Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности применения образовательных технологий в процессе преподавания дисциплины «Техническая механика» в условиях реализации требований ФОГС

02.02.2016 189 226
Лыков Евгений Владимирович, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

В современных условиях особая ситуация сложилась с подготовкой специалистов технического профиля. За последние годы интерес к профессии механика сельского хозяйства со стороны молодого поколения заметно упал и без возвращения должного престижа к сельскохозяйственному труду успешное развитие современного общества представляется проблематичным.

Деятельность механика в настоящее время становится очень сложной и дифференцированной, вследствие чего значительно повышаются требования к профессионализму в сфере сельского хозяйства. Молодому специалисту необходимо иметь нестандартное мышление, развитые профессионально значимые качества, владеть творческим подходом к решению повседневных профессиональных задач. Следовательно, уровень подготовки современных специалистов технического направления должен не только отвечать текущему состоянию общественных и производственных отношений, но и обеспечивать способность личности будущего специалиста успешно адаптироваться к новым социально экономическим условиям;

- самостоятельно находить решения в нестандартных профессиональных ситуациях;

- творчески мыслить и действовать.

Главной целью должно стать умение пополнять свои знания в течение всей трудовой жизни и адаптироваться к быстрым технологическим изменениям.

Такие задачи должны решаться в системе среднего профессионального образования путем усовершенствования преподавания отдельных дисциплин.

Техническая механика не только позволяет объяснить ряд важных явлений в окружающем мире. Её методами и приёмами пользуются при всех технических расчетах, связанных с проектированием различных машин и их эксплуатацией.

Преподавание дисциплины «Техническая механика» строится по испытанной классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Это не позволяет в полной мере рассматривать процесс преподавания технической механики как важный фактор профессиональной подготовки современного механика.

Таким образом,  учитывая, что фундаментом образования служат предметы физико-математического цикла, к числу которых относится техническая механика,  очевидна необходимость выявления психолого-педагогических условий совершенствования преподавания технической механики с целью улучшения их профессиональной подготовки и развития у них профессионально важных качеств.

Однако на пути движения к желаемому успеху в подготовке специалистов в новых социально-экономических условиях возникает общее противоречие между объективной необходимостью повышения качества образовательно-профессиональной подготовки в условиях реализации ФГОС, но, не учитывается весь комплекс психологических феноменов, определяющих успешность обучения, в частности, профессиональной направленности студента. Практически отсутствует индивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей образовательного процесса, создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на их профессиональное самоопределение и становление.

Здесь следует учесть и следующие противоречия:

- между наблюдающимся активным поиском и апробации новых технологий профессиональной подготовки и используемыми традиционными методами обучения;

- между потребностью в педагогических технологиях в условиях реализации ФГОС, необходимых для подготовки высококвалифицированных кадров, и усреднённым подходом к формированию личности будущего специалиста в современной образовательной практике.

Проблема также состоит в поиске и обосновании условий, способствующих совершенствованию общепрофессиональной подготовки будущего механика в процессе преподавания предмета «Техническая механика».

На мой взгляд, в процессе преподавания дисциплины должны быть решены следующие задачи:

  1. Определить функциональный потенциал технической механики в общепрофессиональной подготовке механика.
  2. Выявить психолого-педагогические условия преподавания технической механики, способствующие совершенствованию общепрофессиональной подготовки студентов технических специальностей.

За последние годы мною накоплен достаточный опыт по совершенствованию образовательного процесса, и осуществлен постоянный поиск педагогических условий, способствующих повышению его эффективности.

Мой практический опыт и анализ педагогических источников показывает, что наибольший эффект в профессиональном образовании обеспечивается переводом образовательного процесса на деятельную основу: учебные занятия, учебно-методическая документация должны передавать технологии, используемые в обучении, а не только содержание материала.

Я считаю, что преподавателю необходимо знать современные методы и педагогические технологии обучения, их особенности и условия эффективного применения. Чем лучше преподаватель представляет себе общие закономерности учебно-воспитательного процесса, тем успешнее и целенаправленнее он может выбирать наиболее подходящие методы и технологии, добиваясь с их помощью высокой эффективности своей работы.

