Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВведение многоуровневой системы в Российском образовании привело к существенному изменению в структуре, содержании, технологии ведения учебного процесса, а также оценивания полученных обучающимся знаний (компетенций) по всем образовательным программам.
Использование зачётных единиц стало причиной резкого уменьшения количества часов по многим дисциплинам, не являющимся в соответствии с требованиями ФГОС обязательными. Также в современных образовательных стандартах прописаны требования обязательного внедрения в образовательный процесс активных и интерактивных форм обучения, удельный вес которых должен составлять не менее 20% аудиторных занятий. Оценка качества подготовки обучающихся при этом должна включать такие виды аттестации, как текущая и итоговая.
В сложившихся условиях безальтернативным является обязательное применение современных информационных технологий в образовательном процессе.
К интерактивным формам обучения по дисциплинам прочностного цикла (теоретическая механика, техническая механика, строительная механика и др.) можно отнести применение в образовательном процессе электронных курсов, включающих в себя как теоретический материал (непосредственно лекции, методическая и нормативная литература), необходимый для ознакомления с основами изучаемой дисциплины, так и контролирующе-обучающих программ, позволяющих не только закрепить, но и самостоятельно оценить приобретённые теоретические знания.
В подобных программах на экран выводится вся необходимая информация: заданная расчётная схема, область вопросов, область с комментарием на вводимый ответ.
Размещение на сайте учебного заведения подобных электронных курсов (комплексов) дисциплин заблаговременно до начала обучения по этой дисциплине позволит обучающемуся сформировать представление о курсе и оценить свой уровень подготовленности к освоению данной дисциплины. Преподавателю, в свою очередь, применение подобных курсов позволит максимально сократить количество аудиторного времени, затрачиваемого на обязательное изложение теоретических основ, и уделить значительно большее внимание их практическому применению.
В настоящее время применение таких программ на практических занятиях по курсу строительной механики для обучающихся по направлению подготовки «Строительство» и специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» ВолгГАСУ уже показало их высокую эффективность. Проведение текущего контроля путём решения контрольных работ с интерактивными графическими подсказками и объективной компьютерной оценкой результатов этого решения позволило сэкономить более 50% аудиторного времени, отводимого на освоение дисциплины «Строительная механика», и повысить на 15% успеваемость обучающихся по сравнению с традиционными формами преподавания дисциплины
Чтение лекций в аудитории с применением информационных технологий представляет собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, графики, компьютерной анимации, видео и т.д., которые организованы в единую среду.
Так, например, при изложении материала по лекции «Метод конечных элементов» использование приема «вычеркивания» из матриц соответствующих столбцов и строк на обычной доске выглядит достаточно громоздко, а для того, чтобы на место вычеркнутых столбцов сдвинуть оставшееся требуется частично стереть имеющуюся информацию и написать ее заново на освободившихся местах. Этот процесс занимает достаточно большое количество времени. При использовании интерактивных технологий, с помощью анимации такая же процедура является более наглядной для обучающегося и занимает на намного меньше времени (рис.1).
Обучение студентов по такой технологии удобно вести по следующему принципу. Лекционный материал по определённой теме тесно увязывается с этой же темой в контролирующе-обучающий программе. После изложения очередной темы преподаватель вместе с обучающимися выполняет один вариант контрольной работы. Это позволяет студентам легко адаптироваться при самостоятельном выполнении контрольной работы в дисплейном классе.
Обязательным условием качественного усвоения материала является то, что часть задач, как и весь курс лекций, должны находиться в свободном доступе для использования их в качестве тренажёров при самостоятельной работе обучающихся.
Основной особенностью дисциплин прочностного цикла является решение большого количества задач, без которых дальнейшее освоение образовательной программы (например, в курсах проектирования различного вида конструкций) не представляется возможным, следовательно, сокращение такого важного компонента образовательного процесса, как самостоятельный расчёт, недопустимо. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что использование интерактивных технологий в конкретных курсах позволяет увеличить активность обучающихся на практических занятиях, их вовлечённость в образовательный процесс. Кроме того, преподаватель получает возможность изложить больше качественной информации за меньшее, отведённое на теоретическую часть курса, время.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.