Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Из опыта организации и проведения творческих конкурсов

30.01.2012 828 2948
Трофимова Галина Васильевна, преподаватель ПЦК музыкально-теоретических дисциплин

Забайкальское краевое училище искусств

В условиях модернизации отечественного образования не утратила своей актуальности проблема взаимодействия всех ступеней существующей у нас системы музыкального образования – музыкальных школ, училищ и вузов. Одна из эффективных форм выявления и поддержки творчески одарённой молодежи, ориентации её в профессиональном плане через систему непрерывного образования – разного рода исполнительские и музыкально-теоретические конкурсы (олимпиады, викторины, фестивали-конкурсы и т.п.)


Для учащихся детских музыкальных школ и школ искусств такие творческие состязания традиционно организуют средние специальные учебные заведения, тем самым стремясь повысить методический уровень преподавания в начальном звене и стимулировать процесс ранней профессиональной ориентации школьников.

В последнее время и вузы (например, Дальневосточная академия искусств, Новосибирская консерватория (академия) им.М.И.Глинки) стали привлекать к участию в конкурсах не только студентов училищ и колледжей, но и учеников детских музыкальных школ, ставя своей основной задачей показать реальную взаимосвязь всех звеньев музыкального образования и дать возможность увидеть перспективы профессии музыканта.


Подготовка к конкурсам, участие в них является не только средством активизации творческого мышления, развития воображения, совершенствования коммуникативных отношений, но и стимулирования мотивации учения. Расширение познавательной активности учащихся ведет ко все более широкому и углубленному изучению самой музыки. Такая работа помогает заложить прочный фундамент формирования и развития целого комплекса личностных качеств, знаний, умений, необходимых в музыкально-творческой деятельности.


На отделении теории музыки в ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств» накоплен достаточно большой опыт организации и проведения конкурсов по музыкально-теоретическим дисциплинам. На протяжении последних двух десятилетий это были городские, «кустовые», областные (краевые) конкурсы кроссвордов по музыкальной литературе и творческих работ по сочинению и импровизации, олимпиады, посвященные юбилеям крупнейших композиторов, конкурсы по сольфеджио и музыкальной грамоте. Каждый конкурс становится событием в культурной жизни нашего региона, надолго запоминается участникам, а нашему учебному заведению дает приток новых студентов.


Последним из творческих состязаний, организованных преподавателями ПЦК музыкально-теоретических дисциплин была Краевая олимпиада по музыкальной литературе «Под сенью дружных муз», посвященная русской опере. «Изюминкой» этой олимпиады было проведение ее в форме театрализованного действа в трех частях с прологом и эпилогом.


Уже на регистрации участников была создана особая атмосфера, предвещающая необычные события: прибывших на конкурс встречали знакомые оперные персонажи. В их роли выступили  помощники преподавателей – студенты отделения теории музыки. (Фото 1)

 

Открытие олимпиады стало прологом основного действия и началось с напутственного слова Баяна под звуки гуслей.


Первая часть – завязка событий – трудный, насыщенный конкурсными заданиями первый день олимпиады. Учащимся был предложен письменный тест, в котором нужно было проявить знание истории жанра оперы, терминологии, представление о мировых оперных театрах и выдающихся оперных исполнителях, умение ориентироваться в содержании шедевров русской оперной классики и их жанровых разновидностях. Разнообразными были и викторины: портреты русских композиторов и оперных героев, видеофрагменты из опер, аудиозаписи, определение оперных номеров по нотному тексту. И, наконец, последнее задание первого дня соревнований – большой красочный кроссворд.


Находкой, на наш взгляд, было оформление аудиторий, где конкурсанты выполняли задание. Это были не обычные классы, а «Шатер хана Кончака», «Усадьба Лариных», «Палаты князя Светозара». (Фото 2)


Вечером для участников олимпиады состоялся концерт. Проведение концерта стало доброй традицией наших конкурсов, при этом каждый раз программа концерта «поддерживает» тематику конкурса, приносит слушателям яркие художественные впечатления и, конечно, расширяет их музыкальный кругозор.

Второй день олимпиады был посвящен прослушиванию домашнего задания, которое предполагало рассказ-представление оперного персонажа. Это был праздник творчества, фантазии, изобретательности школьников в раскрытии прекрасных образов русских опер – вечной юности и красоты (Снегурочка, Лель), преданности и силы любви (Ярославна, Татьяна), мужества и достоинства (Князь Игорь), патриотизма и героизма (Иван Сусанин, Ваня). (Фото 3, 4, 5)


Сценки с элементами театрализации, волшебные превращения, компьютерные презентации сменяли дуг друга. Дети пели и играли темы оперных номеров, многие проявили артистизм, вокальные способности, ораторские задатки. Выполнение подобных заданий помогает постигать духовные ценности, которые несет нам великая музыка, раскрывает связь различных видов искусства, связь искусства с жизнью. А возможность проявления творчества и самовыражения является привлекательным фактором, способствующим выбору профессии музыканта.


Третья часть нашего «действа» (соответственно третий день олимпиады) традиционно включала командные соревнования. Они проходили в виде игры «В гостях у оперы: пир на весь мир», объединившей участников состязаний и их наставников (которые даже создали свою команду), преподавателей техникума искусств и студентов отделения теории музыки.


Этот мини спектакль был наполнен игрой и серьезными вопросами, загадками-пантомимами и остроумными ответами, «коварством» ведущих и волшебным спасением силой музыки заколдованных персонажей. А закончилось все дружным хором «Славься» из оперы М.И Глинки.


Особо хочу сказать о роли студентов. Олимпиада была своего рода творческим проектом, в реализации которого студенты приняли самое непосредственное участие. Они встречали гостей в день регистрации, были строгими членами студенческого жюри при прослушивании творческого домашнего задания, активно помогали преподавателю, ведущему командные соревнования. На наш взгляд, такое тесное студенческо-педагогическое партнерство как нельзя лучше формирует и развивает целый ряд общих и специальных компетенций будущих специалистов.


Эпилог – это обмен мнениями о проведенной олимпиаде и торжественный миг развязки действия – награждение лауреатов, для которых Краевой учебно-методический центр приготовил сюрприз – путевки в летний детский лагерь в Сочи. Были отмечены и дипломанты, и победители в различных номинациях.

Самое яркое впечатление от олимпиады – это праздничность, необыкновенный энтузиазм участников и организаторов. И коллеги из музыкальных школ и представители Министерства культуры Забайкальского края отметили инновационный подход к разработке программы олимпиады, благодарили за создание радостной атмосферы творческого соперничества, столь активно влияющей на развитие личности.


Несомненно, такой вид взаимодействия с детскими музыкальными школами как творческие конкурсы повышает у участников мотивацию к совершенствованию своих способностей и профессиональных навыков, вызывает желание учиться дальше, поднимает престиж профессии музыканта.

 

Фотографии заведующей ПЦК

музыкально-теоретических

дисциплин Усовой Т.М.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*