Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ данной статье автором рассматриваются внешняя среда профессиональной образовательной организации, микросреда, макросреда, методы ее оценки, рассматривается оценка внешней среды ПОО как фактор конкурентной образовательной среды ПОО.
Ключевые слова: профессиональная образовательная организация, внешняя среда, макросреда, микросреда, потребители, конкуренты, методы оценки, качество, эффективность, конкурентоспособность, угрозы возможности, сильные стороны, слабые стороны.
Для того чтобы идти в ногу со временем каждая профессиональная образовательная организация (далее –ПОО) выбирает свою стратегию развития. Выбор стратегии развития зависит, прежде всего, от внешней среды и потенциала образовательной организации.
Элементы внешней и внутренней среды ПОО находятся в постоянном взаимодействии. Для создания ПОО с современной системой оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия необходимо вскрыть угрозы и возможности ПОО, применяя различные методы оценки среды.
Это можно осуществить с помощью таких методов исследования среды, как PEST, SNW –анализ, модель пяти сил конкуренции (по М. Портеру) и составление профиля образовательной организации.
ПОО, как открытая социально-педагогическая система, не может абстрагироваться от социальной ситуации, поскольку человек развивается в определенной социальной среде. Надо учитывать, что среда оказывает влияние на развитие личности обучающегося, а обучающийся, как активная и творческая личность – преобразует и развивает образовательную среду [2, с.15] .
В качестве принципов открытого образования выступают:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Егорьевский промышленно-экономический техникум» (далее –ГАПОУ МО ЕПЭТ) имеет статус юридического лица, самостоятельный баланс, лицевой счет учету средств бюджета Московской области, печать с изображением Государственного герба РФ и наименованием учреждения; использует имущество, закрепленное на праве оперативного управления и осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими документами: свидетельством о государственной аккредитации; лицензией. Учреждение обладает автономией.
Основными целями создания ГАПОУ МО ЕПЭТ являются:
В соответствии с основными задачами и целями образовательная организация осуществляет следующие виды деятельности:
В 2013 году ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум» внесён в Реестр 100 лучших учебных заведений России.
ГАПОУ МО ЕПЭТ, как и любая организация, испытывает на себе влияние внешней среды: макроокружение (макросреда); непосредственное окружение (микросреда).
Внешняя среда является источником, питающим профессиональную образовательную организацию (далее ПОО) ресурсами: это внешнее окружение, включающее различные системы, с которыми ПОО взаимодействует и влиять на которые в целом не может, за исключением воздействия на отдельные элементы [8, с.114], но должно постоянно учитывать в своей работе.
Обычно изменения внутри организации вызваны изменениями во внешней среде. Одним из способов определения окружения и облегчения учета его влияния на организацию является разделение внешних факторов на две основные группы: микросреду (среду прямого воздействия) и макросреду (среду косвенного воздействия) [4, с.36].
Макросреда – внешняя среда косвенного влияния на организацию.
Анализ макросреды ПОО предполагает изучение следующих групп факторов:
Для изучения внешней среды косвенного воздействия, угроз и возможностей был использован как маркетинговый инструмент PEST – анализ. PEST- анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию организации. Основные положения PEST – анализа: стратегический анализ каждого из четырех указанных компонентов должен быть системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны [3, с.70] .
Политика |
P |
E |
Экономика |
1. Вступление в силу нового ФЗ «Об образовании» 2. Реализация ФГОС 3. Стабильность государственного заказа(выделение бюджетных мест) 4. Возможность проведения внебюджетного набора
|
1. Повышение заработной платы педагогическим работникам, наличие фонда стимулирующих выплат 2. Улучшение уровня жизни населения 3. Разрыв между заработной платой педагогических работников в Московской области и в Москве 4. Снижение престижа специальностей СПО 5. Уменьшение числа коммерческих образовательных организаций в городе. 6.Инфляция 7. Усиление конкуренции |
||
Социум |
S |
T |
Технология |
1.Уровень жизни населения района постепенно растет. 2. Увеличение значимости социального партнерства 3. Географическая близость к Москве 4. Проявления асоциального поведения молодежи, зависимость от виртуального пространства 5. Снижение рождаемости 1990-2000 гг. 6. Снижение учебной мотивации обучающихся 7.Влияние СМИ 8.Изменеия в основных потребительских предпочтениях |
1. Внедрение инновационных методов преподавания 2. Практикоориентированность образовательного процесса 3. Появление новых образовательных технологий, в том числе информационных, дистанционных 4.Развитие Интернета |
Таблица 1. PEST – анализ внешней среды
Анализ макроэкономических условий, оказывающих влияние на изменения в образовательной системе, позволяет сделать следующие выводы:
Микросреда -среда прямого влияния на ПОО. Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации.
