Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Реализация образовательных технологий на учебных занятиях по дисциплине «Техническая механика»

01.02.2016 214 284
Воронина Надежда Анатольевна, преподаватель

Волгоградский политехнический колледж имени В.И. Вернадского

Посредственный преподаватель излагает,
хороший – объясняет, выдающийся –
показывает, великий – вдохновляет.
В.Уорд

Модернизация российского образования предусматривает применение новых современных образовательных технологий в профессиональном образовании.

Образовательная технология – это систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

В отличие от педагогической технологии образовательная учитывает управленческий аспект. А именно, совместная деятельность преподавателя и учащегося, в результате которой и сам студент, как субъект учения может определять конечные результаты своей деятельности и процесс их достижения. При этом возможно научить его управлять своим обучением, сохраняя комфортные условия для всех участников образовательного процесса. Это сориентирует преподавателя на поиск и создание условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся. Главным сейчас становиться не передача знаний, а стимулирование самостоятельной, поисковой, творческой деятельности студента. Педагог на сегодняшний день не является источником информации, а выполняет роль менеджера, лишь организовывает и помогает.

Выделяют различные виды технологий, но приоритетными на сегодняшний день являются:

- личностно - ориентированное обучение;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационно-коммуникационные;

-технологии развивающего обучения и т.д.

Использование современных образовательных технологий в профессиональном образовании позволяет решать новые дидактические задачи, обеспечивает повышение качества и эффективности обучения. С их помощью можно по новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, а это повышает интерес к творчеству, стимулирует познавательную активность студентов.

Использование информационных технологий позволяет реализовывать следующие процессы обучения: повышение качества знаний и интереса к дисциплине «Техническая механика»; усиление прикладной направленности обучения; формирование информационной культуры студентов, возможность осуществления дифференцированного подхода к обучению студентов с учетом их индивидуальных особенностей, формирование значимых ключевых профессиональных компетенций.

Те знания и умения, которые получат студенты при использовании современных образовательных технологий, дадут возможность применять их в профессиональной деятельности, следствием чего служит наиболее полная реализация возможностей каждого студента, его конкурентоспособность на рынке труда.

Накопив и используя свой личный опыт работы и опыт других педагогов, я уделяю особое внимание применению современных образовательных технологий на учебных занятиях по дисциплине «Техническая механика». Это позволяет сделать процесс обучения многогранным и интересным как для студентов, так и для преподавателя, а также повысить качество и эффективность подготовки будущих специалистов.

Мною был проведен открытый урок по теме «Зубчатые передачи» для специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)». Вид занятия представлял лабораторную работу с применением компьютерной демонстрации. На всех этапах урока наглядно прослеживалось усиление интереса студентов к изучаемому материалу а, следовательно, и повышение мотивации обучения, развитие мышления, формирование ключевых профессиональных компетенций (готовность к самообразованию, коммуникативной, информационной, технологической).

От предполагаемого результата нужно выбирать методы, формы и средства и как следствие технологию. При этом важно учитывать следующие факторы:

- отсутствие мотивации;

- наличие материальной базы;

- плохая посещаемость;

- социальная среда;

- уровень знаний учащихся.

Представляю некоторые моменты этого занятия. Здесь присутствует личностно – ориентированные и информационные технологии. Для определения целей и задач урока студентам предлагается посмотреть на слайд и определить тип механической передачи, ее назначение. Через ряд примеров преподаватель поясняет важность и актуальность данной темы в профессиональной деятельности обучающихся.

Рисунок 1 – Зубчатая передача

Так как при изучении новой темы, будет встречаться много понятий, с которыми студенты познакомились при изучении других тем дисциплины, целесообразно установить уровень этих знаний, восстановить в памяти студентов эти понятия до такого уровня, чтобы они служили опорой в приобретении новых знаний. Студентам предлагается ответить на вопросы интерактивной игры «Вопрос-ответ» (с гиперссылками) в программе Microsoft Power Point, дающая студентам самим выбирать ячейку с вопросом. Эта задание задает хороший настрой и азарт перед последующим этапом работы.

Объяснение нового материала идет с использованием презентации с электронными плакатами, демонстрацией редуктора зубчатого цилиндрического. Поэтапно разбирается алгоритм проведения лабораторной работы.

На этом этапе реализуется несколько целей урока следовательно, применяются разные приемы и методы: словесные, наглядные, практические, информационные, частично- поисковые. Студенты выполняют замеры и расчеты основных параметров редуктора. Здесь возможна работа студентов в малых группах и с разными редукторами.

