Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Курсовая и дипломная работа как формы учебной исследовательской работы

01.02.2016 191 262
Манаева Любовь Олеговна
Манаева Любовь Олеговна, Зам. директора по УР

Шаблинская Татьяна Анатольевна
Шаблинская Татьяна Анатольевна, старший методист

Мурманский медицинский колледж

Обучение в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждение Мурманской области «Мурманский медицинский колледж» (далее – ГАПОУ МО «ММК») осуществляется по программам подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальностям:

  • 34.02.01 Сестринское дело;
  • 31.02.02 Акушерское дело;
  • 31.02.01 Лечебное дело;
  • 33.02.01 Фармация.

Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся [1-4].

Выполнение курсовой и дипломной работ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) второго поколения не было предусмотрено. Начиная с ФГОС СПО третьего поколения Государственная (итоговая) аттестация (далее – ГИА) стала включать в себя подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломной работы, дипломного проекта). В Мурманском медицинском колледже ГИА проходит уже третий год в виде защиты дипломной работы, а на последнем курсе студенты выполняют курсовую работу. Это дает возможность обобщить результаты выполнения и защиты курсовых и дипломных работ, а также выявить «плюсы» и «минусы» проведения ГИА в форме защиты выпускной квалификационной работы.

На этапе введения новых форм проведения ГИА уже предполагались трудности по причинам:

  • отсутствия у педагогических работников опыта руководства курсовыми или дипломными работами;
  • отсутствия у части преподавателей собственного опыта выполнения и защиты курсовой и дипломной работ, а у другой, при наличии такого опыта – отсутствие опыта руководства выполнением студентами дипломных и курсовых работ;
  • отсутствия нормативно-методической базы;
  • специфика подготовки, которая не позволяла использовать в полной мере опыт профессиональных образовательных организаций другого профиля.

Немаловажно и то, что приоритет подготовки специалистов для здравоохранения с учетом его потребностей ориентирован на формирование профессиональных компетенций на базе приобретенного практического опыта и практических умений (манипуляционная техника).

Помимо вышеперечисленных проблем существуют и другие веские причины.

Поэтому важнейшей задачей на первом этапе являлась подготовка педагогического коллектива и обучающихся к предстоящим изменениям: информирование и мотивирование.

С этой целью:

  • были организованы занятия с преподавателями;
  • разработаны локальные акты: «Положение о государственной итоговой аттестации», «Положение о выпускной квалификационной работе», «Положение о курсовой работе»;
  • составлена учебно-методическая разработка для преподавателей и обучающихся ГАПОУ МО «ММК» «Методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ».

Студенты второго курса, приступая к изучению профессиональных модулей, информируются о том, что опыт выполнения программ производственных практик может быть использован при подготовке к написанию курсовой работы, а материал курсовой работы целесообразно использовать в дипломной работе, так как в соответствии с локальным актом предусмотрена практическая направленность и курсовой, и дипломной работы.

Таким образом, студенты за полтора-два года до выполнения курсовой и дипломной работы мотивированы на данный вид деятельности. К выпускному курсу они, как правило, имеют методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ, имеют возможность получить консультацию по выбору тем и предложить свои темы еще до формирования рекомендуемых перечней тем курсовых и дипломных работ. Заместитель директора по учебной работе встречается с группами выпускных курсов по вопросам организации учебного процесса, требованиям по выполнению работ в начале первого и начале второго семестров. С руководителями курсовых и дипломных работ студенты имеют возможность общаться и консультироваться еще на этапе формирования проектов соответствующих приказов, то есть, в ноябре и даже октябре учебного года.

Студенты также  приобретают опыт исследовательской работы при подготовке к тематическим конференциям, которые проводят преподаватели ряда учебных дисциплин и профессиональных модулей. Традиционно обучающиеся колледжа принимают активное участие в конференциях городских,  региональных,  всероссийских, международных.

Начиная с 2000 года, в колледже ежегодно проводится студенческая научно-практическая конференция «Здоровье и образ жизни», проведение которой приурочено к всемирному Дню здоровья. В последние годы конференция приобрела региональный характер и привлекает внимание большого количества студентов не только Мурманского медицинского колледжа, но и других образовательных организаций региона.

Ежегодно в конференции принимают участие от шестидесяти до сотни и более обучающихся из разных образовательных организаций Мурманской области. Тематика студенческих исследовательских работ разнообразна. Несколько примеров научно-практических работ:

  • «Здоровье и состав воздуха»;
  • «Север внутри нас»;
  • «Влияние вредных привычек на сон»;
  • «Антибиотики в продуктах питания»;
  • «Влияние эфирных масел на здоровье человека в период простудных заболеваний»;
  • «Влияние синдрома «полярной ночи» на психофизическое состояние учащихся»;
  • «Изменения активности человека в различное время суток» и др.

В колледже сформировался подход к данным видам деятельности, при котором все виды учебной исследовательской работы логично включены в общую модель образовательного процесса.

Результаты выполнения и защиты курсовых и дипломных работ ежегодно анализируются. Ниже представлен результат анализа выполнения дипломных работ и отношения студентов к данному виду деятельности.

