Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ современных условиях особая ситуация сложилась с подготовкой специалистов технического профиля. За последние годы интерес к профессии механика сельского хозяйства со стороны молодого поколения заметно упал и без возвращения должного престижа к сельскохозяйственному труду успешное развитие современного общества представляется проблематичным.
Деятельность механика в настоящее время становится очень сложной и дифференцированной, вследствие чего значительно повышаются требования к профессионализму в сфере сельского хозяйства. Молодому специалисту необходимо иметь нестандартное мышление, развитые профессионально значимые качества, владеть творческим подходом к решению повседневных профессиональных задач. Следовательно, уровень подготовки современных специалистов технического направления должен не только отвечать текущему состоянию общественных и производственных отношений, но и обеспечивать способность личности будущего специалиста успешно адаптироваться к новым социально экономическим условиям;
- самостоятельно находить решения в нестандартных профессиональных ситуациях;
- творчески мыслить и действовать.
Главной целью должно стать умение пополнять свои знания в течение всей трудовой жизни и адаптироваться к быстрым технологическим изменениям.
Такие задачи должны решаться в системе среднего профессионального образования путем усовершенствования преподавания отдельных дисциплин.
Техническая механика не только позволяет объяснить ряд важных явлений в окружающем мире. Её методами и приёмами пользуются при всех технических расчетах, связанных с проектированием различных машин и их эксплуатацией.
Преподавание дисциплины «Техническая механика» строится по испытанной классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Это не позволяет в полной мере рассматривать процесс преподавания технической механики как важный фактор профессиональной подготовки современного механика.
Таким образом, учитывая, что фундаментом образования служат предметы физико-математического цикла, к числу которых относится техническая механика, очевидна необходимость выявления психолого-педагогических условий совершенствования преподавания технической механики с целью улучшения их профессиональной подготовки и развития у них профессионально важных качеств.
Однако на пути движения к желаемому успеху в подготовке специалистов в новых социально-экономических условиях возникает общее противоречие между объективной необходимостью повышения качества образовательно-профессиональной подготовки в условиях реализации ФГОС, но, не учитывается весь комплекс психологических феноменов, определяющих успешность обучения, в частности, профессиональной направленности студента. Практически отсутствует индивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей образовательного процесса, создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на их профессиональное самоопределение и становление.
Здесь следует учесть и следующие противоречия:
- между наблюдающимся активным поиском и апробации новых технологий профессиональной подготовки и используемыми традиционными методами обучения;
- между потребностью в педагогических технологиях в условиях реализации ФГОС, необходимых для подготовки высококвалифицированных кадров, и усреднённым подходом к формированию личности будущего специалиста в современной образовательной практике.
Проблема также состоит в поиске и обосновании условий, способствующих совершенствованию общепрофессиональной подготовки будущего механика в процессе преподавания предмета «Техническая механика».
На мой взгляд, в процессе преподавания дисциплины должны быть решены следующие задачи:
За последние годы мною накоплен достаточный опыт по совершенствованию образовательного процесса, и осуществлен постоянный поиск педагогических условий, способствующих повышению его эффективности.
Мой практический опыт и анализ педагогических источников показывает, что наибольший эффект в профессиональном образовании обеспечивается переводом образовательного процесса на деятельную основу: учебные занятия, учебно-методическая документация должны передавать технологии, используемые в обучении, а не только содержание материала.
Я считаю, что преподавателю необходимо знать современные методы и педагогические технологии обучения, их особенности и условия эффективного применения. Чем лучше преподаватель представляет себе общие закономерности учебно-воспитательного процесса, тем успешнее и целенаправленнее он может выбирать наиболее подходящие методы и технологии, добиваясь с их помощью высокой эффективности своей работы.
На мой взгляд, именно проблемное обучение способствует формированию у студента необходимой системы знаний, умений и навыков, а также обеспечивает высокий уровень развития способностей к обучению и самообучению за счет формирования особого стиля умственной деятельности. Проблемное мышление развивает творческую активность и самостоятельность обучающихся, открывает возможности творческого сотрудничества преподавателя и обучающегося. Основными понятиями в проблемном обучении являются проблема, проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация. Проблема возникает на стыке известного и неизвестного. Проблемный вопрос — это «одноактное» действие, стимулирующее мысль, активизирующее мышление, заставляющее человека думать. Проблемная задача предполагает ряд действий для ее решения, обучающийся должен самостоятельно провести частичный поиск. Проблемная ситуация — это психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними знакомыми ему способами и должен найти новый. Противоречивая роль проблемной ситуации состоит в том, что в случае совпадения внешних (регулирующих) и внутренних (стимулирующих) условий и средств для разрешения ситуации она выступает как положительный фактор, при отсутствии таких средств она становится тормозом на пути обучении.
