Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Реализация на занятиях физики в техникуме процесса формирования у обучающихся умений применять полученные знания

04.02.2016 140 169
Ступникова Марина Федоровна
Ступникова Марина Федоровна, преподаватель физических дисциплин

Орский нефтяной техникум им. Героя Советского Союза В.А.Сорокина

По мнению С.А. Смирнова, в учебном процессе обучающиеся приобретают знания, умения и навыки [2]. Причем, с точки зрения А.В. Усовой, процесс усвоения знаний происходит успешнее, если одновременно формируются и умения [3].

Можно сказать, что в процессе обучения студенты приобретают способность оперировать полученной информацией с целью решения поставленных задач. В этой связи, при подготовке и проведении занятий преподавателю необходимо учитывать важность двух процессов: предъявления учебной информации и формирования у обучающихся умений применять знания на практике.

Придерживаясь теории В.П. Беспалько об уровнях обучения [1], выделим четыре этапа формирования умений применять знания, а именно:

- формирование умения воспроизводить знания (различие, опознавание);

-  формирование умения применять знания в стандартной ситуации;

- формирование умения применять знания в нестандартной ситуации;

- формирование умения творчески применять знания.

Опишем далее методы, способствующие формированию всех перечисленных видов умений.

Одним из способов усвоения знаний по предмету, является применение в учебном процессе планов обобщенного характера, разработанных А.В. Усовой [3]. Данные планы служат для студентов ориентировочной основой в овладении основными понятиями.

Процесс формирования у обучающихся умений воспроизводить знания, реализуется нами с помощью специально разработанных авторских компьютерных программ и презентаций. Они содержат:

- вопросы,  организующие эвристическую беседу, на воспроизведение знаний по изучаемому понятию;

- задания на воспроизведение и различение знаний;

- разработанный план обобщенного характера изучаемой величины (явления, закона).

Задания и вопросы, представленные в презентациях и в компьютерных программах, составлены в соответствии с пунктами плана обобщенного характера.

Продемонстрируем слайды презентации, предназначенной для формирования у обучающихся умения воспроизводить знания при изучении темы «Внутренняя энергия» (рисунок 1,2). На слайдах, представлены задания, составленные в соответствии с двумя пунктами плана: «Определение величины», «Формула, определяющая значение величины».

После выполнения обучающимися всех заданий, преподаватель предлагает им самостоятельно составить план изучения величины «внутренняя энергия», в соответствии с предоставленными им пунктами плана. Через пять минут преподаватель демонстрирует на экране план изучения величины, а обучающиеся осуществляют самоконтроль (рисунок 3).

Рисунок 1 – Слайд компьютерный презентации

Рисунок 2– Слайд компьютерный презентации

Рисунок 3– Слайд компьютерный презентации

Формирование у обучающихся умений применять знания в стандартной ситуации на занятиях физики реализуется нами с использованием специально подобранных заданий и задач, направленных на осмысление и  запоминание обучающимися изучаемого материала.

Процесс формирования у студентов умений применять знания в нестандартной ситуации обеспечивается с помощью заданий следующего вида:

- задачи-рисунки;

- задачи-графики;

- качественные задачи;

- задачи с избытком и недостатком данных.

Формирование у обучающихся умений творчески применять знания реализуется в рамках выполнения ими самостоятельных работ, следующих форм:

- написание реферата;

- выполнение исследовательского проекта;

- написание конспекта первоисточника;

- создание мультимедийных презентаций;

- выполнение домашней практической работы.

Опыт педагогической деятельности показывает, что только комплексное формирование у обучающихся умений применять знания на всех четырех уровнях, будет способствовать качественной подготовке будущего специалиста.

 

Презентация "Внутренняя энергия"

Литература:

  1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
  2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов. высш. и сред. уч. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, С.А. Шиянов и [и др.] ; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1999, – 512 с.
  3. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. - М.: Просвещение, 1988.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*