Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Мониторинг внешней среды ПОО - определяющий фактор конкурентоспособности ПОО

09.02.2016 2114 4000
Грибкова Надежда Васильевна
Грибкова Надежда Васильевна, методист

Егорьевский техникум

В данной статье автором рассматриваются внешняя среда профессиональной образовательной организации, микросреда,   макросреда, методы ее оценки, рассматривается оценка внешней среды ПОО как фактор конкурентной образовательной среды ПОО.

Ключевые слова: профессиональная образовательная организация, внешняя среда, макросреда, микросреда, потребители, конкуренты, методы оценки, качество, эффективность, конкурентоспособность, угрозы возможности, сильные стороны, слабые стороны.

Для того чтобы идти в ногу со временем каждая профессиональная образовательная  организация  (далее –ПОО) выбирает свою стратегию развития. Выбор стратегии развития зависит, прежде всего, от внешней среды и потенциала образовательной организации.

Элементы внешней и внутренней среды ПОО находятся  в постоянном взаимодействии. Для  создания  ПОО с  современной системой оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия необходимо  вскрыть угрозы и возможности ПОО, применяя различные методы оценки среды.

Это можно осуществить с помощью таких методов исследования среды, как PEST, SNW –анализ, модель пяти сил конкуренции (по М. Портеру) и составление профиля образовательной организации.

ПОО, как открытая социально-педагогическая система, не может абстрагироваться от социальной ситуации, поскольку человек развивается в определенной социальной среде. Надо учитывать, что среда оказывает влияние на развитие личности обучающегося, а обучающийся, как активная и творческая личность – преобразует и развивает образовательную среду [2, с.15] .

В качестве принципов открытого образования выступают:

  1. Прием абитуриентов без вступительных испытаний;
  2. Открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов;
  3. Свобода в выборе времени и темпов обучения,
  4. Переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»;
  5. Переход от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу - знания доставляются человеку;
  6. Свободное развитие индивидуальности, являющееся основополагающим фактором, тогда как классическая модель образования предполагает жесткие нормы, унифицирующие человеческую индивидуальность [9,с.13].

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Егорьевский промышленно-экономический техникум» (далее –ГАПОУ МО ЕПЭТ) имеет статус юридического лица, самостоятельный баланс, лицевой счет учету средств бюджета  Московской области, печать с изображением Государственного герба РФ и наименованием учреждения; использует имущество, закрепленное на праве оперативного управления и осуществляет свою деятельность в соответствии  со следующими документами: свидетельством о государственной аккредитации; лицензией. Учреждение обладает автономией.

Основными целями создания ГАПОУ МО ЕПЭТ являются:

  • формирование у обучающихся учреждения гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности, способности к социальному самоопределению;
  • подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования;
  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования.

В соответствии с основными задачами и целями   образовательная организация осуществляет следующие виды деятельности:

  • реализация в соответствии с государственными образовательными стандартами основных образовательных программ среднего профессионального образования- программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
  • реализация в соответствии с государственными образовательными стандартами программ подготовки специалистов среднего звена;
  • реализация в соответствии с квалификационными требованиями основных программ профессионального обучения – программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программ переподготовки рабочих, служащих, программ повышения квалификации рабочих, служащих;
  • реализация в соответствии с образовательными программами, разработанными и утвержденными учреждением или федеральными государственными требованиями дополнительных профессиональных программ;
  • реализация в соответствии с образовательными программами, разработанными и утвержденными учреждением, основных общеобразовательных программ.

В 2013 году ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум» внесён в Реестр 100 лучших учебных заведений России.

ГАПОУ МО ЕПЭТ, как и любая организация, испытывает на себе влияние внешней среды: макроокружение (макросреда); непосредственное окружение (микросреда).

Внешняя среда является источником, питающим профессиональную образовательную  организацию  (далее ПОО) ресурсами: это внешнее окружение, включающее различные системы, с которыми ПОО  взаимодействует и влиять на которые в целом не может, за исключением воздействия на отдельные элементы [8, с.114], но должно постоянно учитывать в своей работе.

Обычно изменения внутри организации вызваны изменениями во внешней среде. Одним из способов определения окружения и облегчения учета его влияния на организацию является разделение внешних факторов на две основные группы: микросреду (среду прямого воздействия) и макросреду (среду косвенного воздействия) [4, с.36].

Макросреда – внешняя среда косвенного влияния на организацию.