На мой взгляд, именно проблемное обучение способствует формированию у студента необходимой системы знаний, умений и навыков, а также обеспечивает  высокий уровень развития способностей к обучению и самообучению за счет формирования особого стиля умственной деятельности. Проблемное мышление развивает творческую активность и самостоятельность обучающихся, открывает возможности творческого сотрудничества преподавателя и обучающегося. Основными понятиями в проблемном обучении явля­ются проблема, проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация. Проблема возникает на стыке известного и неизвестного. Проблемный вопрос — это «одноактное» действие, стимулирующее мысль, активизирующее мышление, заставляющее человека думать. Проблемная задача предполагает ряд действий для ее решения, обучающийся должен самостоятельно провести частичный поиск. Проблемная ситуация — это психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними знакомыми ему способами и должен найти новый. Противоречивая роль проблемной ситуации состоит в том, что в случае совпадения внешних (регулирующих) и внутренних (стимулирующих) условий и средств для разрешения ситуации она выступает как положительный фактор, при отсутствии таких средств она становится тормозом на пути обучении.

В обучении студентов техническим дисциплинам  разработаны типы проблемных ситуаций и алгоритм их создания:

- проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися системами знаний у учащихся и новыми требованиями;

- проблемная ситуация возникает при необходимости многокритериального выбора из нескольких систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, в предположении, что только её использование может обеспечить решение проблемной задачи;

- проблемная ситуация возникает, если учащийся сталкивается с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний;

- проблемная ситуация возникает, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования;

 - проблемная ситуация возникает при решении технических задач, когда между внешним видом схематических изображений и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие;

- проблемная ситуация создаётся в условиях существования объективно заложенного в принципиальных схемах противоречия между статическим характером изображений в этих схемах и необходимостью отразить в них динамические процессы.

Алгоритм создания проблемной ситуации включает следующие компоненты:

  1. Должно быть сформулировано такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого обучающийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом должны быть соблюдены следующие условия:
  • задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;
  • неизвестное, которое нужно открыть, составляет общую закономерность;
  • общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;
  • выполнение проблемного задания должно вызывать у учащегося потребность в усваиваемом знании.
  1. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям ученика.
  2. Оно должно предшествовать объяснению нового материала.
  3. В качестве проблемных заданий могут служить учебные задачи, вопросы и практические задания.
  4. Следует различать проблему ситуацию и проблемные задания. Задание может лишь вызвать проблемную ситуацию при определенных условиях.
  5. Проблемную ситуацию должен формулировать преподаватель путем указания учащемуся на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснения им тех или иных продемонстрированных фактов.

Цель проблемного обучения в том, чтобы  научить студента видеть проблемы и рационально их решать; самостоятельно приобретать необходимые ему знания и применять их на практике; быстро ориентироваться в новых усло­виях; быть творческой личностью. Суть технологии проблемного обучения заключается в радикальном изменении роли преподавателя, который из основного источника информации превращает­ся в создателя учебных проблемных ситуаций. Преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует студентов на их поиск: понятия закономерно­сти, теории познаются в ходе мыслительной деятельности, наблюдения анализа фактов, результатом чего является создание проблемной ситуации – это самый важный этап. Он позволяет поддерживать интерес к обучению постоянно и переводит ученика в инициативную позицию.

Проблемная ситуация - это переживание познавательного затрудне­ния  связанного с тем, что новые факты, явления, закономерности не укла­дываются в систему знаний, умений, способов деятельности. Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций.

Первый тип (наиболее распространенный) - проблемная ситуация возникает при условии, если студенты не знают способа решения постав­ленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту учебной или жизненной ситуации, т.е. случай осознания сту­дентом недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.

Второй тип - проблемная ситуация возникает при столкновении сту­дентов с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий тип - проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения за­дачи и практической неосуществимостью избранного способа.

