Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности патриотического воспитания в группах ограниченными возможностями здоровья

09.02.2016 267 381
Тушева Наталья Николаевна
Тушева Наталья Николаевна, преподаватель истории и обществознания

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Актуальность  темы

Патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике.

В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.

В статье № 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших  названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Постановление Правительства РФ

«О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.г.», федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.

Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогом — это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

Патриотическое воспитание в — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодежи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Процесс патриотического воспитания в специальных (коррекционных) группах является трудным и его результат не так ощутим, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такой подросток  с гораздо  большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине.

Правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического формирования личности, едины, как для студентов, так и для слушателей обучающихся в специальных (коррекционных) группах. Так как  «наличие у подростка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Уровень решения воспитательных задач в специальных (коррекционных) группам будет иным, чем в группах СПО».

Система патриотического воспитания слушателей,  включает различные направления для формирования у них чувства патриотизма. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории, выставки, конкурсы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам ее истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие слушателями смысла понятия «любовь к Родине», воспитание у граждан чувств уважения и любви к Отечеству. Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у слушателей на уроках истории, обществознания, в процессе внеклассной работы, организации Уроков Мужества.

Патриотическое воспитание слушателей групп ОВЗ учитывает особенности психофизического развития детей, оно позволяет удовлетворить потребности подростка в полноценном развитии как личности, помогает  войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о родном крае и родной стране, в которой он живет.

Цели патриотического воспитания в группах слушателей с ОВЗ:

- развитие системы патриотического воспитания слушателей с ограниченным интеллектом, направленной на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.

 Задачи патриотического воспитания в группах слушателей с ОВЗ:

- получение и расширение знаний слушателей  о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.;

- формирование патриотических чувств и сознания у слушателей на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры;

- привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;

- воспитание у слушателей интернациональных чувств;

- формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.

Для реализации данных задач необходимо,  чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной. Реализация целей патриотического воспитания поможет слушателю строить свою жизнь,  и после окончания техникума.

При реализации данных воспитательных задач  учитывается степень подготовленности слушателей  к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой Родине  строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания  зависят от того, насколько системно будут формироваться знания подростков о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на имеющуюся эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить чувства уважения к одногрупникам,  людям, живущим в нашей стране. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров  является участие в различных видах гражданско-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в техникуме. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать  знания о разных   событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт  защиты своей Родины.

Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности

п/п

Группа методов

Методы

Свойства методов

I.

Методы

формирования

сознания

личности

Убеждение, беседы, лекции,

дискуссии,

метод примера     

Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

II.

Методы органи-зации деятель-ности и форми-рования опыта гражданского поведения

Педагогическое требование, требование коллектива, обще-ственное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуа-ций, коллективное творческое дело,  метод проектов

Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

III.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение,  взаимовыручка,  создание ситуации успеха

Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

Реализация целей  патриотического воспитания проходит с  позиции деятельностного подхода, который реализую через  педагогические технологии:

1) проектную;

2) информационную;

3) игровую (деловые и ролевые игры).

Принципы реализации патриотического воспитания слушателей  с ОВЗ:

1. принцип коррекционно-компенсаторной направленности;

2. принцип гуманизации; (умение педагога встать на позицию подростка, учесть его точку зрения, видеть в нем полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.);

3. принцип учета региональных условий; (пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, регионального);

4. принцип дифференциации; (создание оптимальных условий для самореализации каждого подростка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.);

5. принцип непрерывности и системности; (взаимосвязь процессов воспитания и обучения);

6. принцип интеграции; (сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.п.);

7. принцип стимулирования активности (планирование и реализация проектной деятельности, которая обеспечивает практическое применение полученных знаний, совместный поиск решения задач, сбор материала и др.).

Формы реализации патриотического воспитания в группах слушателей с ОВЗ:

- тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, дидактические игры, устные журналы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции, организации выставок, акции, проведение «Уроков мужества», тематические стенды, сбор материала комнату боевой славы техникума.

Предполагаемые результаты патриотического воспитания в группах слушателей с ОВЗ:

-  работа над совершенствованием системы патриотического воспитания молодежи;

- сформировать готовность у слушателей к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;

- отвлечь подростков  от противоправной деятельности;

- сформировать такие ценности как: семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие;

- привить уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям;

- заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами.

Заключение.

Патриотическое воспитание  отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. 

Список литературы

  1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 — №4 – с. 23.
  2. Борщанская М. С. Создание воспитательной системы в школе VIII вида / Борщанская М. С. // Дефектология. – 2001. — №4 – с. 37
  3. http://vertikal.lang-sch4.edusite.ru/p7aa1.html
  4. http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/12/02/vakhta-pamyati-sotsialnyy-proekt
  5. http://sheg-internat.edu.tomsk.ru/programma-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-ya-i-moya-malaya-rodina/
  6. http://скоши.рф/main/2848.html



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*