Анализ макросреды ПОО предполагает изучение следующих групп факторов:

  1. Экономическая составляющая макросреды определяет общий уровень экономического развития страны: размер внутреннего валового продукта, темпы инфляции, уровень безработицы и т.д. Изменение макроэкономических показателей влияет на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса, определяет уровень цен, прибыльность и т. п.
  2. Политическая составляющая, представленная органами государственной власти, определяет цели и направления развития общества, его идеологию, внешнюю и внутреннюю государственную политику в различных областях (в том числе в образовательной сфере), а также пути и средства, с помощью которых правительство намерено ее осуществить. Анализ политических факторов в региональном разрезе позволяет ПОО иметь ясное представление о намерениях органов власти региона в отношении системы образования и о средствах, с помощью которых будут проводиться в жизнь государственная политика [2, с.31].
  3. Правовая составляющая включает законы и правовые акты, устанавливающие допустимые нормы деловых взаимоотношений, права, ответственность и т. п. От знания и соблюдения законов и правовых норм зависит правильность заключения и выполнения контрактов, законность деловых операций, возможность решения спорных и других вопросов, связанных с деятельностью ПОО, которая осуществляется в рамках существующего законодательства.
  4. Социальная составляющая представляет собой социальные процессы и тенденции, происходящие в обществе и влияющие на деятельность ПОО: социальная структура общества, его демографические характеристики. Социальная составляющая определяет уровень спроса на образовательные услуги, потребительские предпочтения социальных заказчиков и основные параметры регионального рынка интеллектуального труда.
  5. Технологическая составляющая включает научные и технологические факторы, развитие которые позволяет образовательной системе ПОО совершенствовать старые и создавать новые образовательные услуги, совершенствовать и разрабатывать новые педагогические технологии.

Для изучения внешней среды косвенного воздействия, угроз и возможностей был использован как маркетинговый инструмент PEST – анализ. PEST- анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию организации. Основные положения PEST – анализа: стратегический анализ каждого из четырех указанных компонентов должен быть системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны [3, с.70] .

Политика

P

E

Экономика

1. Вступление в силу нового ФЗ «Об

образовании»

2. Реализация ФГОС

3. Стабильность государственного заказа(выделение бюджетных мест)

4. Возможность проведения

внебюджетного набора

 

1. Повышение заработной платы

педагогическим работникам, наличие фонда стимулирующих выплат

2. Улучшение уровня жизни населения

3. Разрыв между заработной платой

педагогических работников в Московской области и в Москве

4. Снижение престижа специальностей СПО

5. Уменьшение  числа коммерческих образовательных  организаций в городе.

6.Инфляция

7. Усиление конкуренции

Социум

S

T

Технология

1.Уровень жизни населения района постепенно растет.

2. Увеличение значимости социального партнерства

3. Географическая близость к Москве

4. Проявления асоциального поведения молодежи, зависимость от виртуального пространства

5. Снижение рождаемости 1990-2000 гг.

6. Снижение учебной мотивации обучающихся

7.Влияние СМИ

8.Изменеия в основных потребительских предпочтениях

1. Внедрение инновационных методов преподавания

2. Практикоориентированность

образовательного процесса

3. Появление новых образовательных технологий, в том числе информационных, дистанционных

4.Развитие Интернета

Таблица 1.  PEST – анализ внешней среды

Анализ макроэкономических условий, оказывающих влияние на изменения в образовательной системе, позволяет сделать следующие выводы:

Микросреда -среда прямого влияния на ПОО. Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации.

Анализ микросреды ПОО предполагает изучение следующих групп факторов.

1.Потребители. Совокупность всех потребителей образовательных услуг (как реально существующих, так и потенциальных) формирует рынок образовательных услуг. Известный специалист по управлению Питер Ф. Друкер, говоря о цели организации, выделял, по его мнению, единственную подлинную цель бизнеса - создание потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы.

2.Поставщики  и контактные аудитории. Поставщиками ПОО являются: фирмы и физические лица, обеспечивающие организацию всеми видами ресурсов. Всех поставщиков можно разделить на несколько групп - поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов [6, с.71].

  1. Конкуренты- образовательные учреждения, которые соперничают с ПОО за получение предпочтения у потребителя при продаже своих услуг на рынке. Анализ конкурентов необходимо осуществлять постоянно, чтобы его результаты можно было оперативно использовать для корректировки деятельности собственного образовательного учреждения.

4.Рынок рабочей силы предполагает сбор информации по следующим параметрам:

  • наличие кадров необходимого уровня образования и квалификации;
  • демографические характеристики рабочей силы;
  • стоимость рабочей силы.

Данные о рынке рабочей силы позволяют уточнить возможности эффективной маркетинговой деятельности и роста продаж ПОО, который зависит от наличия соответствующих специалистов

В ходе анализа состояния внешней среды прямого воздействия ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум» выделены основные её составляющие:

ПОО, в свою очередь, может оказывать активное встречное влияние на внешнюю среду, так как:

  • формирует общественный престиж и высокий рейтинг образования;
  • влияет на формирование образовательных потребностей общества;
  • осуществляет формирование культуры общественного поведения;
  • проводит профилактическую работу по предупреждению асоциальных явлений среди обучающихся,
  • осуществляет социальную защиту детей из малообеспеченных семей, контроль за соблюдением прав ребёнка;
  • реализует конституционное право граждан на образование.

