Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Сохранение психического здоровья студентов медицинского колледжа им. В.М. Бехтерева в процессе профессионального практического обучения по специальности «Сестринское дело»

04.02.2016 171 235
Якуничева Ольга Николаевна
Якуничева Ольга Николаевна, преподаватель, методист

Прокофьева Алла Петровна
Прокофьева Алла Петровна, преподаватель

Гиль Лариса Витальевна
Гиль Лариса Витальевна, преподаватель, зам. директора по УР

Курбатова Ульяна Борисовна
Курбатова Ульяна Борисовна, директор, преподаватель

Медицинский колледж имени В.М. Бехтерева

Страх смерти хуже, чем сама смерть 

Д. Бруно

В XXI веке многие люди сталкиваются с опытом потери кого-либо близкого, когда они находятся еще в очень молодом возрасте. Для  одних – это смерть домашнего животного, бабушки или дедушки, когонибудь из сверстников, смерть брата, сестры, одного или обоих родителей, а для других это переживание смерти пациента, общения с родственниками умершего. 

В условиях получения профессии медицинской сестры (брата) личность студентов подвергается постоянному давлению со стороны психотравмирующих обстоятельств: высокие психоэмоциональные, умственные и физические перегрузки; всевозрастающая ответственность за здоровье и жизнь пациентов, осознание границ врачебных возможностей, недостаток времени, переживание потери пациента. 

Если болезнь заканчивается смертью, то семья сталкивается с горем и дезорганизацией, нуждается в психологической реабилитации. Медсестра активно участвует в реабилитационных программах для различных категорий пациентов в одной команде с другими специалистами. Также к этому привлекаются и студенты, проходящие практику в различных ЛПУ.

Основной целью написания данной статьи является работа со студентами, потерявшими не только близкого, но и столкнувшихся с опытом переживания смерти пациента. 

Разговоры о смерти и умирании, похоже, остаются одним из последних табу в нашей культуре, отчего трудно пережить свое горе без серьезного эмоционального ущерба. Студентам медицинского колледжа часто приходится сталкиваться с проблемой общения с родственниками умершего, что тоже является сильным эмоциональным потрясением. Поэтому студенты должны уметь принять смерть человека, сохранив свое психическое здоровье и не потеряв отзывчивости и открытости к общению. Для этого необходимо привить навыки, которые не только помогут переживать потерю пациентов, но и сделают студентов более чуткими людьми.

Проблема сохранения и профилактики психического здоровья медицинских работников открыто стала звучать совсем недавно, как в нашей стране, так и в большинстве европейских стран. Не разработаны «правила» сохранения психического здоровья и психопрофилактические рекомендации для медицинских работников. В частности, в работах немецких психологов подчеркивается, что уровень охраны психического здоровья медицинских работников в Германии находится на том же уровне, что был в  60-х годах (M. Resch, 2003). При этом доказано, что все, что связано со смертью пациентов, представляет серьезную психическую нагрузку для сестер. Часть их (38 %) вместе со своими больными надеется, ждет; другая часть (23 %) пытается отстранить от себя страхи; 12 % перекладывает ответственность на самих пациентов, а 27 % не занимает вопрос смерти пациента (И. Харди, 1998).

Медицинский персонал, работающий с умирающими пациентами, сам нуждается в психологической помощи. Нужно адаптироваться к ситуации возможной смерти пациента, научиться справляться с собственным страхом смерти и боли. Требуется особая деликатность персонала при переживании их коллегой смерти «своего» пациента. Поэтому отношения между коллегами по работе должны строиться на почве доверия, взаимозаменяемости, поддержки и помощи, чтобы не создавать дополнительный стресс персоналу. 

Более молодые сотрудники чаще испытывают страх смерти пациента по сравнению с сотрудниками старшего возраста. Женщины чаще испытывают страх и жалость к пациентам по сравнению с мужчинами-медиками, которые на своем рабочем месте более спокойны и рассудительны  (Н.Д. Творогова, К.В. Кулешова, 2003).

Проблема профилактики психического здоровья студентов мало изучена и практически не освещена в литературе. А именно раннее выявление и профилактика невротических расстройств являются залогом успешного обучения и подготовки медицинских работников. 

Мы считаем, что необходимо проведение психодиагностического скрининга с целью раннего выявления невротических расстройств, предрасположенности к эмоциональному выгоранию и аддиктивных расстройств у студентов медицинского колледжа.

Нами было опрошено 117 студентов 2-го профессионального курса медицинского колледжа им. В.М. Бехтерева г. Санкт-Петербурга; из них 54 студента лично сталкивались со смертью пациента. Средний возраст студентов, впервые столкнувшихся с гибелью пациента: 18,5 лет, во время прохождения производственной практики на базах ЛПУ города СанктПетербурга.

Из 54 студентов, впервые столкнувшихся со смертью пациента, испытывали чувства по отношению к себе, родственникам пациента, другим людям: 

  • Сочувствия – 33 человека; Шок – 18 человек;
  • Чувство вины – 8 человек;
  • Смерть – это естественно – 2 человека;
  • Профессиональный интерес – 1 человек;
  • Отвращение – 1 человек.

