Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс по дисциплинам прочностного цикла с учётом требований ФГОС ВО

02.02.2016 801 1289
Рекунов Сергей Сергеевич, доцент кафедры

Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет

Введение многоуровневой системы в Российском образовании привело к существенному изменению в структуре, содержании, технологии ведения учебного процесса, а также оценивания полученных обучающимся знаний (компетенций) по всем образовательным программам.

Использование зачётных единиц стало причиной резкого уменьшения количества часов по многим дисциплинам, не являющимся в соответствии с требованиями ФГОС обязательными. Также в современных образовательных стандартах прописаны требования обязательного внедрения в образовательный процесс активных и интерактивных форм обучения, удельный вес которых должен составлять не менее 20% аудиторных занятий. Оценка качества подготовки обучающихся при этом должна включать такие виды аттестации, как текущая и итоговая.

В сложившихся условиях безальтернативным является обязательное применение современных информационных технологий в образовательном процессе.

К интерактивным формам обучения по дисциплинам прочностного цикла (теоретическая механика, техническая механика, строительная механика и др.) можно отнести применение в образовательном процессе электронных курсов, включающих в себя как теоретический материал (непосредственно лекции, методическая и нормативная литература), необходимый для ознакомления с основами изучаемой дисциплины, так и контролирующе-обучающих программ, позволяющих не только закрепить, но и самостоятельно оценить приобретённые теоретические знания.

В подобных программах на экран выводится вся необходимая информация: заданная расчётная схема, область вопросов, область с комментарием на вводимый ответ.

Размещение на сайте учебного заведения подобных электронных курсов (комплексов) дисциплин заблаговременно до начала обучения по этой дисциплине позволит обучающемуся сформировать представление о курсе и оценить свой уровень подготовленности к освоению данной дисциплины. Преподавателю, в свою очередь, применение подобных курсов позволит максимально сократить количество аудиторного времени, затрачиваемого на обязательное изложение теоретических основ, и уделить значительно большее внимание их практическому применению.

В настоящее время применение таких программ на практических занятиях по курсу строительной механики для обучающихся по направлению подготовки «Строительство» и специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» ВолгГАСУ уже показало их высокую эффективность. Проведение текущего контроля путём решения контрольных работ с интерактивными графическими подсказками и объективной компьютерной оценкой результатов этого решения позволило сэкономить более 50% аудиторного времени, отводимого на освоение дисциплины «Строительная механика», и повысить на 15% успеваемость обучающихся по сравнению с традиционными формами преподавания дисциплины

Чтение лекций в аудитории с применением информационных технологий представляет собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, графики, компьютерной анимации, видео и т.д., которые организованы в единую среду.

Так, например, при изложении материала по лекции «Метод конечных элементов» использование приема «вычеркивания» из матриц соответствующих столбцов и строк на обычной доске выглядит достаточно громоздко, а для того, чтобы на место вычеркнутых столбцов сдвинуть оставшееся требуется частично стереть имеющуюся информацию и написать ее заново на освободившихся местах. Этот процесс занимает достаточно большое количество времени. При использовании интерактивных технологий, с помощью анимации такая же процедура является более наглядной для обучающегося и занимает на намного меньше времени (рис.1).

Обучение студентов по такой технологии удобно вести по следующему принципу. Лекционный материал по определённой теме тесно увязывается с этой же темой в контролирующе-обучающий программе. После изложения очередной темы преподаватель вместе с обучающимися выполняет один вариант контрольной работы. Это позволяет студентам легко адаптироваться при самостоятельном выполнении контрольной работы в дисплейном классе.

Обязательным условием качественного усвоения материала является то, что часть задач, как и весь курс лекций, должны находиться в свободном доступе для использования их в качестве тренажёров при самостоятельной работе обучающихся.

Основной особенностью дисциплин прочностного цикла является решение большого количества задач, без которых дальнейшее освоение образовательной программы (например, в курсах проектирования различного вида конструкций) не представляется возможным, следовательно, сокращение такого важного компонента образовательного процесса, как самостоятельный расчёт, недопустимо. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что использование интерактивных технологий в конкретных курсах позволяет увеличить активность обучающихся на практических занятиях, их вовлечённость в образовательный процесс. Кроме того, преподаватель получает возможность изложить больше качественной информации за меньшее, отведённое на теоретическую часть курса, время.

Список литературы

  1. Воронкова Г. В. Анализ моделей различных систем оценки в высшей школе. /Материалы Междунар. науч.-практ. конф «Использование инновационных технологий для решения проблем АПК в современных условиях», г. Волгоград, 27-29 янв. 2009 г. - Волгоград : ИПК "Нива", 2009. - Т. 3. – С. 34-37.
  2. О вопросах трудоустройства выпускников вузов / Г. В. Воронкова, С.А. Матовников « Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения»  сб. науч. тр. по материалам Междунар. заоч. науч.-практ. конф., 28 окт. 2011 г. - Тамбов: Изд-во ТРОО "Бизнес-Наука-Общество", 2011. - Ч. 9. - С. 13-14. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*