Анализ микросреды ПОО предполагает изучение следующих групп факторов.
1.Потребители. Совокупность всех потребителей образовательных услуг (как реально существующих, так и потенциальных) формирует рынок образовательных услуг. Известный специалист по управлению Питер Ф. Друкер, говоря о цели организации, выделял, по его мнению, единственную подлинную цель бизнеса - создание потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы.
2.Поставщики и контактные аудитории. Поставщиками ПОО являются: фирмы и физические лица, обеспечивающие организацию всеми видами ресурсов. Всех поставщиков можно разделить на несколько групп - поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов [6, с.71].
4.Рынок рабочей силы предполагает сбор информации по следующим параметрам:
Данные о рынке рабочей силы позволяют уточнить возможности эффективной маркетинговой деятельности и роста продаж ПОО, который зависит от наличия соответствующих специалистов
В ходе анализа состояния внешней среды прямого воздействия ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум» выделены основные её составляющие:
ПОО, в свою очередь, может оказывать активное встречное влияние на внешнюю среду, так как:
ПОО должна быть в курсе тех аспектов деятельности контактных аудиторий, которые могут оказать воздействие на его функционирование. В качестве контактной аудитории выступают социальные партнеры:
потребностях клиентов;
Необходимо учитывать усиливающуюся конкуренцию среди образовательных учреждений. Анализируя рынок образовательных услуг г. Егорьевска и Егорьевского района можно выделить следующих конкурентов, которые оказывают образовательные услуги:
Анализ конкурентов проводился по модели пяти сил конкуренции М. Портера. Методика базируется на так называемых «пяти силах», которые определяют уровень конкуренции и спроса на то или иное образование, возможности образовательных учреждений и диктат условий предоставления образовательных услуг. Пять сил Портера включают в себя:
Проведенный анализ показал, что конкуренция на рынке образовательных услуг города высокая. Образовательные учреждения реализуют широкий спектр основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы профессиональной подготовки, модульные программы, курсы повышения квалификации. Образовательный процесс ОУ напрямую зависит от государственного заказа.
Необходимо обратить внимание на технологическую оснащенность образовательного процесса, на уровень инноваций, уровень менеджмента.
Изучение внешней среды позволяет составить мнение о текущей ситуации на рынке образовательных услуг, сделать прогноз тенденций изменения социального заказа, определить потенциал ПОО. Престиж специальностей и профессий ПОО определяется рядом факторов:
ГАПОУ МО ЕПЭТ давно работает на рынке образовательных услуг. Система ценностей сложилась за многолетний опыт работы в следующие составляющие: творчество; инновации; четкая организация; экономическая устойчивость. Формирование активной, творческой личности современного выпускника, отличающегося высокой профессиональной компетентностью, имеющего активную гражданскую позицию – задача, которую решает педагогический коллектив. Поэтому, особую актуальность приобретает педагогическая практика, направленная не столько на усвоение знаний и умений, сколько на создание таких условий, которые дадут возможность каждому обучающемуся понять, проявить и реализовать себя в будущем.
Изучение, разработка и анализ образовательной среды с помощью различных методов оценки способствуют созданию конкурентного образовательного пространства профессиональной образовательной организации, определяют во многом перспективы ее развития, служат основанием для разработки стратегических планов и программы развития.
Литература
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.