В обучении студентов техническим дисциплинам разработаны типы проблемных ситуаций и алгоритм их создания:
- проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися системами знаний у учащихся и новыми требованиями;
- проблемная ситуация возникает при необходимости многокритериального выбора из нескольких систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, в предположении, что только её использование может обеспечить решение проблемной задачи;
- проблемная ситуация возникает, если учащийся сталкивается с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний;
- проблемная ситуация возникает, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования;
- проблемная ситуация возникает при решении технических задач, когда между внешним видом схематических изображений и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие;
- проблемная ситуация создаётся в условиях существования объективно заложенного в принципиальных схемах противоречия между статическим характером изображений в этих схемах и необходимостью отразить в них динамические процессы.
Алгоритм создания проблемной ситуации включает следующие компоненты:
Цель проблемного обучения в том, чтобы научить студента видеть проблемы и рационально их решать; самостоятельно приобретать необходимые ему знания и применять их на практике; быстро ориентироваться в новых условиях; быть творческой личностью. Суть технологии проблемного обучения заключается в радикальном изменении роли преподавателя, который из основного источника информации превращается в создателя учебных проблемных ситуаций. Преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует студентов на их поиск: понятия закономерности, теории познаются в ходе мыслительной деятельности, наблюдения анализа фактов, результатом чего является создание проблемной ситуации – это самый важный этап. Он позволяет поддерживать интерес к обучению постоянно и переводит ученика в инициативную позицию.
Проблемная ситуация - это переживание познавательного затруднения связанного с тем, что новые факты, явления, закономерности не укладываются в систему знаний, умений, способов деятельности. Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций.
Первый тип (наиболее распространенный) - проблемная ситуация возникает при условии, если студенты не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту учебной или жизненной ситуации, т.е. случай осознания студентом недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.
Второй тип - проблемная ситуация возникает при столкновении студентов с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Третий тип - проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
Четвертый тип - проблемная ситуация возникает, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у студентов знаний для его теоретического обоснования.
Наиболее распространенные элементы технологии проблемного обучения - проблемный вопрос и проблемная задача (задание), которые очень часто используются при проблемно-поисковом обучении.
Проблемно-поисковое обучение - это организованный преподавателем способ активного взаимодействия студентов с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать знания.
На мой взгляд, к числу недостатков технологии проблемного обучения относятся следующие:
- проблемное обучение применимо только на таком материале, который допускает неоднозначные, порой альтернативные подходы, оценки, толкования;
- проблемное обучение применимо только на материале высокого уровня значимости (методологического, общенаучного, теоретического);
- данный тип обучения оправдан, если у обучаемых есть необходимый стартовый уровень знаний, умений, навыков;
- проблемное обучение требует значительно больших временных затрат на использование исследовательских методик.
Проблемные задания на занятиях по дисциплине «Техническая механика».
На занятиях по дисциплине «Техническая механика» применяются проблемные задания, а также элементы игровой технологии. Эти технологии используются для формирования познавательного интереса к дисциплине, повторения, систематизации и обобщения полученных знаний, чаще это происходит следующим образом: группа делится на подгруппы, между которыми происходит соревнование на выполнение того или иного задания.
При обучении студентов возможно использовать элементы игровой технологии с проблемными ситуациями, возникающими в ходе самой игры. Создающаяся ситуация не носит проблемного характера и может быть воспроизведена по существующим стандартам (в зависимости от позиции участников, их профессиональных знаний и опыта, творческой направленности) или построена так, что проблемные ситуации возникают в ходе ее, когда участники занимают конфликтные позиции в соответствии с принятыми ими на себя ролями. В таких случаях сценарий не расписан полностью, а лишь намечает основные контуры игры и возможные позиции участников, которые окончательно уточняются уже в игре, в ситуации ролевого взаимодействия.
Таким образом, в ходе игры возникают ролевые проблемные ситуации, имитирующие конфликтные отношения ролевого общения, основанные на неизвестном способе или условии действия, анализе затруднений, возникающих в результате недостаточного уровня знаний или предшествующего опыта. Увеличивается доля импровизации, а невозможность полностью реализовать запланированные ранее действия стимулирует рефлексию, аналитическую деятельность студентов в ходе самого процесса взаимодействия. Данный тип ролевой игры обладает наибольшей диагностичностью и творческим потенциалом, в ситуациях импровизации наиболее ярко проявляются ценностные ориентации и творческие возможности личности, развивается способность к принятию нестандартных, творческих решений. Вниманию студентов предлагается материал в виде презентации, что в корне облегчает работу, как педагога, так и студентов. И после проведения причинно - следственного анализа каждый студент защищает свою работу у доски.
Проблемное обучение способствует формированию у студента необходимой системы знаний, умений и навыков, а также обеспечивает высокий уровень развития способностей к обучению и самообучению за счет формирования особого стиля умственной деятельности. Проблемное мышление развивает творческую активность и самостоятельность обучающихся, открывает возможности творческого сотрудничества преподавателя и обучающегося.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.