Из опрошенных, 13 человек отметили, что данный факт повлиял на их восприятие профессии медицинской сестры, а также видение себя в специальности. 

Студенты отметили: 

  • Хотят еще больше помогать людям – 3 человека;
  • Произошла переоценка ценностей – 2 человека;
  • Разочаровались в медицине – 6 человек;
  • Чувство бессилия – 1 человек.

На вопрос «Что изменится в Вашем поведении при следующей встрече со смертью пациента?» студенты ответили:

  • Будет жалко – 4 человека;
  • Не знаю – 5 человек;
  • Будет легче – 10 человек;
  • Избегаю работать с больными в терминальном состоянии – 2 человека.

В процессе прохождения учебной и (или) производственной практик лично приходилось выполнять манипуляцию «Обращение с трупом» 26 студентам из опрошенных. 

Наибольшую трудность в выполнении данной манипуляции представляло:

  • Неприятный запах – 2 человека;

Боязнь мертвых – 6 человек;

Перемещение, перекладывание трупа – 6 человек;

Разжимание частей тела (рук, челюсти) – 6 человек;

  • Было любопытно – 1 человек.

6 человек отметили последствия данного эпизода для их личности в целом, а также профессиональной самореализации: 

  • Произошла переоценка ценностей (стали больше ценить жизнь) – 4 человека;
  • Утвердились в необходимости получаемой профессии – 2 человека.

На вопрос «На Ваш взгляд на сколько часто медицинские сестры в общении между собой обсуждают вопросы смерти пациентов?» были получены ответы: 

  • Часто – 29 человек;
  • Иногда – 26 человек;
  • Редко – 34 человека;
  • Не знаю, не слышал – 29 человек.

Из опрошенных нами студентов 11 человек принимали участие в профессиональных дискуссиях на тему смерти пациентов. 

Из них сделали для себя выводы 9 человек: 

  • Медики циники – 2 человека;
  • Смерть – закат физиологического развития – 1 человек;
  • Мало кто борется за жизнь – 3 человека; Вижу себя в медицине – 3 человека.

В процессе прохождения учебной и (или) производственной практик лично общались с родственниками умершего пациента 15 человек. 

Общение с родственниками происходило: В коридоре (случайная встреча) – 11 человек; В палате – 4 человека.

Начиная диалог с родственниками студенты преследовали цели: 

Успокоить – 8 человек;

Сопереживание – 5 человек;

Естественность смерти – 2 человека. 

На вопрос «Достигли ли они поставленных перед собой задач к концу общения?» студенты ответили:

  • Да – 8 человек;
  • Не совсем – 1 человек;
  • Нет – 6 человек.

Мы попросили их уточнить «если «да», то благодаря чему, если «нет», то из-за чего?»:

  • Благодаря состраданию – 7 человек;
  • Из-за того, что было тяжело успокоить – 3 человека;
  • Не знаю – 5 человек.

Студенты отметили последствия данного эпизода для их личности в целом и их профессиональной самореализации: 

  • Получили опыт общения с родственниками (личный опыт) – 3 человека;
  • Стали более уверенными и еще больше утвердились в правильности выбора профессии – 5 человек;
  • Сделали выводы (повзрослел, изменил отношение к жизни) – 4 человека;
  • Разочаровались в профессии – 2 человека.

Личный опыт участия в процессе умирания близкого родственника, знакомого есть у 64 студентов из опрошенных. 

Имеющих данный опыт мы попросили рассказать об особенностях профессионального восприятия данного факта и какие профессиональные компетенции они использовали:

  • Тяжело, боль – 18 человек;
  • Неизбежность смерти – 9 человек;
  • Соболезнование – 5 человек;
  • Поддержка умирающего – 5 человек;
  • Страх, шок – 11 человек;
  • Безразличие – 2 человека;
  • Отрицание – 1 человек;
  • Не знаю – 13 человек.

Как видно из проведенного опроса достаточно большое количество студентов сталкиваясь со смертью пациента, испытывают страх, неуверенность в правильности своих действий в данной ситуации. 

Поэтому в целях профилактики со студентами медицинских колледжей необходимо проводить беседы, диспуты, тематические семинары. Чтобы справиться со страхом, лучше не подавлять его, а познакомиться с ним; обсудить эту тему со значимыми людьми, которым доверяешь, с которыми не стыдно быть слабым, открытым. 

С целью профилактики психического здоровья необходимо создание в ЛПУ комнат психологической разгрузки, службы доверия для студентов медицинских ССУЗов и ВУЗов, центров для проведения психологопсихотерапевтической работы с целью коррекции межличностных отношений, формирования у студентов профессиональной и духовной культуры. В нашем колледже из вариативной части ФГОСа включена дисциплина

«Основы биоэтики» с разделом «Паллиативная помощь». 

Литература

  1. Творогова Н.Д., Кулешова К.В. Медицинская психология. М., 2003.
  2. Гнездилов А. Путь на Голгофу. 1992.
  3. Вагин И. Психология жизни и смерти. СПб., 2001. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*