Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация самостоятельной работы студентов в процессе преподавания дисциплины «Техническая механика» в условиях реализации требований ФГОС

02.02.2016 138 160
Докучаева Елена Юрьевна, преподаватель

Волжский политехнический техникум

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.

Искусство основано на интуиции, технология – на науке.

С искусства все начинается, технологией -  заканчивается,  чтобы затем все начиналось сначала.

В.П. Беспалько

Активизация умственной деятельности студентов – основная задача преподавателя. Перед преподавателем  с давних времён встаёт традиционный вопрос «Как учить?», т. е. как обеспечить высококачественное обучение студентов, повысить заинтересованность и рост успеваемости студентов, дать возможность для дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. В связи с этим каждый преподаватель стремится перейти от частных методик на современные педагогические технологии.

Урок с применением современных технологий – это качественно новый тип урока. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

  • Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
  • Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
  • Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).
  • Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
  • – это системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Обобщая определения можно сделать вывод, что педагогическая технология есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого обучаемого в соответствии с его индивидуальными особенностями.

В процессе обучения особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа  - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за  работой студентов).

Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения. Эффект от самостоятельной работы студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы обучения.

Табличные формы заданий, как средство организации систематической самостоятельной работы студентов

Каждое задание – обзорно-повторительная таблица – охватывает учебный материал целой законченной темы курса, то её составлению должен предшествовать подробный анализ этого материала преподавателем. При этом выделяются основные подтемы – строки будущей таблицы и единые для всех подтем узловые вопросы – строки будущей таблицы – колонки таблицы.

По учебной дисциплине Техническая механика можно использовать несколько комплексов обзорно-повторительных таблиц. Вот их перечень:

  1. Разделы теоретической механики;
  2. Опорные устройства балочных систем;
  3. Методы нахождения центра тяжести;
  4. Центры тяжести некоторых геометрических фигур.
  5. Виды деформаций;
  6. Механические свойства материалов.
  7. Механизмы передачи движения.

Обзорно-повторительная таблица 1 Опорные устройства балочных систем.

Вид опоры

Изображение

Что допускает опора?

Что известно в опоре?

Что определить в опоре?

 

 

 

 

 

Обзорно-повторительная таблица 2 Виды деформаций.

Вид деформации

Вид нагружений

Внутренние силовые факторы

Характер напряжений

Виды расчётов

 

 

 

 

 

Обзорно-повторительная таблица 3 Механические свойства материалов.

Свойство материала

Определение свойства

Расчёт материала на данное свойство.

 

 

 

Повышение педагогического мастерства, оптимизация выбора и реализация образовательной технологии – одна из важнейших задач современного педагога и практики образования в целом. Современные педагогические технологии обладают качественной спецификой, отражающей способы организации учебной деятельности. Их многообразие может применять педагогом на основе различных требований. Правильный выбор и применение современных педагогических технологий очень важны в образовательном процессе. 

Список литературы

  1. Батышев С.Я. научная организация учебно-воспитательго процесса. М. Высшая школа, 1980 г. 456 с.
  2. Эрдеди А. А. Техническая механика : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. А. Эрдеди, Н. А. Эрдеди. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 528 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*