Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Тестирующая программа по дисциплине «Техническая механика» в условиях реализации требований ФГОС

02.02.2016 154 198
Кошелева Наталья Юрьевна, преподаватель

Волгоградский техникум железнодорожного транспорта (филиал РГУПС)

Мы живём во время глобальных изменений, которые затрагивают все сферы человеческой жизни и в том числе образование. Перед современным образованием стоят важнейшие задачи воспитания  нового поколения специалистов  для успешной и плодотворной  жизни в мире будущего.

В отношении современных студентов прошлые методики обучения уже неприменимы, взаимодействие с ними требует новых подходов и решений. Плюс Федеральный государственный стандарт предъявляет особые требования к образовательному процессу  и его результатам.

Федеральный образовательный стандарт нового поколения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Дисциплинарный курс «Технической механики» для Волгоградского техникума  железнодорожного транспорта – филиала Ростовского государственного университета путей сообщения (далее ВТЖТ-филиал РГУПС) относится к числу первых инженерных дисциплин, изучаемых  студентами на втором курсе.

Дисциплинарный курс предусматривает изучение общих законов движения и равновесия материальных тел, основ расчета  элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость и состоит из трех разделов: теоретической механики, сопротивления материалов и деталей машин.

Большое внимание уделяется  вопросам, которые имеют дисциплинарную связь с профессиональными модулями и другими техническими дисциплинами.

Основной целью дисциплинарного курса «Технической механики» в условиях ФГОСявляетсяполное и наглядное изложение основ предмета, дать студенту начальные знания анализа и методов расчета элементов конструкции железнодорожного транспорта, экспериментальногоисследования явлений и процессов, протекающих в них; помочь овладеть методами решения типовых задач; повысить эффективность самостоятельных занятий, оптимизировать время выполнения практических заданий.

В условиях нового поколения ФГОС дисциплинарный курс «Технической механики» должен включать в себя так называемое фундаментное ядро, представляющее систему ключевых понятий технической механики., в базисном учебном плане необходимо предусмотреть «Внеурочную работу» (самостоятельную работу)

При подготовке к занятию преподавателю дисциплинарного курса необходимо выделять предметные, метапредметные и личностные требования к результатам обучения, так же большое внимание уделить условиям, в которых протекает образовательный процесс.

Процесс взаимодействия между учителем и студента, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения является методом обучения.

При изучении дисциплинарного курса «техническая механика» используются следующие основные методы обучения:

1 Пассивный метод (рисунок 1) – это метода взаимодействия студента и преподавателя, вкоторой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а студент выступают в роли пассивного слушателя, подчиненного директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентом в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным.

2 Активный метод (рисунок 2) – это форма взаимодействия студента и преподавателя, при которой преподаватель и студент взаимодействуют друг с другом в ходе урока и студент здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь преподаватель и студент находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод (рисунок 3) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей урока. Преподаватель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

 Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются студентами. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Многие преподаватели все еще используют пассивный метод обучения.

 В ВТЖТ-филиале РГУПС преподавателем «Технической механики» были объединены основные методы образования. Используя внеурочное время и на целевых занятиях студенты с преподавателем создали вопросы к тестам используя личные качества,различную степень усвоения дисциплины с учетом освоения общих и профессиональных компетенций.

Данные вопросы были использованы для создания тестирующей программы контролирующей итоговое усвоение дисциплинарного курса «Техническая механика» в тестирующей оболочке ADTester (рисунок 4).

Данная оболочка проста в применении. С минимальным знанием компьютерных технологий можно создать не только тестирующую программу с одним или множеством ответов из предложенных, но с самостоятельным ответом, вопросы сопоставлением и последовательностью, например последовательность технических операций при ремонте узла вагона.

В представленной оболочке можно давать не только практические вопросы, но и теоретические задачи, задачи с схемами и графиками.

Что позволяет сделать тестирующую программу более красочной и увлекательной для студента.

В ADTester возможно задать параметры тестирования, например:

- время тестирования;

-перемешать вопросы;

-перемешать варианты ответов;

-разрешить пропускать вопросы если студент затрудняется ответить;

-и самое важное критерии оценок.

Разработчик  тестирующей программы сам задает процент ответов на «отлично», «хорошо» и т.д – результат выводится на экран компьютера после окончания тестирования, на экране отображается количество верных и не верных ответов и результат тестирования, в том виде который задал разработчик теста. Например в виде оценки, пожелания (Молодец!, или Повтори попытку) и т.п.

Подобный тестирующий дифференцированный зачет прошло в группах 21 и 22 Э  специальности  13.02.07 Электроснабжение (по отраслям) в конце 1 семестра. Так как вопросы тестирования были разноуровневые, то 100% тестирующих получили дифференцированный зачет за изученный курс дисциплины.

Тест состоял из 2 вариантов в каждом варианте по 24 вопроса с 4 вариантами ответа. Тест охватывает полностью весь курс дисциплины, а так же прослеживалась не только междисциплинарная связь, но и связь с профессиональными модулями. Этот тест можно так же использовать и на других отделениях как проверку знаний студентов.

В данном способе контроля знаний акцентировано внимание на вопросах компетентностного подхода в обучении, а также использование электронных образовательных ресурсов на занятиях.

Таким образом, использование тестирующей программы обеспечивает в достаточном объеме формирование общих и профессиональных компетенций.

Список литературы

  1. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л. Н. Вавилова; под. ред. Т.С. Паниной. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 176с.
  2. Криворучко Н.А Формы учебных занятий, развивающие у студентов профессионально-познавательную активность// Среднее профессиональное образование. 2012. № 10.
  3. Ситник А.П. Содержание и организационные формы методической работы в современной практике: учеб. пособие. М., 2010.
  4. http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*