ПОО  должна быть в курсе тех аспектов деятельности контактных аудиторий, которые могут оказать воздействие на его функционирование. В качестве контактной аудитории выступают социальные партнеры:

  • местные органы власти: оперативная информация об изменениях в нормативно-правовой базе;
  • средние образовательные школы –выпускники 9-11 классов;
  • центры занятости населения: источник информации об образовательных потребностях клиентов;
  • профессиональные ассоциации: источник информации об образовательных

потребностях клиентов;

  • средства массовой информации: формирование позитивного имиджа.

Необходимо учитывать усиливающуюся конкуренцию среди образовательных учреждений. Анализируя рынок образовательных услуг г. Егорьевска и Егорьевского района можно выделить следующих конкурентов, которые оказывают образовательные услуги:

  • филиал ГОУ ВО МО ГСГУ в городе Егорьевск «Колледж педагогики и искусства»
  • ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №3» (Егорьевский филиал)
  • ГБПОУ МО «Коломенский аграрный колледж»
  • Егорьевский авиационный технический колледж им В.П. Чкалова - филиал ФГБО ВПО «Московского государственного технического университета гражданской авиации»
  • Средние образовательные школы.

Анализ конкурентов  проводился  по модели пяти сил конкуренции М. Портера. Методика базируется на так называемых «пяти силах», которые определяют уровень конкуренции и спроса на то или иное образование, возможности образовательных учреждений и диктат условий предоставления образовательных услуг. Пять сил Портера включают в себя:

  • угрозу появления новых конкурентов;
  • угрозу появления продуктов-заменителей;
  • влияние государственного заказа на образовательный процесс;
  • влияние потребительского спроса на изменение спектра образовательных услуг;
  • уровень конкурентной борьбы внутри отрасли.

Проведенный анализ показал, что конкуренция на рынке образовательных услуг города  высокая. Образовательные учреждения реализуют широкий спектр основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих,  программы профессиональной подготовки, модульные программы, курсы повышения квалификации. Образовательный процесс ОУ напрямую зависит от государственного заказа.

Необходимо обратить внимание на технологическую оснащенность образовательного процесса, на уровень инноваций, уровень менеджмента.

Изучение внешней среды позволяет составить мнение о текущей ситуации на рынке образовательных услуг, сделать прогноз тенденций изменения социального заказа, определить потенциал ПОО. Престиж специальностей и профессий  ПОО определяется рядом факторов:

ГАПОУ МО ЕПЭТ   давно работает на рынке образовательных услуг. Система ценностей  сложилась за многолетний опыт работы в следующие составляющие: творчество; инновации; четкая организация; экономическая устойчивость. Формирование активной, творческой личности современного выпускника, отличающегося высокой профессиональной компетентностью, имеющего активную гражданскую позицию – задача, которую решает педагогический коллектив. Поэтому, особую актуальность приобретает педагогическая практика, направленная не столько на усвоение знаний и умений, сколько на создание таких условий, которые дадут возможность каждому обучающемуся понять, проявить и реализовать себя в будущем.

Изучение, разработка и анализ  образовательной среды  с помощью различных методов оценки способствуют созданию конкурентного образовательного пространства профессиональной образовательной организации, определяют во многом  перспективы ее развития, служат основанием для разработки стратегических планов и  программы развития.

Литература

  1. Баранников А. Ф. Теория организации: учебник / А. Ф. Баранников. — М., 2004. — 367 с.
  2. Голубков Е. П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения.//Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 1
  3. Глумаков В.Н., Максимцов М.М., Малышев Н.И. Стратегический менеджмент: Практикум. – М.: Вузовский учебник, 2008
  4. Горшкова Л. А. Анализ организации управления. Аналитический инструментарий / Л. А. Горшкова. — М., 2003. — 347 с.
  5. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник /В. И. Кнорринг. — М., 2010. — 246 с.
  6. Кошанов А.А. Основы менеджмента / А.А. Кошанов.- М.: Бизнес и дело, 2007.- 189с.
  7. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.Н. Основы менеджмента: Учебное пособие. СПб. 1998. — 235 с.
  8. Ляско В.И. Стратегическое планирование развитие предприятия. – М.: Экзамен, 2007
  9. С.М. Филиппов, В.П. Тихомиров (общая редакция). Открытое образование - стратегия XXI века для России // Изд-во МЭСИ, М., 2000
  10. Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
  11. http://www.refi.su/books.html 26.01.2014- интернет -ресурс



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*