личность сестры, и её связь с окружающей средой, с коллегами по работе, с врачом, и личность самого пациента и т. д. Психологические зависимости в отдельных областях медицины удесятеряют число задач и в процессе обычного ухода за пациентами. Психология обращения с пациентами не может быть сужена до сферы личной деятельности сестры, такой подход был бы ошибочным. Даже в справочниках по вопросам ухода за пациентами большое место отводится использованию психологии многосторонней деятельности сестры, тому, что целью ухода должно быть не только физическое здоровье пациента, но и его психическая уравновешенность.

Повседневная лечебная деятельность тысячами нитей связана с психологическими, эмоциональными факторами. Как мы видим, одной из основ этой деятельности является умение понять пациента. Всё это способствует выработке метода обращения с пациентами, что, собственно говоря включает и наше поведение, и наши возможные реакции, и их проявления, одним словом, – психологическую технику.

Психология обращения с пациентами обращает внимание сестёр и врачей на необходимость развития их воззрений, на расширение их круга деятельности.

Всем, кто связан с пациентами, нужно умение распознать и зарегистрировать определенные явления, а нередко и умение сообразить, о чем может идти речь. В этом помогает знание фактов и впечатлений, влияющих на пациента.

Для настоящего понимания необходимо слияние с его проблемами, способность почувствовать их как собственные, то есть то, что называют эмпатией.

Как правило, умирающий пациент испытывает физические страдания. Гиппократ утверждал, что, если человек, у которого больно тело, не страдает, значит, у него больна еще и психика. Обеспечение должного ухода умирающему - задача медицины, ни у кого не вызывающая сомнений. Профессор Милтон, сиднейский хирург, опубликовал свои наблюдения по уходу за умирающими в двух работах. Из них, а также из работ многих других авторов, следует, что умирающему должен быть обеспечен соматический уход (устранение болей и вегетативных расстройств), а также психологический покой (священник, друзья, родственники). Любая просьба умирающего должна быть уважена, даже если выполнение ее сократит оставшиеся ему часы, потому что спокойствие и достоинство перед лицом смерти важнее нескольких часов жизни.

Рассуждая об уходе за умирающим пациентом, необходимо коснуться роли медицинской сестры в обеспечении такого ухода. Надо сказать, что современная медицина потеряла медсестру как личность. Это давно уже не пироговские сёстры милосердия, не найнтингейловские ученицы и уж тем более - не святые монахини-диконтессы, чья психология и, пожалуй, даже философия, были главным средством для умирающего человека, помогающим умереть в покое. Не вызывает сомнений, что сегодня лицом, находящимся при умирающем пациенте, является в первую очередь медсестра. Следовательно, и качество физического и психологического ухода за умирающим зависит от неё. В этом отношении, помимо, разумеется, повышения профессиональных знаний и навыков, перед медсестрой, как и перед всей медициной, сегодня лежат два пути:

1) психологическая и физиологическая индивидуализация пациента, превращение его в личность, которой необходимо чуткое понимание и сопереживание.

2) деперсонализация пациента в организм, который надо обслужить на высшем техническом уровне, снижающем до минимума риск осложнений или неудач.

Какой путь выбрала бы медсестра, трудно сказать, но едва ли ей позволят выбирать. Поэтому вероятнее всего, она пойдет по второму пути, каким сегодня идёт вся медицина. И тем выше будет человеческая цена медсёстрам, которые выберут первый путь по призванию, по разуму или по велению сердца. Практически во всей литературе обращается внимание на переживания пациента, а по исследованиям И.Харди, ещё в 1998 году, всё, что связано со смертью пациентов, представляет серьёзную психическую нагрузку для сестёр. Поработав какое-то время с умирающими, 61% медицинских сестёр уже перед началом работы находятся в напряжённом ожидании смерти.

Разработка комплексной системы психологической помощи студентам при переживании горя является весьма актуальной для научно-практической деятельности преподавателей СПО и ВУЗов. Возникновение кризисной ситуации в жизни студента всегда обусловлено недостаточной (или несформированной) компетентностью в одной из социально значимых сфер их жизнедеятельности: в отношении к самому себе; в отношении к другим людям; в отношении значимой деятельности. В связи с этим, мы продолжаем изучать тему сохранения психического здоровья студентов «Медицинского колледжа им. В.М. Бехтерева» в процессе профессионального практического обучения по специальности «сестринское дело» были разработаны тренинговые занятия для студентов «Помощь в кризисных ситуациях», а также памятка для студентов при переживании горя. Тренинговые занятия были проведены с середины сентября по середину октября.

Цель тренинга – открыть, привести в действие, автоматизировать позитивно окрашенные реакции на различные, в том числе и стрессовые ситуации в жизни.

Задача тренинга – научить студентов самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные вербальные и действенные формы общения в трудные моменты жизни; научить некоторым приемам саморегуляции эмоциональных состояний.

Тренинг состоит из 3 этапов.

