Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПо мнению С.А. Смирнова, в учебном процессе обучающиеся приобретают знания, умения и навыки [2]. Причем, с точки зрения А.В. Усовой, процесс усвоения знаний происходит успешнее, если одновременно формируются и умения [3].
Можно сказать, что в процессе обучения студенты приобретают способность оперировать полученной информацией с целью решения поставленных задач. В этой связи, при подготовке и проведении занятий преподавателю необходимо учитывать важность двух процессов: предъявления учебной информации и формирования у обучающихся умений применять знания на практике.
Придерживаясь теории В.П. Беспалько об уровнях обучения [1], выделим четыре этапа формирования умений применять знания, а именно:
- формирование умения воспроизводить знания (различие, опознавание);
- формирование умения применять знания в стандартной ситуации;
- формирование умения применять знания в нестандартной ситуации;
- формирование умения творчески применять знания.
Опишем далее методы, способствующие формированию всех перечисленных видов умений.
Одним из способов усвоения знаний по предмету, является применение в учебном процессе планов обобщенного характера, разработанных А.В. Усовой [3]. Данные планы служат для студентов ориентировочной основой в овладении основными понятиями.
Процесс формирования у обучающихся умений воспроизводить знания, реализуется нами с помощью специально разработанных авторских компьютерных программ и презентаций. Они содержат:
- вопросы, организующие эвристическую беседу, на воспроизведение знаний по изучаемому понятию;
- задания на воспроизведение и различение знаний;
- разработанный план обобщенного характера изучаемой величины (явления, закона).
Задания и вопросы, представленные в презентациях и в компьютерных программах, составлены в соответствии с пунктами плана обобщенного характера.
Продемонстрируем слайды презентации, предназначенной для формирования у обучающихся умения воспроизводить знания при изучении темы «Внутренняя энергия» (рисунок 1,2). На слайдах, представлены задания, составленные в соответствии с двумя пунктами плана: «Определение величины», «Формула, определяющая значение величины».
После выполнения обучающимися всех заданий, преподаватель предлагает им самостоятельно составить план изучения величины «внутренняя энергия», в соответствии с предоставленными им пунктами плана. Через пять минут преподаватель демонстрирует на экране план изучения величины, а обучающиеся осуществляют самоконтроль (рисунок 3).
Рисунок 1 – Слайд компьютерный презентации
Рисунок 2– Слайд компьютерный презентации
Рисунок 3– Слайд компьютерный презентации
Формирование у обучающихся умений применять знания в стандартной ситуации на занятиях физики реализуется нами с использованием специально подобранных заданий и задач, направленных на осмысление и запоминание обучающимися изучаемого материала.
Процесс формирования у студентов умений применять знания в нестандартной ситуации обеспечивается с помощью заданий следующего вида:
- задачи-рисунки;
- задачи-графики;
- качественные задачи;
- задачи с избытком и недостатком данных.
Формирование у обучающихся умений творчески применять знания реализуется в рамках выполнения ими самостоятельных работ, следующих форм:
- написание реферата;
- выполнение исследовательского проекта;
- написание конспекта первоисточника;
- создание мультимедийных презентаций;
- выполнение домашней практической работы.
Опыт педагогической деятельности показывает, что только комплексное формирование у обучающихся умений применять знания на всех четырех уровнях, будет способствовать качественной подготовке будущего специалиста.
Презентация "Внутренняя энергия"
Литература:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.