Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременное состояние российского среднего и начального профессионального образования оценивается как кризисное. Эти ступени профессионального образования, призванные обеспечить массовый выпуск высококвалифицированных специалистов-практиков во всех областях народного хозяйства, характеризуются сегодня низким уровнем методических разработок и катастрофической необеспеченностью учебно- методической базы.
Качественное изменение социально-экономических и технико-технологических условий современного производства предъявляет новые требования к организации содержания образовательного процесса. Современная профессиональная школа должна выполнять не только информационную, но и образовательно-культурологическую функцию. Применение современных педагогических, производственных и информационных технологий в процессе обучения, расширение профессионального поля служит гарантией трудоустройства выпускника, определяет способность личности успешно адаптироваться к изменяющейся производственной среде. Профессия - это не только вид деятельности, она трансформирует социально-профессиональное становление, социально-психологическое самоопределение, культурное развитие, эмоциональное состояние, потребностно-оценочную востребованность.
В современных условиях экономической нестабильности нашего общества гарантом востребованности молодежи на рынке труда становится качество профессиональной подготовки. Стране нужны квалифицированные рабочие и специалисты, обладающие новым типом мышления, способные к новаторству, предприимчивости на своем рабочем месте и адаптации в быстро меняющихся условиях, а также умением принимать активное участие в совершенствовании технологического процесса. Рыночная экономика, в отличие от директивной, не только требует новых подходов в сфере развития производства, но и предъявляет жесткие требования к качеству профессионального образования. Не сформировав качественно новую образовательную среду, нельзя удовлетворить социальные ожидания общества и личности в области профессионального образования.
Основным направлением инновационной деятельности государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования является повышение качества профессионального образования на основе обновления содержания и структуры профессиональной подготовки специалистов в соответствии с требованиями государственного стандарта. С целью совершенствования организации образовательного процесса должна вестись разработка учебно-программного комплекса, направленного на расширение профессионального поля выпускников (разработка экспериментальных учебных планов и рабочих учебных программ на основе модульных технологий; включение в рабочие учебные программы тем, связанных с применением современных производственных технологий в соответствии с требованиями работодателей).
Образовательный процесс должен строится на основе нормативной документации: учебных планов, разработанных в соответствии со стандартами РФ на отдельные профессии и специальности, моделью учебного плана, приказов и инструктивно-методических рекомендаций вышестоящих органов управления.
Учебные планы по профессиям и специальностям, по которым ведется подготовка квалифицированных рабочих и специалистов, должны разрабатываться с учетом образовательных потребностей региона и пройти экспертизу в учебно-методическом центре профессионального образования.
Содержание профессионального образования подлежит обновлению не только в связи с реалиями экономики, но и в связи с необходимостью повысить имидж образовательного учреждения, решить проблему комплектования на фоне ухудшения демографической ситуации. Для этого реализуются следующие направления инновационной деятельности:
- адаптированные и авторские рабочие программы по предметам;
- перспективно-тематические планы;
- тестовые задания по темам;
- дидактический и раздаточный материал;
- методические рекомендации к курсовым работам и проектам;
- материалы для промежуточной и итоговойаттестации.
Перечень профессий и специальностей, по которым проводится обучение в образовательном учреждении, соответствует потребностям предприятий и имеющейся материально-технической базе- училища. Училищем проводится анализ рынка труда, заключаются договоры с предприятиями на подготовку необходимого количества кадров по профессиям и специальностям. Начальное профессиональное образование обеспечивает получение обучающимися профессии и квалификации, способствует расширению возможностей в профессиональном самоопределении.
Образовательные программы среднего (полного) общего образования реализуются в рамках профессиональных программ начального профессионального образования. Образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и включает теоретическое обучение, производственное обучение, производственную практику. Организация образовательного процесса регламентируется рабочими учебными планами и программами.
В каждом учебном плане указываются сроки реализации учебной программы по предметам (по курсам) и итоговой аттестации. Перечень предметов, по которым проводится итоговая аттестация в виде экзаменов, приведен в каждом учебном плане.
При разработке рабочих учебных программ в них вводится такой показатель, как уровень усвоения учебного материала предмета, а при составлении перспективно-тематических планов - способы изложения информации, учитываются профессиональные и психологические характеристики выпускников, создаются тестовые задания для контроля и оценки уровня и качества усвоения знаний. По экспериментальным учебным планам и отдельным предметам ведется переструктурирование программ по блочно-модульному принципу (физика с основами электротехники, информатика и автоматизация производства).
Особое внимание уделяется профилированию общеобразовательных предметов, углублению знаний по спецпредметам.
Опыт разработки учебно-программной документации на современном этапе показывает, что от преподавателя требуется владение методикой применения информационных технологий, отбора содержания обучения, диагностики качества обучения. В этом направлении ведется работа в рамках проведения обучающих семинаров, курсов повышения квалификации, творческих мастер-классов, курсов интернет-технологий.
Для обеспечения обучающихся источниками учебной информации по всем дисциплинам учебных планов в библиотеке имеется учебно-методическая литература в соответствии с методическими рекомендациями стандартов по профессиям и учебным дисциплинам.
Устаревшие учебники по общеобразовательным предметам заменены на современные, соответствующие новым учебным программам. Большая работа ведется по приобретению и использованию в образовательном процессе программно-информационного обеспечения и видеоматериалов. В библиотеке создан каталог учебно-методических материалов для технических средств обучения.
Сегодня созданы КМО по всем спёциальностям начального профессионального образования. На практике в состав КМО обычно включают учебник, пособие для преподавателя, практикум или учебную хрестоматию. Однако такой набор часто не представляет собой учебно-методического комплекса. Но состояние и уровень разработанности характеризуются:
- неполнотой учебно-методического обеспечения (как правило, имеются лишь отдельные компоненты комплекса по учебным дисциплинам);
- разрозненностью создания и использования компонентов, образующих учебно-методическое обеспечение дисциплин;
- нецелостностью.
В настоящее время разработка учебно-программного комплекса преподавателями направлена, прежде всего, на научно-методическое обеспечение ФГОС. С этой целью должны издаваться собственные учебно-методические материалы:
Аппарат контроля качества обучения является ключевым для реализации ФГОС. При его разработке учитываются следующие показатели:
- уровень усвоения знаний;
- уровень усвоения практических навыков;
- уровень развития познавательных способностей, профессионального мышления.
Проблема разработки учебно-методического обеспечения образовательного процесса учреждения, особенно работающего в режиме развития, а значит, в режиме постоянного обновления структуры и содержания образования, остается актуальной и требует особого внимания как со стороны самого образовательного учреждения, так и со стороны методических служб органов управления образования.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.