Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие общих компетенций студентов на уроках химии посредством инновационных образовательных технологий

09.02.2016 171 223
Максимова Вера Ивановна
Максимова Вера Ивановна, преподаватель

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта перед педагогами стоит проблема воспитание компетентной личности студента - это формирование опыта решения различных проблем (метапредметных, предметных профессиональных, личностных, мировоззренческих), т.к. изменился социум и его требования: умножился объем информации, изменилась функция личности в обществе. Это потребовало модернизации технологий обучения, формирующих развитие интереса к обучению (предмету), самореализацию, коммуникативность и мобильность, которые могут потребоваться студентам в повседневной жизни.

В компетентностной модели профессионального обучения, составляющую основу образовательных стандартов нового поколения, важное место отводится инновационным технологиям, которые являются основой для формирования  компетенций студента, которые необходимы в мире профессионалов.

Комплекс инновационных решений представлен и в нормативных условиях реализации основных образовательных программ. К этим условиям относятся реализация технологического подхода к обучению. Именно технологизация образовательного процесса обеспечивает его эффективность. При формировании мировоззрения студентов важное значение имеют технологии активного, интерактивного обучения, реализующие личностно – развивающее обучение, которое отвечает целям формирования компетенций студентов.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется путем выполнения различных предметно – практических действий в учебном процессе на уроках химии. Процесс познания студентов протекает в совместной деятельности с преподавателем.

Преподаватель направляет этот процесс в соответствии с возрастными возможностями и особенностями студента. Процесс обучения проходит в постоянном общении студента с преподавателем, что оказывает большое влияние на формирование познавательной деятельности, что дает возможность для самореализации студента в дальнейшей профессиональной деятельности. Вооружает студента системой научных знаний, умений, навыков с целью  их самостоятельного использования на практике. Формирует многофункциональность компетенций и всестороннее развитие личности студента.

Для развития компетенций студентов на уроках химии использую различные инновационные технологии:

Технология интерактивного обучения позволяет перейти от трансляционной  к организменной форме познания, в процессе которой проявляется инициатива, оперативность и самостоятельность в работе обучающегося.

Структура интерактивного урока по теме «Смеси» состоит из двух частей: обязательная составляющая – изучаемый материал урока и тренинг – минимум: это динамика, эмоционально - практическое восприятие информации, обратная связь.

Этап урока

Методическая цель

Вид взаимодействия

Обязательная составляющая:

1 этап: мотивация.

 

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.

Компетенция: учение с интересом, доверие  педагогу

Демонстрация различных видов смесей. Назвать отличия.

Компетенция: умение отыскивать причины явлений, процессов

2 этап

Оглашение темы и задач

 

 

Обеспечить понимание студентами их деятельности.

Компетенция: определения источников информации.

Через название темы, вид учебной деятельности

Компетенция: определение видов самостоятельной деятельности

3 этап урока

Получение необходимой информации

 

Инструктаж студентов для выполнения задания

Компетенция: восприятие информации

Ознакомление с раздаточным материалом

Компетенция: организовывать собственную деятельность

Тренинг – минимум:

4 этап

Интерактивное задание

 

 

Практическое усвоение материала Компетенция: самостоятельное выполнение, применение знаний на практике.

Работа в малых группах

Компетенция: умение сотрудничать с другими обучающимися, извлекать пользу из полученных знаний

5 этап

Подведение итогов

 

 

Обсуждение с целью закрепление материала.

Компетенция: навыки общения на профессиональную тематику, которая выражает тематику предмета

Совместный анализ учебной деятельности на уроке.

Компетенция: умение логично выражать свои мысли, делать вывода, речевая деятельность

Нести ответственность за свою работу.

Информационно – коммуникативная технология      

Информационные технологии делают уроки яркими и содержательными, их цель развивать познавательные способности студентов и их творческое мышление. Постановка данных задач решается через технологию мультимедийных уроков, облегчает процесс восприятия и запоминания информации.

Используя учебное электронное пособие «Химия 8 -11 класс». Виртуальная лаборатория» с помощью компьютерного сопровождения можно проводить демонстрацию химического эксперимента, который в силу опасности для здоровья студентов и трудности выполнения не может быть проведён на уроке.