Учащиеся всегда положительно относятся к демонстрации кинофильмов. После просмотра фильма «Анимации сборки зубчатого редуктора», на рисунке 2, необходима заключительная работа - проверка, обсуждение, выводы или обобщение по увиденному и сказанному. Во время просмотра фильма надо следить за реакцией ребят, привлекая их внимание к сложным вопросам, понятиям, новым терминам.

Рисунок 2 -Видео

Использование в наше время технических средств обучения как раз способствует активизации познавательного интереса, повышает наглядность обучения, развивает мышление и самостоятельность студентов, способствует формированию ключевых и профессиональных компетенций.

Обсуждение результатов расчетов. Студенты сверяют свои значения с эталоном.

Преподаватель оценивает результаты работы студентов, учитывая самостоятельность работы, правильность выполнения задания, рисунок 3.

Рисунок 3 – результаты расчетов

Для проверки и закрепления полученных знаний по теме проводится опрос «Вопросы для самоконтроля» с анимацией правильных и неверных ответов – веселые и грустные смайлики. Перед учащимися может ставиться проблемная задача, которую они решают сообща, высказывая свои предположения, и объясняя правильный ответ, рисунок 4.

 

               Рисунок 4- Задача

Преподаватель постоянно наблюдает за работой студентов, помогая им советом или одобрением. Алгоритм задач и их решение демонстрируется на экране.

Подведение итогов урока – это анализ познавательной деятельности студентов и оценка её результатов. Отмечается активность всей группы, так и отдельных студентов. Всем студентам выставляются положительные отметки. К анализу результатов работы привлекаются студенты, это вызывает у них положительные эмоции и способствует стимулированию познавательной деятельности. Комментарии к домашнему заданию от преподавателя.

Такая организация учебного занятия проявила желание учиться у всех студентов группы, все были задействованы и вовлечены в работу. Урок цели достиг. Подобные презентации или их элементы, демонстрируемые на занятиях, могут быть выполнены студентами.

В то же время я столкнулась с несколькими проблемами, препятствующими активному внедрению современных образовательных технологий в учебный процесс: недостаточное количество компьютерной техники, обучающих и тестирующих компьютерных программ, зачастую низкий уровень компьютерной грамотности студентов.

Представляю некоторые виды технологий и результат их применения используемых в моей практике.

Таблица – Образовательные технологии

Название технологии

Область применения

Результат применения

Личностно-ориентированная технология

Лабораторные и практические занятия

Повышение уровня усвоения учебного материала. Использование заданий разного направления, учитывая способности обучающихся.

Выполнение заданий с применением программы Balka –v.1.1.0.109

Проектная технология обучения с деятельностной направленностью

Решение студентами исследовательских задач с предоставлением результатов работы на мероприятиях различного уровня

 

В урочное время принятие участия студентов в образовательном процессе:

- выступление индивидуальное или групповое на учебных занятиях с сообщениями направленными на углубленное изучение УД;

 

 

- проведение итоговых занятий с защитой готовых проектов представленных в различных формах.

Во внеурочной работе:

- научно – исследовательские проекты студентов;

- междисциплинарные проекты по темам дисциплины;

- участие в конференциях различного уровня.

Информационно – коммуникационные технологии

Использование программного пакета Microsoft Office:

- при подготовке к учебным занятиям;

- созданию презентаций;

- в работе кружка и  научно-исследовательской деятельности.

Использование программы XMind6 для создания интеллект карт и электронных учебных пособий.

Использование программы Balka 0.8 для решения задач по теме «Деформация изгиба».

Использование интернет ресурсов.

Подготовка студентов к участию в конкурсах, конференциях и олимпиадах различного уровня.

Применение презентаций при изложении нового материала, а также при проверки знаний и умений студентов. Привлечение студентов в образовательный процесс и как результат - становление его активным участником.

Участие студентов:

- в олимпиадах по технической механике;

- в конференциях и конкурсах различного уровня.

 

«Современный студент» много времени проводит за компьютером, в интернете и поэтому его потребность видеть информацию в новой, активной форме возрастает. Применение новых информационных технологий в преподавании увеличивает уровень активности обучения, позволяет внести новые формы работы и сделать учебное занятие интересным. Вовлечение студентов в образовательный процесс, как грамотного пользователя ПК способствует формированию навыков совместной деятельности, интересной для всех участников, умения работать индивидуально и в группах.

Использование современных образовательных технологий, а лучше сочетание их элементов сделает образовательный процесс «живым», повысить мотивацию учащихся и качество образования.

Список литературы

  1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: материалы для специалиста образовательного учреждения(пособие для преподавателей) А.К. Колеченко. – СПб. : Каро, 2006. – 368 с.
  2.  Интернет-ресурс «Техническая механика». Форма доступа:http://edu.vgasu.vrn.ru/SiteDirectory/UOP/DocLib13/Техническая%20механика.pdf;ru.wikipedia.org



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*