Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Игровые технологии в развитии общих и профессиональных компетенций

03.02.2016 139 170
Кулинченко Наталья Юрьевна, преподаватель

Черемховский медицинский техникум

Опыт преподавания последних лет показал невысокие коммуникативные способности примерно у 23 % учащихся в каждой учебной группе, трудности в преодолении психологических барьеров при фронтальном опросе, неумение сформулировать  ответ на вопрос.

Игровые  технологии своей целью ставят организацию комфортных условий обучения, при которых все учащиеся активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование профессиональных, жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств  и ситуации, проникновение информационных потоков  в сознание, вызывающих его активную деятельность. Преподаватель в интерактивном обучении выполняет роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.

В законодательстве Российской Федерации закреплен, как один из основополагающих, принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения, а именно признание творческой природы личности каждого студента. Наличия в нем внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель - целостное развитие личности учащегося. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача преподавателя  - обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае учащийся сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний - результат его деятельности. 

По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с преподавателем: его активность уступает место активности учащихся, задача педагога -  создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт педагога, который  не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

Обучение в игре снимает психологическую напряжённость и барьеры в общении, обеспечивая полное усвоение  учебного материала, формируя интерес к проблеме.   

Игровой метод применяю на уроке по теме  «Иммунопрофилактика »  в форме  «Круглого  стола».

Задача  для студентов – научиться  информировать и  уметь убеждать  родителей  и обслуживаемое население поликлиники  в необходимости  и  важности  иммунопрофилактики.

Ролевую игру можно  рассматривать как способ  воспроизведения в учебной деятельности  ролевых функций   для  моделирования  процесса  информирования  населения  о значимости  иммунизации  детей и взрослых.

Этапы организации деловой игры (алгоритм):

  1. Выбор темы, её актуальность и диагностика исходной ситуации
  2. Определение целей и задач, прогнозирование ожидаемых результатов (игровых, педагогических);
  3. Определение структуры ДИ;
  4. Диагностика возможностей группы, игровых качеств исполнителей ролевых функций;
  5. Диагностика объективных обстоятельств, влияющих на ход игры.

Подготовка деловой игры.

Этап 1-й, подготовительная работа преподавателя:

  1. Разработка модели  имитирующей деятельности (профилактическая деятельность  кабинета инфекционных  заболеваний (КИЗ) поликлиники  по информированию родителей  и  прикреплённого  населения об  иммунопрофилактике  инфекционных  заболеваний  в  форме  «Круглого стола»
  2. Разработка сценария игры «Круглый стол» на тему «Иммунопрофилактика и её роль в профилактике  инфекционных заболеваний»
  3. Определение набора ролей и описание их функций: врач КИЗа, участковые стажёры – студенты  медицинского  техникума; м/с прививочного кабинета;

Этап 2-й, организация подготовительной работы  со студентами:

  1. Ознакомление студентов с целями игры, решаемыми учебными задачами, планом подготовительной работы;
  2. Опережающее задание студентам: ознакомиться с Федеральным законом РФ « Основы охраны  здоровья граждан в Российской Федерации»;  11.2011; Федеральный закон  № 157 – ФЗ «Об иммунопрофилактике  инфекционных болезней»,  Приказом № 125 н от 21 марта 2014 г. «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (внеаудиторная  самостоятельная работа  2часа)
  3. Распределение ролей и определение функциональных обязанностей их исполнителей.

Этап 3 - Проведение деловой игры:

  1. Ввод в игру: объявление участников (врача КИЗа, участковых фельдшеров – стажёров, родителей детей, которым планируется проведение вакцинации), условий  игры, цели игры, мотивация выбранной  темы  «Специфическая  иммунопрофилактика   и её роль  в профилактике инфекционных заболеваний».
  2. Процесс игры - выступление участников «Круглого  стола»:
  • врача КИЗа  о профилактической работе  кабинета;
  • участкового фельдшера о  вакцинации против  вирусного гепатита В;
  • участкового фельдшера о  вакцинации против  туберкулёза;
  • участкового фельдшера о  вакцинации против  пневмококковой инфекции;
  • участкового фельдшера о  вакцинации против дифтерии;
  • участкового фельдшера о  вакцинации против коклюша;
  • участкового фельдшера о  вакцинации против столбняка;
  • участкового фельдшера о  вакцинации против полиомиелита;
  • участкового фельдшера о  вакцинации против  гемофильной инфекции детей из групп риска;
  • участкового фельдшера о  вакцинации против  кори;
  • участкового фельдшера о  вакцинации против  краснухи;
  • участкового фельдшера о  вакцинации против  эпидемического паротита;
  • участкового фельдшера о  вакцинации против  гриппа;
  • медицинской сестры  о  возможных  поствакцинальных  осложнениях;
  • ответы на вопросы  родителей.
  1. Выводы о роли   иммунизации  в  профилактике  инфекционных  заболеваний  детского  и взрослого населения.     

Этап 4 – Заключительный: подведение результатов совместной работы.

Таким образом, проведенная деловая игра по классификации является имитационной, т.к. имитирует профилактическую деятельность  поликлиники; операционной, т.к. моделирует процесс профилактической деятельности поликлиники в форме  «Круглого  стола»; ролевой, т.к. в ней чётко определены роли и функциональные обязанности.

Применение  ролевой   игры  позволило  достичь  поставленных  задач:

  • развития  коммуникативной  составляющей  профессиональной деятельности;
  • формирования стереотипов профессионального поведения и возможной его коррекции. 

Список литературы:

  1. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4.
  2. Курышева И.В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2010.
  3. Н.В.Кудрявая, Е.М. Уколова, А.С. Молчанов, Н.Б. Смирнова, К.В. Зорин Врач – педагог в изменяющимся мире: традиции и новации/ под ред. Академика РАМН, проф. Ющука Н.Д. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.- 304с.
  4. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально- педагогической деятельности//М.:Мастерство, 2002.- 288с.
  5. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие для преподавателей учреждений сред. проф. Образования. – М.: Мастерство, 2001.-272с.

 

 Оригинал работы: Игровые технологии в развитии общих и профессиональных компетенций




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*