Компьютерные технологии дают возможность получить объёмное представление о строении молекул органических веществ и соединении в них различных атомов.

Таким образом, компьютерные технологии формируют учебно – познавательные компетенции: определённость, конкретность, точность понятий; понимание причин явлений, процессов в наиболее сложных компонентах учебного материала; помогают усвоить логистику рассуждений; облегчают путь к решению поставленных задач; учат рационально использовать рабочее время; работать с дополнительными источниками информации.  Делают урок современным, интересным, повышают уровень обучения и вызывают интерес студентов к предмету «Химия».

Интегральная образовательная технология

Структура интегрального урока по теме «Органические полимеры»:

Теоретический материал излагается «блоками».

1 блок – индуктивная лекция. Активизирует мыслительную деятельность, способность к построению рассуждений, умение пользоваться источниками (опоры: учебник, рисунки, таблицы).

В результате студенты самостоятельно составляют конспект  при педагогическом сопровождении.

2 блок – кратное повторение материала, ориентировочные основы деятельности, с выделением опорных знаний и вычленением наиболее существенного изложения, с учётом профессии студентов, с применением средств наглядности. Способствует умению делать обобщение, применять на практике полученные знания.

 Актуализация метопредметных связей «Химия – Материаловедение». Интеграция предмета химия в профессию «Портной».

Технология уровневой дифференциации.

В изучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой предмета. У одних студентов усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению предмета. Поэтому для оценки успехов студентов необходимо определить, как усвоено содержание на уровне воспроизведения фактов, их реконструкции ими на вариативном уровне. При контроле и оценке знаний важно добиться, чтобы оценка отражала не только обученость, но и  обучаемость. Поэтому контрольно – оценочные материалы по темам дифференцированы по уровням сложности:

- Вариант № 1  (включает нестандартные задания творческого характера. 5 баллов)

- Вариант № 2  (включает стандартные задания, но содержат элементы усложнения. 4 балла)

- Вариант № 3  (включает репродуктивные знания. 3 балла)

При выполнении контрольной, или самостоятельной, или зачётной  работы студенты самостоятельно выбирают вариант, в зависимости от уровня самоподготовки.  При чём, в процесс работы студенты могут перейти на любой уровень сложности, если считают, что ошиблись с выбором варианта. При этом они проводят самоанализ и полностью берут ответственность на себя за выбор и результаты труда.

Таким образом, результативность применения инновационных технологий способствует формированию общих и  профессиональных компетенций:

- эмоционально – психологические: понимать сущность и социальную значимость своего труда;

- регулятивные: организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения   профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- аналитические: решать проблемы, принимать решение, нести за них ответственность, готовность к инновациям;

- социально – коммуникативные: осуществлять поиск и использовать информацию для решения задач и личного роста, использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности, эффективно общаться, работать в команде;

- творческие: создавать продукт, отличающейся новизной, оригинальностью, уникальностью;

- самосовершенствования: принимать решение в различных ситуациях, применять знания на практике, умение извлекать пользу из полученного опыта, навыки самоконтроля и самореализации, формирует желание учиться и развиваться дальше.

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением студентов к учению, их стремление к познанию, способностью осознано, самостоятельно проявлять активность и  приобретать знания, умения, навыки.

Список литературы

  1. Е.В. Советова «Эффективные образовательные технологии»Изд. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007г.
  2. Н.В. Буянов, Н.Н. Михайлова «Образовательные технологии в профшколе»Изд. «Столица», Москва, 2008 г.
  3. Т.К. Крикунова «Практическая педагогика»Изд. «Академия», Москва, 1999г.
  4. С.В. Кулькевич, Т.П. Лакоценина «Анализ современного урока»Изд. ТЦ «Учитель», Ростов-на-Дону, 2002 г.
  5. Е.П. Стибнева, А.В. Скачков «Современные открытые уроки химии 8-9 классы» Изд. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002 г.
  6. Т.В. Хасия «Компетентностный подход: инновации и традиции в образовании современного педагога»



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*