Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование гражданской идентичности на уроках истории и во внеурочной деятельности

03.04.2011 1797 5811
Клишейко Наталья Викторовна, учитель

БОУ Гимназия № 12, г. Омск

В современных условиях проблема воспитания гражданской идентичности, т.е. осознание своей принадлежности  к гражданам России, стоит особенно остро. Это связано с тем, что дети уже в подростковом возрасте имеют определенный жизненный опыт. При выборе жизненных ориентиров ребенку необходима помощь педагога, так как стремление к самостоятельности не всегда подкреплено устойчиво сложившимися социальными мотивами, интересами и достаточным опытом. Наиболее полно педагогические задачи воспитания гражданской идентичности в нашей гимназии решаются на уроках истории и обществознания, благодаря специфике этих предметов, приоритетной целью которых является социализация личности ребенка.


Содержание системы воспитания гражданской идентичности обучающихся включает в себя следующие направления реализации воспитательных задач:

1. Духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание– формирование приоритетных ценностей гражданственности, общенациональности; лояльности к основам государственного и общественного строя; патриотизма; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности.

2. Историческое воспитание на основе героической истории России, Сибирского региона, города Омска, своей семьи. Региональный компонент обладает огромным воспитательным потенциалом. Понимание политических, экономических, культурных особенностей региона способствует становлению гражданской позиции. Подготовка к выполнению своего воинского долга начинается с изучения примеров служения Отечеству известных государственных деятелей. Необходимо привлекать внимание не только к подвигам ратных героев, но и труду на благо страны.

3. Политико-правовое воспитание – осведомленность и ориентация школьников в Конституции РФ, привлечение к анализу СМИ, участие в работе институтов гражданского общества. Гражданин должен быть инициативным, деятельным, уметь применять свои знания и умения в жизни.

4. Патриотическое воспитание– организация усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей российского общества, формирование национального самосознания личности;  формирование интереса к национальной культуре (формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, уважение к его самобытности).


Эмоциональный настрой учащихся возникает с приходом в класс, этому способствуют стационарные плакаты и стенды, портреты исторических деятелей, а также плакаты для каждого урока. Актуализации знаний  и повышению интереса к предмету, созданию эмоционального фона помогает привлечение на уроках прозаических и поэтических произведений, точно подобранные отрывки из литературных произведений.


В настоящее время идет поиск путей формирования гражданской, идентичности. Поэтому мы применяем следующие образовательные технологии: проектную, КТД, технологию проблемно-ценностных дискуссий (акцент делается не на выборе и защите какой-либо одной точки зрения, а на удержании противоречия и последующем ответственном самоопределении). На своих уроках используем проблемные лекции, учебные дискуссии для развития критического мышления, эвристические беседы.


Весьма результативна работа по воспитанию гражданской идентичности в рамках компетентностного подхода, акцентирующего внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а «ключевые компетентности», т.е. способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. В рамках компетентностного подхода используем различные методы, средства и формы воспитательной работы.


Основные принципы нашей работы:

- ставим перед учениками общую (стратегическую) задачу и описываем тип и характеристики желаемого результата на перспективу (ученик и учитель взаимодействуют как равные и интересные друг для  друга субъекты);

- вычленяем значимую для решения проблемы информацию, и саму проблему уточняем по мере знакомства с информацией, как это бывает при решении жизненных проблем;

- побуждаем обучающихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в классе;

- предоставляем обучающимся возможность самостоятельно планировать,  пробовать, предлагать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты;

- сравниваем разные точки зрения и привлекаем необходимые факты из различных источников.

Процесс формирования гражданской идентичности длительный и результаты можно получить не сразу. Главное – мы формируем личность ребенка, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Самое важное в нашей педагогической деятельности – любовь и уважение личности каждого ребенка!


Список использованной литературы:

  1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики / Лидеры образования. – 2007. – № 6. – с. 4-10.
  2. Громова О. Пирог моей страны: Что стоит за словами «воспитание культуры межнациональных отношений» // Библиотека в школе.– 2001. – № 17. – с. 24.
  3. Место встречи – библиотека. Беседа в настоящем времени//Первое сентября. – 2004. – № 20. – с. 8-11.
  4. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 2000.
  5. Соловейчик А.С. Простое - непростое слово // Первое сентября.– 2004 .–  № 20. – с. 9-10.
  6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*