Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Целевое обучение как способ повышения качества подготовки специалистов среднего профессионального образования

02.02.2016 296 399
Великая Нина Анатольевна
Великая Нина Анатольевна, заместитель директора по практическому обучению, преподаватель

Медицинский колледж имени В.М. Бехтерева

Основной целью современного профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста  соответствующего уровня и профессионального мастерства, конкурентоспособного на рынке труда. В связи с этим, а также с бурным развитием современных медицинских технологий, за последние годы значительно изменились требования к качеству подготовки специалистов сестринского дела. Новые требования ориентированы, прежде всего, на уровень  формирования  в ходе обучения профессиональных компетенций молодого специалиста.

Основными качественными характеристиками подготовки специалистов сестринского дела являются следующие позиции:

  • готовность к самостоятельному решению профессиональных задач;
  • свободное владение современными  профессиональными технологиями сестринского вмешательства;
  • способность к эффективной работе по мировым стандартам профессиональной деятельности;
  • умение работать с современным медицинским оборудованием.

На сегодняшний день имеются множество методов, способствующих повышению качества подготовки специалистов среднего профессионального образования. Прежде всего, это:

  • стандартизация образовательной деятельности;
  • применение передовых педагогических технологий;
  • улучшение материально-технического обеспечения учебного процесса;
  • повышение квалификации преподавателей;
  • разработка и внедрение критериев оценки подготовки специалиста сестринского дела;
  • организация целевого обучение студентов медицинских образовательных учреждений.

При этом, ключевым условием качественной  подготовки студента к самостоятельной  профессиональной деятельности является повышение мотивации к обучению. А целевое обучение представляется эффективным способом формирования мотивации к обучению путем выявления склонности к той или иной профессиональной деятельности через право выбора.

Вступивший в силу с 2010 года Профессиональный образовательный стандарт и ряд других нормативных  документов, определивших порядок организации и осуществления образовательной деятельности, дал образовательным организациям среднего профессионального образования большую свободу выбора профессиональной деятельности. В частности, появилась возможность использования части вариативных учебных часов, заложенных в образовательном стандарте, в формате целевой подготовки (подготовки специалиста по заявке работодателя, получения дополнительного профессионального образования наряду с базовым).

Сущность данного направления образовательной деятельности заключается в том, что на основании заявок от лечебно- профилактических учреждений на  подготовку специалистов сестринского дела определенного профиля и письменных заявлений  студентов, решивших  специализироваться по данному  профилю сестринской деятельности,  формируются группы  студентов выпускного курса, которые в течение учебного года углубленно изучают выбранное направление  под руководством опытных наставников-представителей практического здравоохранения на базе лечебного учреждения, выразившего готовность и желание обучать студентов.

Таким образом, образовательное и лечебное учреждения объединяют свои ресурсы и возможности для эффективной  подготовки специалистов сестринского дела. При этом каждый участник образовательного процесса выполняет  свои, особые  функции, способствующие   повышению качества обучения. Образовательное учреждение обеспечивает организацию и координацию учебного процесса, оформляет необходимую документацию, готовит методическое обеспечение, комплектует группы для обучения и формирует  общие профессиональные, и  базовые теоретические и практические компетенции у студентов.

Лечебное учреждение, в свою очередь,  активно участвует в создании программы дополнительного образования по профилю, реализует  эту программу обучения     с использованием своих ресурсов и возможностей (назначает опытных преподавателей и наставников из числа работников  лечебного учреждения,  привлекает представителей  научных кафедр и опытных врачей для качественной теоретической подготовки,  использует свои материально технические возможности для обучения студентов выполнению высокотехнологичных сестринских вмешательств,  участвует в проведении итоговой аттестации студентов, на основании которой образовательное учреждение выдает документы о получении дополнительного профессионального образования.

Таким образом, хорошее качество подготовки специалистов сестринского дела невозможно без тесного взаимодействия, объединения ресурсов и возможностей образовательного учреждения и учреждения практического здравоохранения.

В прошедшем учебном году наше образовательное учреждение реализовало следующие направления подготовки специалистов по запросу работодателя:

  • Сестринское дело  в педиатрии;
  • Сестринское операционное дело;
  • Сестринское дело в реанимации и анестезиологии;
  • Сестринское дело в наркологии;
  • Сестринское дело в психиатрии;
  • Сестринское дело в кардиологии;
  • Сестринское дело в хирургии.

Анализ трудоустройства  выпускников, проведенный нами в сентябре 2015 года, показал, что более 60% студентов реализовали свое дополнительное образование, устроившись на работу по профилю.

Положительными сторонами взаимодействия образовательного и лечебного  учреждений  можно смело назвать   возможность непосредственного участия  и заинтересованность учреждения здравоохранения (потенциального работодателя) в обучении молодого специалиста в соответствии с современными стандартами деятельности, возможность длительного личностного профессионального  ориентирования  выпускника в условиях конкретного лечебного учреждения, создание  идеальных условий для качественного обучения молодого специалиста. В тоже время,  хочу отметить проблемы, выявленные в ходе данного направления образовательной деятельности. Это, прежде всего, отсутствие юридических гарантий прихода молодого специалиста на работу  в то лечебное учреждение, которое осуществляло его  подготовку, наличие личностных мотивов у студентов  - как причины нереализованности полученного дополнительного профессионального образования,   таких как, выбор другого лечебного учреждения, поиск работы в комфортной транспортной доступности к месту жительства, осознание ошибки выбора, изменения в личной жизни, препятствующие трудоустройству, использование среднего профильного образования в качестве стартовой  площадки для дальнейшего получения высшего  образования.

К способам повышения качества целевого обучения следует отнести совершенствование методов  отбора  студентов в группы дополнительного профессионального образования с учетом первоначальной  мотивации; проведение планомерной профориентации   студентов  2 и 3 курса обучения с привлечением работодателя, организацией круглых столов, тематических встреч с администрацией  лечебных учреждений; тесное, профессиональное взаимодействие образовательного учреждения  с представителями практического здравоохранения.

Выводы:

  • ключевое условие качественной подготовки специалиста сестринского дела - это повышение мотивации  к обучению;
  • целевое обучение  является эффективным способом формирования мотивации к обучению у студента через право выбора;
  • хорошее качество подготовки специалистов сестринского дела невозможно без тесного взаимодействия образовательного учреждения и учреждения практического здравоохранения;
  • эффективное обучение и трудоустройство молодых специалистов сестринского дела не возможно без активного, планомерного участия практического здравоохранения в профессионально- ориентационной работе с выпускником; 
  • важным представляется обсуждение вопросов юридической ответственности обучающихся перед государством, финансировавшим обучение специалиста сестринского дела.

 

Оригинал работы: Целевое обучение как способ повышения качества подготовки специалистов среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*