1 этап – «Знакомство». Для общего настроя на тренинг предлагается представиться друг другу необычным образом. Каждый называет какое-то положительное качество, начинающееся на первую букву своего имени (Алла – Активная, Ольга - Отзывчивая).

(Вгруппе, где все друг друга хорошо знают, можно провести упражнение «Комплимент». Назвать положительное качество, рядом сидящего человека. Качество должно начинаться на первую букву имени).

После знакомства каждый высказывает свои ожидания от предстоящего тренинга, свое самочувствие.

2 этап – упражнения.

«Паровозик»

Один из самых эффективных способов самозащиты – «выведение» стрессов по мышечным каналам. В период нервно-психологического напряжения необходимо искать различные поводы для того, чтобы увеличить двигательную активность: бег, спорт, отказ от транспорта, различные игры. Терапевтический эффект игр увеличивается от присутствия в них коммуникативного компонента.

Для проведения упражнения «Паровозик» необходимо подготовить помещение, расставить препятствия в виде стульев. Участники становятся друг за другом в колонну и держаться за плечи впередистоящего, изображая паровозик, возглавляющий колонну – паровоз, остальные – вагоны. Вагоны закрывают глаза, а паровоз должен провести состав через препятствия. (в роли паровоза должен побыть каждый участник).

После упражнения в круге проводится обратная связь. Что я испытал, когда был в роли паровоза, в роли вагона. Кому я доверял больше, меньше.

«Успокойте Бирбала». Индийская легенда рассказывает о Бирбале, нерадивом советнике царя Акбара, который опоздал однажды к царю на целых 3 часа – проспал. Чтобы оправдаться перед царем, Бирбал сказал, что никак не мог успокоить ребенка. Акбар не поверил, что ребенка нельзя было успокоить быстрее. Тогда Бирбал предложил царю выступить в роли утешителя, а сам «заплакал», изображая неутешное горе. Через час бесплодных попыток Акбар сдался и простил своего советника.

Участники тренинга выбирают «Бирбала», которого по очереди пытаются успокоить, используя различные способы утешения: слово прикосновение, какие-либо стимулы. Затем Бирбал выбирает, чье утешение было самым убедительным и эффективным.

После упражнения в круге проводится обратная связь. Что я чувствовал, что помогло.

3 этап – Обратная связь. Обсуждение своих впечатлений от тренинга. Какое самочувствие, оправдались ли ожидания.

После проведения тренинга со студентами была проведена рефлексия, а затем анонимное анкетирование.

В процессе тренинга студенты проявили повышенный интерес, некоторые испытывали смущение, стеснение. Этап «паровозик» практически у всех получался сразу, трудностей не вызывал, некоторым было немного страшновато. По окончании этого этапа тренинга студенты отмечали общее снижение напряжения в группе. Отмечали чувство доверия и командной работы.

На этапе «Успокоить Бирбала» у некоторых студентов возникали трудности коммуникации, связанные с некоторым смущением. Студенты, отметили что не всегда можно подобрать необходимые слова и способы утешения в трудных жизненных ситуациях. Во время обратной связи все выражали положительные эмоции, повышение настроения и снятие напряжения.

Все студенты были заинтересованы в разработанной памятке и каждый из участников тренинга получил ее для себя.

После четырех месяцев обучения и прохождения производственной практики в ЛПУ было проведено анонимное анкетирование 156 студентов, участвовавших тренинге с целью проверки полученных знаний и умений на тренинге в практическом опыте и использование рекомендаций памятки в общении с пациентами и их родственниками.

Во время прохождения учебной или производственной практики лично сталкивались со смертью пациента 96 человек, из опрошенных. 70 из них использовали рекомендации из памятки для студентов при переживании горя. Навыки, полученные при выполнении упражнения «Успокоить Бирбала» использовали 30 человек. Для снятия эмоционального напряжения на рабочем месте 35 человек использовали упражнение «Паровозик».

Как известно, чтобы развить резервы своего организма люди еще с глубокой древности прибегали к различным комплексам упражнений, добиваясь удивительных, порой даже шокирующих результатов. Йогины, мастера Шаолинь, монахи-схимники, усердствуя в медитациях или молитвах, в физическом труде или занятиях боевыми искусствами расширяли представления о границах возможного. Но эти качества проявляются не всегда и не у всех. Чтобы открыть резервные возможности современного человека, необходимо постоянно заниматься саморазвитием, что можно достигнуть с помощью тренинговых занятий.

Мы планируем, с целью профилактики психического здоровья нашего колледжа, на занятиях по психологии регулярно проводить упражнения из данного тренинга. Мы понимаем, что это лишь начало большого пути, по которому мы пойдем и дальше к достижению своих целей.

 Литература:

  1. Т.Н. Березина «Тренинг интеллектуальных и творческих способностей», 2009
  2. М.Ю. Михайлина «Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях», 2016
  3. Е.В. Сидоренко «Тренинг коммуникативной компетентности», 2007
  4. http://www.allbest.ru

Приложение

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*