Четвертый тип - проблемная ситуация возникает, когда имеется про­тиворечие между практически достигнутым результатом выполнения учеб­ного задания и отсутствием у студентов знаний для его теоретического обоснования.

Наиболее распространенные элементы технологии проблемного обу­чения - проблемный вопрос и проблемная задача (задание), которые очень часто используются при проблемно-поисковом обучении.

Проблемно-поисковое обучение - это организованный преподавателем способ активного взаимодействия студентов с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать знания.

На мой взгляд, к числу недостатков технологии проблемного обучения относятся следующие:

- проблемное обучение применимо только на таком материале, который допускает неоднозначные, порой альтернативные подходы, оценки, толкования;

- проблемное обучение применимо только на материале высокого уровня значимости (методологического, общенаучного, теоретического);

- данный тип обучения оправдан, если у обучаемых есть необходимый стартовый уровень знаний, умений, навыков;

- проблемное обучение требует значительно больших временных затрат на использование исследовательских методик.

  Проблемные задания на занятиях по дисциплине «Техническая механика».

На занятиях по дисциплине «Техническая механика»  применяются проблемные задания, а также элементы игровой технологии.  Эти технологии используются для формирования познавательного интереса к дисциплине, повторения, систематизации и обобщения полученных знаний, чаще это происходит следующим образом: группа делится на подгруппы, между которыми происходит соревнование на выполнение того или иного задания.

При обучении студентов возможно использовать элементы игровой технологии с проблемными ситуациями, возникающими в ходе самой игры. Создающаяся ситуация не носит проблемного характера и может быть воспроизведена по существующим стандартам (в зависимости от позиции участников, их профессиональных знаний и опыта, твор­ческой направленности) или построена так, что проблемные си­туации возникают в ходе ее, когда участники занимают конфликтные позиции в соответствии с принятыми ими на себя ролями. В таких случаях сценарий не расписан полностью, а лишь намечает основные контуры игры и возможные позиции участ­ников, которые окончательно уточняются уже в игре, в ситуации ролевого взаимодействия.

Таким образом, в ходе игры возникают ролевые проблемные ситуации, имитирующие конфликтные от­ношения ролевого общения, основанные на неизвестном спосо­бе или условии действия, анализе затруднений, возникающих в результате недостаточного уровня знаний или предшествующего опыта. Увеличивается доля импровизации, а невозможность пол­ностью реализовать запланированные ранее действия стимулиру­ет рефлексию, аналитическую деятельность студентов в ходе са­мого процесса взаимодействия. Данный тип ролевой игры обладает наибольшей диагностичностью и творческим потенциа­лом, в ситуациях импровизации наиболее ярко проявляются цен­ностные ориентации и творческие возможности личности, раз­вивается способность к принятию нестандартных, творческих ре­шений. Вниманию студентов предлагается материал в виде презентации, что в корне облегчает работу, как педагога, так и студентов. И после проведения причинно - следственного анализа каждый студент  защищает свою работу у доски.

Проблемное обучение способствует формированию у студента необходимой системы знаний, умений и навыков, а также обеспечивает  высокий уровень развития способностей к обучению и самообучению за счет формирования особого стиля умственной деятельности. Проблемное мышление развивает творческую активность и самостоятельность обучающихся, открывает возможности творческого сотрудничества преподавателя и обучающегося. 

Список литературы

  1. Личностно-ориентированные технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2014.
  2. Модернизация профессионального образования: проблемы, поиски, решения. - М,
  3. Рудакова И.А. Дидактика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  4. Рыжов В.Н. Дидактика. – М.: Юнити, 2004.
  5. Сборник нормативно-методических документов для образовательных учреждений среднего профессионального образования/ Сост. П.Ф.Анисимов, Н.Г.Ярошенко, Н.Л.Гунявина, С.В.Васильева, Т.Д.Барер. Под.ред. П.Ф.Анисимова. – М.: НМЦ СПО, 1999.
  6. Сборник статей из опыта работы «Развитие профессионального образования в современных условиях». - Омск , ООИПКРО, 2004.
  7. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2001.
  8. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981.
  9. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*