Результаты проведения ГИА в форме защиты дипломной работы

Показатели

Специальность

в 2013-2014 учебный год

в 2014-2015 учебный год

«5»

«4»

«3»

средний балл

«5»

«4»

«3»

средний балл

Сестринское дело, очная форма

29,2 %

66,6 %

4,2 %

4,2

25,3 %

63,7 %

11 %

4,1

Фармация

65 %

35 %

0 %

4,6

50 %

50 %

0 %

4,5

Результаты анализа свидетельствуют, что выпускники отделения «Фармация» показали более высокие результаты  выполнения дипломных работ по сравнению с обучающимися отделения «Сестринское дело». Это закономерно в силу особенностей программ подготовки.

Поскольку ГИА в форме защиты дипломных работ для преподавателей и студентов – это первый опыт, то закономерно  выяснение отношения обеих сторон: выпускников колледжа – к выполнению и защите дипломных работ, преподавателей – к форме проведения и процессу сопровождения.

Студентам выпуска 2014-2015 учебного года были предложены анонимные анкеты, содержащие три вопроса:

  1. Оцените по пятибалльной шкале степень самостоятельности при выполнении дипломной работы.
  2. Оцените по пятибалльной шкале степень полезности выполнения дипломной работы для Вас.
  3. Оцените по пятибалльной шкале степень сложности для Вас выполнения дипломной работы.

Результаты опроса студентов представлены в таблице:

Отделение

Показатель оценки (%)

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

средний балл

1.      Оценка степени самостоятельности при выполнении дипломной работы

Сестринское дело очная форма обучения (1 смена)

40,7 %

50,8%

8,5%

0%

0%

4,3

Сестринское дело очная форма обучения (2 смена)

50%

50%

0%

0%

0%

4,5

Сестринское дело очно-заочная форма обучения

42,1%

50%

7,9%

4,3%

0%

4,3

Фармация

50%

50,0%

0%

0%

0%

4,5

2.      Оценка степени полезности выполнения дипломной работы

Сестринское дело очная форма обучения (1 смена)

49,2%

40,7%

5,1%

1,7%

3,4%

4,3

Сестринское дело очная форма обучения (2 смена)

76,7%

23,3%

0%

0%

0%

4,8

Сестринское дело очно-заочная форма обучения

63,2

36,8

0%

0%

0%

4,6

Фармация

66,7

33,3

0%

0%

0%

4,7

3.      Оценка степени сложности при выполнении дипломной работы

Сестринское дело очная форма обучения (1 смена)

11,9%

54,2

16,9

8,5

6,8

3,6

Сестринское дело очная форма обучения (2 смена)

23,3

50

13,3

2

1

3,7

Сестринское дело очно-заочная форма обучения

13,2

52,6

28,9

5,3

 

3,3

Фармация

5,6

50

33,3

5,6

5,6

3,4

Как показывают результаты, наибольшую степень самостоятельности при выполнении работы отмечают студенты отделения «Фармация», а также работающие студенты отделения «Сестринское дело» очной формы обучения, обучающиеся во вторую смену. Эти же студенты оценили наиболее высоко степень полезности для себя этой работы.

Наименьшие трудности, по ответам респондентов, возникали при выполнении дипломной работы у студентов отделения «Фармация» и студентов очно-заочной формы обучения, хотя последние и имеют самый низкий средний балл по защите работ (3,95).

Радует, что у студентов не возникло негатива к выполнению дипломных работ. Это свидетельствует о своевременной их мотивации на выполнение данной работы и адекватном методическом обеспечении, а также о качестве руководства дипломными работами.

Практика показала, что студенты, следующие методическим рекомендациям по выполнению курсовых и дипломных работ и регулярно взаимодействующие с руководителем, успешно выполнили и защитили работы.

Сами преподаватели оценивают руководство дипломными работами как исключительно энергозатратный и напряженный труд. Это связано с особенностью контингента, особенно обучающегося по специальности «Сестринское дело». Важен и базовый уровень подготовки поступающих на обучение по специальности и высокий процент работающих студентов, закончивших обучение в школе 5 и более лет тому назад.

В ходе руководства дипломными работами преподавателями был выявлен ряд проблем, с которыми столкнулись обучающиеся:

  • отбор и переработка теоретического материала;
  • формулирование выводов по каждой части раздела;
  • анализ результатов практической части работы;
  • формулирование выводов в заключении;
  • оформление библиографического списка.

Дополнительной проблемой к вышеперечисленным трудностям, для студентов старшей возрастной группы недостаточный опыт работы с персональным компьютером и в частности с прикладным программным обеспечением (например, MS Word, MS Excel, MS PowerPoint и т.д.).

Если для студентов, обучающихся по специальности Сестринское дело по базовой подготовке, преимущество выполнения дипломной работы перед итоговым междисциплинарным экзаменом в качестве итоговой аттестации и может вызывать сомнение, то для программ подготовки по специальностям Лечебное дело и Фармация такая форма аттестации оправдана.

В чем позитивный момент перехода на новую форму ГИА?

  • приобретение выпускниками колледжа компетенций, делающих их конкурентоспособными на мировом рынке труда;
  • реализация их творческого потенциала, что актуально для части обучающихся;
  • приобретение опыта исследовательской деятельности, что расширяет профессиональные возможности и может быть использовано в различных областях деятельности, в том числе при получении высшего образования.

Организация ГИА требует участия работодателей. Хотелось бы большего участия работодателей в организации выполнения курсовых и дипломных работ, так как часть исследований может выполняться по их заказам.

Важным является, насколько востребованным будет приобретенный выпускниками опыт исследовательской работы на российском рынке труда.

Библиографический список

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 501 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 «Фармация».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 502 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело".
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 514 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело».
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. № 969 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.02 Акушерское дело».



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*