Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опыт организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Техническая механика» в условиях реализации требований ФГОС

02.02.2016 171 228
Попова Виктория Николаевна, преподаватель

Волгоградский профессионально-технический колледж

В последнее время,  вследствие сложной социально-экономической ситуации  в стране, значительно повысились требования к качеству и уровню подготовки будущих специалистов.  Свертывание ряда производств, приводит к сокращению числа рабочих мест, и как следствие, на первый план для студентов выходят проблемы трудоустройства и будущего материального благополучия. Перед профессиональными образовательными организациями,  ведущими подготовку специалистов среднего звена, стоит сложная задача не просто научить тем или иным наукам, а научить студентов учиться и пополнять свои знания на протяжении всей своей жизни, а также активно их применять при решении конкретных производственных задач.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения предполагает необходимость обеспечения студентов самостоятельной работой в сочетании с совершенствованием методик управления со стороны преподавателя. На самостоятельную работу по предмету отводится 50%  максимальной учебной нагрузки и влечет за собой целый ряд различных сложностей, оставаясь наиболее сложной формой организацией учебного процесса.

Основная цель самостоятельной работы студента – научить осмысленно работать с учебным материалом, сформировать основы самоорганизации и самовоспитания, для того чтобы обучающейся понимал необходимость дальнейшего повышения квалификации. Ведь современный специалист должен обладать целым набором качеств и компетенций, что позволит ему быть конкурентоспособным на рынке труда.

Работа студентов во внеурочное время представляет собой логическое продолжение аудиторных занятий. Преподаватель в свою очередь подготавливает задания, инструктирует студентов, устанавливает сроки выполнения и проводит проверку готовых заданий. Затраты времени на выполнение той или иной самостоятельной работы регламентируются рабочей программой по предмету.  Внеаудиторная работа требует от студента не только умственной, но и организационной самостоятельности.

Самостоятельная работа требует от преподавателя постоянного совершенствования форм и методов организации труда студентов, правильного определения ее объема.

Эффективность самостоятельной работы зависит  от ряда факторов: условий реализации, систематичности,  содержания заданий,  формы выполнения, мотивации студентов к ее выполнению.

Организация самостоятельной работы ставит перед преподавателем задачу методического обеспечения в форме четких заданий с конкретным алгоритмом их выполнения и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Существуют различные виды самостоятельной работы студентов, которые с успехом применяются на моих занятиях при изучении дисциплины «Техническая механика».

№ п/п

Вид самостоятельной работы

Форма контроля

1.

Проработка конспектов лекций

Устный и письменный опрос, тестирование, технический диктант, воспроизведение материала по памяти.

2.

Заучивание  законов, аксиом,  теорем, правил

3.

Составление опорных конспектов

Проверка письменных работ, воспроизведение опорных конспектов.

4.

Изучение темы по дополнительной литературе

Защита рефератов

5.

Поиск информации по теме

Устный или письменный доклад, применение информации при решении поставленных задач

6.

Наглядное представление изученных тем

Проверка составленных схем, таблиц, мультимедийных презентаций

7.

Выполнение расчетно-графических работ, решение задач

Проверка

8.

 Выполнение творческих работ

Оформление экспонатов

Главное в организации самостоятельной работы заключается  в создании условий высокой активности, сознательности и ответственности обучающихся. Необходимо хвалить студентов за правильное и своевременное выполнение заданий перед всей группой, это способствуем повышению мотивации к обучению, студенты стремятся, что бы их работа была отмечена и оценена по достоинству.

В своей работе, при подборе заданий для самостоятельной работы студентов я часто использую различные материалы: образцы решения задач, карточки-консультанты, всевозможные схемы, опорные конспекты, таблицы, инструкции или алгоритмы по выполнению заданий.

В начале изучения курса технической механики, большое внимание удаляется актуализации изучения технической механики, как науки, без которой невозможна подготовка грамотного и всесторонне развитого специалиста. Студентам предлагается изучить историю науки, подготовить различные сообщения об ученых внесших неоценимый вклад в ее становление, а также на различных примерах продемонстрировать связь технической механики с выбранной профессией, тем самым активизируется работа по привитию студентам общих учебных навыков, которые впоследствии станут основой профессиональных качеств.

Пример № 1.

Пример № 2.

Пример № 3. Составление таблицы.

Тема: Классификация машин по характеру выполняемой работы

№ п/п

Вид

Характеристика

Пример

1.

Технологические машины

 

 

2.

Транспортные машины

 

 

3.

Грузоподъемные машины

 

 

4.

Энергетические машины

 

 

Задание: Заполнить таблицу

Объем учебного материала по технической механике достаточно большой, а время ограничено. Порой на рассмотрение одной задачи уходит целая учебная пара, и самостоятельная работа по предмету является неотъемлемой частью учебного процесса, ведь повторять и закреплять пройденный материал студенту приходится уже дома самостоятельно. С трудом решая одну задачу, студент увереннее выполняет аналогичную и готов решать снова и снова. Усвоив материал пройденной темы, и закрепив его многократным повторением, мы переходим к следующему. Положительные результаты выполненных заданий придают студенту уверенность в своих силах и желание продолжить работу.

Так же одной из форм самостоятельной работы, является подготовка студентов к различным внеклассным мероприятиям, проводимым в рамках предметной недели.

В течение недели «Наука, техника и производство» по дисциплине техническая механика в колледже проводится олимпиада, Брейн-ринг, конкурс ребусов, кроссвордов и моделей, изготовленных студентами в качестве наглядных пособий.

При подготовке и проведении мероприятий активно привлекаются студенты, они помогают составлять и оформлять карточки-задания, маршрутные листы, сочиняют стихи.

Довольно часто призерами и победителями викторин и конкурсов, особенно конкурса моделей (наглядных пособий) становятся студенты, считающиеся слабоуспевающими и так сказать, «незаметными».  Их участие в таких конкурсах – своего рода победа над собой и своей неуверенностью, способ демонстрации  творческого потенциала и нестандартного мышления.

В процессе самостоятельной работы часто раскрываются ребята, которые боятся или стесняются выходить к доске или вообще демонстрировать свои знания в аудитории перед одногруппниками.  В свою очередь каждый преподаватель должен стремиться к тому, чтобы у студента появился устойчивый интерес к процессу приобретения знаний, возникло желание и умение использовать учебную и справочную литературу  в своем обучении.

Самостоятельная работа по технической механике способствует развитию устойчивого интереса студентов к предмету, позволяет улучшить качество усвоения материала, почувствовать радость учебно-познавательного труда. Такой вид деятельности расширяет и углубляет знания, полученные на аудиторных занятиях, а также способствует дальнейшему формированию и развитию умений и навыков при решении конкретных задач. Участие во всевозможных внеклассных мероприятиях позволяет развивать целеустремленность и творческую направленность  личности.

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание автомобильного транспорта (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. № 383)
  2. Ведерникова Е.Г., Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения и внеаудиторной деятельности через активизацию мышления. М.: Эксмо, 2012 г.
  3. Гареева Р.А., Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы. СПО, 2009. №5 – с. 18-26.
  4. Коняхин А.К., Введение в теорию и практику дидактической подготовки инженеров – педагогов: учебное пособие. Волгогр. гос.с.-х. акад. – Волгоград, 2007. 190 с.                        



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*